Гірськолижний форум

Гірськолижний форум (https://extreme.com.ua/forum/forum.php)
-   Наша жизнь вне Форума (https://extreme.com.ua/forum/7-nasha-zhizn-vne-foruma/)
-   -   Контраварийное вождение. Зима (https://extreme.com.ua/forum/nasha-zhizn-vne-foruma/5488-kontravariinoe-vozhdenie-zima.html)

Sheridan 16.12.2009 17:58

Контраварийное вождение. Зима
 
Не совсем по теме я начну, но, думаю, бывалые дополнят и мы насобираем тут рецептов вождения без ущерба нашим 4-хколёсным друзьям.

Гололёд :crazy: Я обожаю это состояние дорог. В часы пик в городе это, конечно, жесть... Но в остальное время и при свободных встречках можно себе доставить адреналина поболе, чем на трассах ФИС. А уж о дороге Микулычин-Буковель я вообще молчу - тишина и редкие всхлипы в машине, стрёкот АБС, заносы, пролетающие справа, как припаркованные, аутлендеры и паджерики. Пульс 200 :crazy:

Но сегодня не об этом. Напишу я парочку принципиальных моментов для города и гололёда. Заранее прошу прощения за сумбурность изложения (ну не инструктор я) и за отсутствие опыта вождения заднего привода, хотя некоторые, если не большинство, принципов относятся к любому типу приводов.

1. Хорошая зимняя резина. Это бесспорно.
2. Общее состояние ходовой на 4+ и выше. Тоже логично.
3. Чистые окна. Все, без исключения.
4. Прогретый двигатель. Немоловажно.
5. Правильная дистанция. Но не настолько, чтобы какой-то я, обогнав, вклинился перед Вами.
6. Включенный ближний свет.
7. АБС. По желанию.

Дальше - опыт. Личный.

1. Тормоз - враг. Ваши помощники - газ и сцепление. Тормоза, даже при наличии ABS и всего остального, на гололёде делают машину неуправляемой. Торможение двигателем намного эффективнее.

2. Смотреть во все глаза и зеркала. Быть всегда готовым уйти от удара с помощью руля и газа. В том числе и от удара сзади.

3. Опытный водитель не будет ехать в городи и за городом по отполированной до блеска ледяной колее. Всегда - правое колесо посередине колеи, левое - ближе к осевой на снегу, а не льду (если это возможно).

4. В поворот заходить только на скорости меньше разумной при данном состоянии дороги. Оттормаживаться двигателем. Превышение по этому пункту - основная причина аварий по Вашей вине.

5. На подьёмах отпускать впереди идущие машины, будучи готовым обогнать их, если они не смогут выгрести. Или спрыгнуть в сторону, куда невыгребающего не будет сносить точно.

6. На злых спусках... На них лучше не соваться. Но, если у ж так получилось, помните, что тормоз - враг. Также причиной неприятностей на спуске может оказаться некорректное переключение передачи на нижнюю. Как только попали в такой клей - сразу включайте аварийку. Это даст хорошим водителям понять, что нужно насторожиться. Если несёт - первая передача, бордюр, тротуар без людей и дерево. Но не стоящие машины - дороже выйдет. Заднюю передачу не думайте пытаться включать - достойные коробки этого не позволят, недостойные - рассыпятся.

Ну и крайний пункт на этот пост - пока больше не могу вспомнить. Причиной появления этой темы стал сегодняшний случай, полностью повторивший такой же 10-тилетней давности.

7. Всегда, подьезжая к очереди машин к светофору или чему угодно другому, останавливайтесь с запасом (и чуть левее, в соответствии с п.3), чтобы оставить себе место для маневра, если в вас сзади будет скользить кусок железа без мозгов. И, пока стоите - ждите этого урода в заднем зеркале.

Сегодня так и было. На том же месте, как и 10 лет назад. Скользящий в меня, ударил впереди стоящую машину, а я уже был на тротуаре давно... Как только увидел в зеркале "его", стремительно приближающегося сзади.

Всем удачи на дорогах. Будьте внимательны. Ну и дополняйте. Без флуда, плиз :friends:

A888 16.12.2009 18:26

8. Давление в шинах обязательно проверить, желательно уменьшить на 0,1-0,2 от нормы.
Исключить перекос давления на оси.
9.Следить за знаками светофора в городе, и начинать трогаться заблаговременно.

Добавлено через 3 минуты

10. Никаких резких движений рулём и газом, всё очень плавно. При трогании, ( при пробуксовке) не давить на газ и не палить резину.

StasV 16.12.2009 19:09

Насчёт давления +1 ... проверено многократно что на пониженном давлении и проходимость лучше и протектор самоочищается эффективнее и пятно контакта больше.
Часто побуксовав в снегу снижаеш давление и с удивлением спокойно едеш дальше. Но для таких фокусов надо возить с собой компрессор

wwa 16.12.2009 19:10

Подпишусь практически под каждым словом.

От себя добавлю:

по пункту 1. Тормоз действительно враг в гололёд, но не ручной тормоз. Он друг, естественно при умении им правильно пользоваться, а не рвать его на себя пытаясь упереть в крышу! (у меня сейчас он ножной, никак не могу его прочувствовать левой ногой).

по пункту 4. Оттормаживаться желательно перед поворотом, а непосредственно в повороте идти в натяжку.

по пункту 6. Касательно тормоза см. п.1 (в остальном согласен полностью)

Пункт 11. В движении, тем более зимой, забудьте о нейтральной передаче, избавьтесь от этой дурной привычки катиться на нейтралке! Машина должна катиться только на скорости. (кстати мнение о том, что на нейтралке происходит экономия топлива ошибочна...) Экономьте лучше своё здоровье и нервы.

Пункт 12. Хотя-бы на зиму забудьте, что Вы "практически Шумахер", отнеситесь к своим навыкам в два раза кретичнее чем обычно, но при этом все действия должны быть осознанными и уверенными.

п.с. Удачи на дорогах.

vik 16.12.2009 19:55

Зимой есть 3 нельзя.
1. Резко жмать на газ.
2. Резко жмать на тормоз.
3. Резко крутить рулем.
Все остальное в категории опыт, состояние лисапеда, и наличие дураков на дороге.

Doc 17.12.2009 17:40

Цитата:

Коментар від Sheridan (Коментар 45684)
Братья, хватит об АБС. В названии темы - слово Зима. Я говорил, что тормоз - враг.

Не, это утверждение уж слишком категорично.
Тормозить можно и нужно (иначе как остановишься?) .
Зимой есть только один способ тормозить - пунктирный: нажал-отпустил-нажал-отпустил (с помощью двигателя не остановишься).
Вначале зимы, всегда еду на заснеженную свободную площадку: пускаю машину в занос, торможу, газую, управляю заносом, поворачиваю с помощью заноса - где-то час, не меньше в день (дня три хватит).
Все вспоминаю и катаюсь весь сезон спокойно.
Всегда в зимней дороге надо смотреть на 10 шагов дальше, чем на летней - помнить про "дураков".
Очень опасно переходить на пониженную передачу, может сорвать в занос.
Опыт вождения - 20 лет.
Олег.

З.Ы.

А враг зимой - это сцепление.
ЗАБУДЬТЕ ПРО ЭТУ ПЕДАЛЬ ВО ВРЕМЯ ТОРМОЖЕНИЯ.

Добавлено через 53 минуты

О, нашел в подтверждение моего личного опыта:

Приемы торможения на скользкой дороге - как правильно тормозить зимой, на льду | уроки, курсы вождения автошкола ШТУРМАН

wissem 18.12.2009 08:56

Не знаю, может не в тему, НО попробую рассказать как правильно (или желательно) заводить пепелац в лютый мороз, и не в лютый, но мороз, тоже. Вечером приехав и запарковав машину надо открыть 1-у 2-е двери на 3-5 мин для того, чтоб остудился салон, тогда с утра вам не придется ковырять лобовое шкребком, или ехать с обледенелым стеклом. Утром, сев в машину, если аккум не совсем дохлый, желательно мигнуть фарами пару раз, потом включить зажигание, выключить, потом включить опять, выжать сцепление и, удерживая его, пробовать заводить, если завелась, то подержать его секунд 10 и отпустить, сразу почувствуем как обороты немножко упадут. Таким образом получаем больший пусковой ток и стартеру намного приятней крутится при заводе с выжатым сцеплением, когда шестерни КП не задействованы.

ЗЫ: для машин с АКП, при заведенном двигателе и выжатом тормозе прогнать ручку КП по всем положениям с задержкой в каждом из них около 3 сек, так загустевшее масло в кп намного равномернее распределяется. НИ ГВОЗДЯ НИ ЖЕЗЛА! :)

Glosster 19.12.2009 14:16

Вчерашние "сводки с полей" подсказывают еще одно правило- следить за полнотой бензобака и не дотягивать на "парах". Да и лишняя десятилитровка в багажнике может ой как пригодиться.

Moric 19.12.2009 22:42

Все хорошо и правильно описано.
Добавлю ещё - немного взаимопонимания на дорогах:
- пример 1: чел мучается, выезжает перед тобой на главную (паркуется явно тупо и т.д.) и буксует - дай ему возможность закончить начатое, не гноби;
- пример 2: тебя обгоняют (ты явно "помеха", тут главное правильно оценивать свои способности) - не дерзи, пусти "смертника", а может просто более тренерованного водилу;

wissem 19.12.2009 23:02

У всех киевлян сегодня была отличная возможность испытать свои навыки контраварийного вождения :) Я, отъехав, от протасового яра наверх долго карабкался на 2-й внатяг (т.к на первой тупо стоял на месте), когда увидел волгу, едущую на меня юзом задом(!), прозрел быстро развернулся и поехал низом другой дорогой. Завидовал всем у кого полный привод.
Один вопрос - КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРОСТО НЕ ЗНАЛИ, ЧТО В ДЕКАБРЕ БЫВАЕТ СНЕГ, ИЛИ ЭТО ПРОСТО ПОХ.ИЗМ??? других причин непосыпания и нерасчищения дорог я не вижу....

koss 19.12.2009 23:17

у меня одно колесо вчера пробилось и теперь оно летнее, очень интересно ездить.. абс постоянно меряет по летнему колесу "буксы" и не даёт нормально тормозить.. да и вообще не даёт нормально тормозить... чтоб сократить тормозной путь нужно не доходить до отсечек абс.... и вообще возмущён, что абс не отключается отдельной кнопкой на торпедо как есп.

Sheridan 01.11.2010 16:45

Начало зимы всегда связано с повышением количества дорожно-транспортных происшествий. Сотрудники ГАИ сопровождают их стандартной формулировкой: "водитель не справился с управлением автомобилем"... Эта крылатая фраза не раскрывает сути проблемы.

Во многих случаях причина ДТП заключается в том, что водитель и автомобиль не поняли друг друга.Особенно остро это проявляется на скользкой дороге, которую можно охарактеризовать как "зону риска" из-за того, что сцепление колес автомобиля с дорогой ухудшается. Автомобиль становится неуправляемым даже в таких ситуациях, которые мы просто игнорировали бы на сухой дороге.

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать неприятностей.

Совет №1.

Многие водители довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда автомобиль "не хочет" изменять направление движения после поворота руля. Естественная реакция - повернуть рулевое колесо на больший угол и дальне до упора. А вот этого-то как раз делать нельзя, так как снос (соскальзывание) передних колес приведет к потере управляемости. Как жаль, что рядом с вами не находится "добрый дядя", который в тот момент, когда руки начинают докручивать руль, остановить их и посоветует: "Придумай что-нибудь еще, иначе попадешь в аварию"!

Совет №2.

При вираже на скользкой дороге многие водители страхуются плавным выходом на дугу и поэтому вынуждены доворачивать руль в повороте. Эта ситуация напоминает предыдущую, но ошибка заложена в избранной траектории движения. Лучше в первой фазе повернуть руль на больший угол поворота колес, либо (что лучше) его уменьшить. Для того, чтобы это получилось, нужно перед поворотом использовать эффект "загрузки" передних колес весом автомобиля. Чтобы его добиться необходимо перед поворотом,лучше всего в последний момент, резко уменьшить обороты двигателя или включить пониженную передачу. После этого у вас есть 0,1 с, чтобы начать поворот. Это время, когда пружины передней подвески будут находиться в сжатом состоянии.

Совет №3.

Хотя мы рассчитываем на тормозную педаль, как на "палочку-выручалочку", во многих случаях к ней лучше не прикасаться, чтобы не ухудшить и без того сложную ситуацию:

- на повороте, когда уже допущена грубая ошибка, и колеса повернуты до упора, рефлекторное резкое торможение с полной блокировкой колес приведет к потере управляемости и баллистическому скольжению вперед;

- если же критическая ситуация связана с глубоким (по амплитуде) заносом автомобиля, полная блокировка колес переведет автомобиль в боковое скольжение;

- ну, а когда автомобиль попал во вращение, лучше выжать педаль сцепления, чем нажать на тормоз, так как блокировка колес переведет автомобиль в скольжение по касательной. Завершается такое скольжение либо на своей обочине, либо на встречной полосе в зависимости от того, в какой фазе вращения было применено резкое торможение.

Совет №4.

От старой школы управления, рожденной еще до войны, нам достался прием, который передается, очевидно, по наследству. Это выключение сцепления и движение "накатом". Некоторые водители считают, что таким образом им удается сэкономить бензин и облегчить жизнь автомобилю.

Хорошо бы этот прием искоренить полностью, так как он очень опасен, особенно на скользкой дороге, Педаль газа - это главный регулятор безопасности. С ее помощью можно прекратить занос задних колес и снос передних, сохранить равновесие автомобиля на дуге поворота, "вытянуть" автомобиль из многих критических ситуаций.

Совет №5.

Многие водители даже не подозревают, что существует более 20 приемов дросселирования. Под этим термином подразумевается работа педалью газа.

Эти приемы существенно отличаются на автомобилях с разным приводом. Например, при заносе на скользкой дороге заднеприводном - "прикрыть газ" (то есть оставить некоторую тягу на колесах), а вот на переднеприводном "газ надо добавить", чтобы соскользнуть передними колесами и стабилизировать автомобиль.

На скользкой дороге все действия педалью газа должны быть плавными, но самое главное - они должны быть жестко связаны с действиями рулевым колесом.

Совет №6.

Педаль сцепления ( на тех автомобилях, где она есть) может выполнять много "антиаварийных" функций.

Так, при вращении автомобиля кратковременное (!) выключение сцепления может остановить его; при трогании с места на льду она поможет избежать пробуксовки ведущих колес; при экстренном торможении смягчить включение передач; при потере тяги на снежной целине может поднять обороты двигателя; а в некоторых случаях этот прием поможет довернуть автомобиль с помощью вращения.

Совет №7.

В зимних условиях, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач, стояночный тормоз из пассивного органа управления превращается в активный и позволяет сделать задние колеса управляемыми, блокируя их на короткое время, чтобы повернуть или развернуть автомобиль на скользкой дороге.

Совет №8.

Говоря о функциях каждого из органов управления, нельзя обойти вниманием рычаг переключения передач. Он способен как помочь, так и навредить.

На скользкой дороге желательно включение повышенных передач с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи, чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой, чтобы исключить резкое замедление ведущих колес. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач. Это позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей, чтобы не заглушить двигатель при экстренном торможении.

Источник Центр Высшего Водительского Мастерства | Обучение высшему водительскому мастерству

koss 01.11.2010 17:57

не согласен с пунктом №4 "не выключать передачу, а всегда тормозить с включенным сцеплением". Может для 20-ти сильного двигателя упомянутого довоенного периода оно и лучше, но если у двигателя хорошая тяга на "низах", при нормальном сцеплении колёс с дорогой намного легче его отключить во время торможения. На скользком же покрытии конечно уверенней тормозить "на передаче", но опять же если на механике всё-таки при скоростях близских к нулю всё таки нужно отключить сцепление, чтоб двигатель не заглох.. :)

по первому пункту вообще не написали что реально делать:

На скользкой дороге перед поворотом необходимо оттормаживатся с ровным рулём до поворота, а не начинать поворот а потом тормозить, как написано в пункте 2. Если оттормозится до безопасной скорости не получилось лучше проехать поворот, развернутся и попробовать (со второго захода) ещё раз оттормозится уже с меньшей скорости :)

если же всё таки нужно уже поворачивать и колёса повёрнуты, а машина продолжает двигаться в прежнем направлении - резко верните руль в прямое положение и плавно ещё раз попробуйте повернуть, если не вышло - опять быстро руль назад и ещё раз ещё плавней поворачивайте.

если передний привод - оттормаживайтесь до поворота, так чтоб был запас хода прибавить газу в повороте.

если настоящий постоянный полный привод (не как у уазика и нисана патрола, и не подключаемый) - без ускорения и замедления поворачивайте и только тогда когда поймали нужный азимут можно ускорятся. Если большая скорость - или без газа на драйве "без газа" или на нейтрали поворачиваю, а начинаю выходить из поворота с перегазовкой чтоб выровнять траекторию (нужен запас оборотов и скорости для этого).

как поворачивать на заднепроходных не знаю) скорее всего очень медленно)

Внимание: как заднеприводные нужно рассматривать УАЗик, Нисан-патрол и вообще все машины с подключаемым передним приводом без межосевого дифференциала. Особенно опасно ездить на таких машинах зимой по городу с "полным приводом" потому что они вообще не поворачивают.

Также не поворачивают и машины с межосевым дифференциалом если его заблокировать (кнопочка "lock" на Раф 4, "блокировка вкл" на ниве). Эта блокировка для того, чтоб грязь-песок по прямой можно было проехать. когда-то обнаружил, что отец с блокировкой зимой ездил, он думал, что блокоровка для зимы)))

Все модные паркетники с непонятно когда автоматически подключаемом полном приводом поворачивают на льду исключительно благодаря системам стабилизации движения. Никогда не отключайте никакие системы помощи.


как выпадет снег классно покататься на ровной ледяной плошадке - на осокорках например. :)

wissem 01.11.2010 22:33

позволь не согласится с тобой. Все изложенное в посте Дэна - истина. Для пункта 1 написали не, что надо делать, а, чего делать не надо. По пункту 4 я вообще не понял, чего ты не понял :) ездить ЖЕЛАТЕЛЬНО с включенным сцеплением. В большинстве экстренных ситуаций НЕОБХОДИМО действовать только с включенным сцеплением, за исключением ситуаций, описанных в пункте 6. :)

Moric 02.11.2010 00:02

"По Sheridan'у" всё правильно.
В 3 пункте, где во вращении выжать сцепление как-бы хорошо, но если использовать инерцию, силовой агрегат и руление можно выйти из вращения в нужном направлении.
Правда всё перечисленное "По Sheridan'у" рядовые драйверы практически не используют.

Чтоб всё работало, нужны тренировки и действия доведённые до автоматизма. Просто прочитать и запомнить не получится.

Koss тоже во многом прав.
Что касается заднеприводных (да и всех остальных) - не медленно, а плавно, вот залог безопасного вождения. Агрессия нужна для конкретных целей, а 99,9 % расстояний преодолевается ради безопасного попадания в точку В:agree:


Часовий пояс GMT +2. Поточний час: 13:34.