Funcarving. В переводе To Carve - резать. Fun - переводить смысла нет
В общем смысле, стиль карвинг - это прохождение спуска резаными поворотами.
Если для спортсмена или просто специалиста, понятие резаного поворота и его техники, вполне ясны, то для начинающих и любителей тут есть масса вопросов.
Для начала небольшой ликбез.
Лыжи в процессе поворота могут не только идти по разным траекториям, но и занимать разное положение во время его выполнения. Так поворот, при котором задник лыжи двигается по большему радиусу чем носок, делается с так называемым СБРОСОМ пяток. Лыжа может соскальзывать по всей длине, тогда это поворот СОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ. Если лыжа в повороте прогнута настолько, что кант повторяет форму поворота, то никакого проскальзывания не будет вовсе. То есть лыжа пройдет весь поворот находясь на канте. Это и есть РЕЗАНЫЙ поворот. Реально, в чистом виде, таких поворотов практически не получается. Всегда либо начало, либо окончание поворота выполняется смешаной техникой. Однако можно стремиться к преимущественно точному исполнению резаного поворота.
Сам по себе резаный поворот это еще не карвинг в современном понимании. По крайней мере, та техника, которую использовали спортсмены лет десять-пятнадцать назад, будучи определнно резаной, на столько же определенно НЕ карвинг.
Я бы дал следующее определение карвинга: Выполнение законченых крутых поворотов на средней или высокой скорости без проскальзывания и с минимальным временем нахождения лыжи в плоском скольжении.
Оборудование: Коротко, все основные рекомендации можно свести к наличию лыж карвинговой геометрии, креплений на платформе и ботинок с некоторыми особенностями. Если по лыжам и крепежу у меня комментариев нет, то с платформой и ботинками не так все просто.
Платформа безусловно позволяет делать более глубокую закантовку и отодвигает момент касания ботинком склона. С другой стороны, многослойная конструкция не всегда идет на пользу характеристикам лыж. Она может делать их непригодными не только для карвинга, но и для приятного катания. Желательно использовать либо интегрированую в лыжу платформу в совокупности с креплениями не влияющими на жесткость лыж. Таких систем лыжа-крепление уже выпускается немало.
Что касается ботинка, то считается, что ботинок должен иметь некоторую подвижность в переднем направлении. То есть колено можно немного подать вперед. Не уверен в абсолютной правильности этого вывода. Скорее выбор положения голени в ботинке и регулировка наклона голенища более критичны для карвинговой техники. Однако оставляю вам самим решать что правильно, а что нет.
Склоны: Существует общее мнение, что для карвинга нужны хорошо отратраченые и жесткие склоны. В целом согласен. Хотя и считаю, что непригодность карвов для бугров и целины - скорее следствие низкого уровня владения лыжами. Думаю, что техничный лыжник способен не только правильно (с точки зрения техники) пройти любой склон, но и сделать это на любых лыжах.
Палки: Не уверен, что палки вредны для экстремального карвинга.
Теперь собственно о технике.
Делая простой поворот большого радиуса на невысокой скорости, нельзя считать это карвингом, хотя бы это и резаный поворот. Я бы определил, что настоящий карвинг - это силовой стиль катания на скоростях выше средней. При прохождении поворота на большой скорости, центробежная сила неизбежно вдавливает лыжу в более короткую дугу. С уменьшением радиуса растут и нагрузки. В экстремальном повороте лыжник может испытать четырехкратную перегрузку. Это весьма атлетическая техника. И требует вполне серьезной силовой и технической подготовки. Если проходить значительную часть спуска в агрессивной манере, то уверяю вас, вы почуствуете как ноют ноги от больших усилий. Столь же важно, на мой взгляд, понимать, что траектория в идеале должна состоять из цепочки полукружий или даже более закрытых, законченых частей окружностей. То есть простая пологая змейка - это не то. Важно закладывать глубокие и законченые дуги.
Крутой и мощный поворот вызывает выстрел лыж, важно контролировать момент перекантовки и не давать лыжам гулять между поворотами. Для правильного прохождения момента перекантовки можно использовать и технику подбора ног и технику опережающего движения. Это уж как вам удобно. Реально, повторюсь, в чистом виде технические приемы не получаются, они всегда разбавлены вашими ошибками, привычками и текущими условиями поворота.
Подбор ног: в завершающей фазе дуги, не ослабляя давление на кант вы подбираете ноги под себя(садитесь). При этом важно сохранять центральную стойку и точно держать равновесие. При резкой отдаче лыж возникает опрокидывающее назад усилие. К этому надо быть готовым и уметь нейтрализовать этот эффект. Для начала следующего поворота ноги как бы выстреливают из-под вас вбок в другую дугу, сразу прогибая их. В таком закантованом положении лыжа и должна идти в повороте. Радиус и длина дуги зависит от того как вы ведете лыжи, но проскальзывания быть не должно.
Опережающее движение тоже метод небесспорный, но на мой взгляд имеющий право на жизнь. Суть его в том, что ноги совершают под вами не только движения влево-вправо, но и вперед-назад. Сразу оговорюсь, что это под силу только достаточно подготовленому лыжнику. Ведение лыж при этом способе перекантовки не меняется, меняется положение центра тяжести лыжника в процессе поворота. Если в начале и середине поворота сохраняется центральная стойка, то в конце лыжи как бы проводятся под телом через центр тяжести. В конце поворота корпус должен двигаться вперед с большей скоростью, чем ноги. Вы как будто переваливаетесь через линию ведения лыж, опережая их на мгновение. Но в следующее мгновение лыжи должны сравняться с корпусом и вернуть вас в центральную стойку. Этот способ хорош тем, что автоматически заставляет вас правильно грузить лыжи в продольном направлении. Начиная поворот загружаем переднюю часть, завершаем загрузкой задников. Еще раз отмечу, что это личное мнение, и оно не является единственно правильным.
Опора на обе ноги - так же спорное правило. Дело в том, что для разных условий снега и разных лыжников, его соблюдение может помогать, а может привести к падению. Ведение не опорной (нагорной) лыжи на внешнем канте должно быть абсолютно точным, чтобы не вызвать потерю равновесия. В классической технике, эта лыжа всегда идет ненагруженная. Она как бы следует рядом с опорной и готова для роли опорной в следующем повороте. В нашем случае опора на обе лыжи позволяет выдержать большую нагрузку в дуге и улучшает надежность сцепления на жестком склоне. Для правильного ведения неопорной лыжи я рекомендую упражнение:повороты на одной ноге, причем только на внутреннем канте. Поворот направо выполняйте на правой ноге, а налево - на левой. Это не так просто, как кажется.
Широкое ведение лыж - следствие частичной опоры на обе ноги и необходимость для поворотов на высоких скоростях. Разумеется, насколько широко нужно держать лыжи - дело ваше. С эстетической точки зрения, мне больше импонирует узкое ведение лыж, несмотря на более сложную технику.
Положение корпуса. Разные тренеры и разные национальные школы пока не пришли к единому мнению по этому вопросу( а возможно и не придут). Поэтому, сгибаться(ломаться) в процессе поворота в области таза или нет - дело ваше. Считается, что фанкарвинг - это прохождение поворота с предельным наклоном практически не согнутого корпуса. Зачастую, именно этот стиль мы видим на рекламных фотографиях. Однако, если посмотреть на коллекции снимков на сайтах производителей, то мы увидим, что прорайдеры редко применяют подобную технику.
С сайта freeride.medialt.ru - давно исчезнувшего с просторов инета. НО! Есть что почитать единомышленникам.
http://www.funcarver.h11.ru/
P.S. Лично от себя: фанкарверы! буду рад покатать вместе.
всё-таки это - ТЕМА!