Сразу после нового года мы приехали на французский курорт La Clusaz (Ля Клюза), дабы хорошенько раскататься перед соревнованиями по фрирайду Ля Клюза Радикал Маунтин 4* (входящие в систему мирового фрирайд ворлд тура) и разобраться, чем же так примечателен этот курорт.
Первым делом обращаешь внимание на местоположение — всего в 50 минутах езды на автомобиле от Женевы, а значит, очень близко от аэропорта. До красивого Анесси 30 минут езды, до Шамони меньше часа. Это уже северные Альпы, а близость к Монблану и расположение на высоте 1100 метров создает особый микроклимат с хорошим оснежением склонов. Перепад высоты больше километра намекает на большие приключения во время катания. Интересное расположение – зона катания расположена как бы по кругу, две «фрирайдовых» горы, между которым идет высокий хребет 2400-2600 метров с массой вариантов для катания, и напротив две «семейных», соединенных пологими трассами, всего здесь больше 130 км. трасс. Подъемники в разных частях хребта поднимают на 1957-2477 метров, из-за такого расположения можно выбирать склоны любой экспозиции, возможны спуски на обратную сторону с гигантскими перепадами. Имеется обширная зона лесного катания, подчас дикая – встречи с животными проходили регулярно. Есть сноуборд парк, обслуживаемый собственным быстрым бугелем.
Поселение внизу растянулось на несколько километров, все без проблем доступно, так как объединено ски басом. В центре традиционная колокольня, узкие улочки с магазинами, барчики и подобные заведения апре-ски. Из - за того, что это постоянно населенное место, цены в местных супермаркетах довольно низкие, это всегда приятно. В офисе по туризму работает хорошо говорящая по-русски Мара Джункере, здорово облегчающая пребывание русским туристам.
Aurellie Forge пресс-атташе Ля Клюза:
«В отличие от некоторых других курортов, построенных исключительно как горнолыжные станции, у Ля Клюза есть душа, ведь это изначально деревня, в которой до сих пор живут около двух тысяч человек. Именно поэтому в этих горах рождаются местные чемпионы, известные на весь мир, а курорт не закрывается на лето. На лыжах катаются больше 100 лет, первый лыжный клуб появился в 1926 году. Здесь прочно обосновался альпинизм и ски-тур, особые отношения с природой. На массиве De Beuregard и De Manigod отличные условия для семейного катания и отдыха, напротив, на De L*Etale и De Balme для фрирайда».
Очень наслышан о Ля Клюза за счет промоушена, который делают прорайдеры курорта по всему миру, и конечно, самый известный из них это Кандид Товекс. Живет где-то прямо под горой Ле Бальм, там же поселились и мы! На этой горе Кандид и вырос, специально пересмотрел старые Растафарайды, Пулл Ап, Кандид камера — неудивительно, большая часть кадров сделана именно в этих местах, легко узнаваемым по характерным хребтам с отвесными скалами. Несколько лет в мире фриски гремел Candide Invitacional, проводившийся на этой же горе.
Первый контест среди ныне известных подобных. Необычный «лунный» рельеф с большим количеством естественных вылетов, квотеров и степ апов помогал шейперам творить невероятные фигуры. Помните «дырку от бублика», «самый большой степ ап» и «большую берту»? По злой иронии судьбы самую свою серьезную травму (перелом позвоночника в 2007 году) Кандид получил как раз при недолете на «Большой берте», чудовищном, почти 40 метров биг эире. Как говорят врачи, от парализации Кандида спасли считанные миллиметры. Эта травма положила конец этим соревнованиям, карьере Кандида Товекса паркового райдера, и подарила миру «фрирайдера» Кандида Товекса. Именно таким я его и встретил через пару лет в Красной поляне, он неожиданно для всех приехал на первый этап чемпионата мира по фрирайду FWT, чтобы уже через пару месяцев легко выиграть титул чемпиона мира…
Он легко скользил в фирменном стиле «вприпрыжку» быстро ориентируясь в незнакомом лесу, импровизировал с трюками и никого не ждал. Сейчас Кандид на пару лет ушел в тень, с помощью Квиксильвера посвящая все время съемкам в лыжном блокбастере наподобие фильмов Трэвиса Райса. Сейчас контракт с Ля Клюза имеет другой знаменитый местный житель фрирайдер Себ Мишо, успешно справляющийся со своим делом. К сожалению, Себ травмировался и не смог принять участие в туре этого года, но с удовольствием занялся судейской работой. Себа Мишо и Кандида Товекса знает весь мир, но, как оказалось, из Ля Клюза еще несколько знаменитых лыжников: здорово повлиявший на лыжный мир стиляга и изобретатель новых гребов Лоло Фавре, один из первых чемпионов мира по могулу Эдгар Гроспирон, призер Х-геймз в хафпайпе Ксавье Бертони, Луи Колонн-Паттон и другие, например, никому пока не известный 16 летний хафпайп лыжник Сезар Фавр. Надо сказать, все российские курорты пока «на тормозе» и не начали использовать прорайдеров в своем маркетинге для продвижения в массах катающихся.
В один из снежных дней нам удалось покататься с известным местным гидом Антона Летаги, который известен у нас своим приездом в Россию на один из первых чемпионатов по фрирайду, десять лет назад прорайдер сноубордист, а сегодня лыжник. Летом маунтинбайкер и шейпер даунхильных трасс, да-да летом здесь есть, где прохватить на байке. Лавинная опасность 4 из 5 и плохая видимость намекает на лесное катание, верх затянут, и мы лихо промчали тайными тропками, используя автомобильный серпантин и лесные просеки, и вероятно те самые велосипедные трейлы. На очередном траверсе, глядя как я подталкиваю, буксирую Аню, Антона изрекает: «Мда-а, каждому сноубордисту нужен друг-лыжник, который будет его возить». А я невольно думаю, как же круто здесь будет летом.
«Open La Clusaz Radikal Mountain»
Многие кое-что слышали о соревнованиях по фрирайду, но мало кто представляет, каково быть их участником. Сначала регистрация, в которой уже идет жесткий отсев, платишь 2100 руб. (входит только ски пасс на день), для 4* этот взнос составил уже 4400 руб. (входит ски пасс на три дня и ланч), встреча на подъемнике в 6 утра! Забавно, но соревновательный день 12 января пришелся как раз на мой день рождения! Встаю ночью, в полпятого утра. Как добираться — непонятно, мне повезло поселиться относительно недалеко, и я просто шел пешком полчаса – наслаждаясь прогулкой под черным красивым звездным небом в полной тишине. В 7 утра начался брифинг-семинар, показывают карту склона (его выбрали прямо над трассой с множеством следов), куда можно ехать, куда нет, где какой снег.
В 8 утра начался подъем и просмотр трассы — довольно интересный, все 100 участников съехали прямо по ней, находящейся и так не в лучшем состоянии. В 9.30 начался старт первого участника, и только в 12 пришла моя очередь. Чисто делаю самый сложный на моем маршруте дроп от старта в плоское приземление (там прыгали все претенденты слева или справа и только пара человек кроме меня по центру), затем еще один в необычном месте, там не прыгал никто, третий дроп, популярный, приземляюсь в чей- то след, но уезжаю. Четвертый прыжок в каскаде большинство избегали, под обрывом жесткие следы траверсов, но я решил, как раз там мне ничего не угрожает и прыгнул. Неожиданно хлесткий и жесткий удар, и вот уже мир закрутился вокруг меня, отрывая с ног лыжи. Грустный финал.
Анна Орлова (Rossignol, Roxy, Giro, Dakine)
La Clusaz Radikal Mountain FWQ 4*
«Четырехзвездные соревнования по фрирайду — это последняя ступень перед основным этапом FWT. Выиграешь три этапа и все, ты на Вербье, по склону которого проехать уже победа. Поэтому участников отбирают очень тщательно, если у тебя нет рейтинга за прошлый год, то ты автоматически не пройдешь, а дальше отбор идет лучших из лучших. Места в женском сноубординге ограничиваются десятью, плюс одна девушка проходит из отборочного Опена. Wild card дают по усмотрению организаторов, но обычно это бывшие или настоящие участники FWT или просто знаменитости. География участников поражает: Европа, Америка, Южная Америка, Новая Зеландия и конечно Россия. Здесь Гена Хрячков, Аня Ханкевич.
Трассу для квалификации выбрали неподалеку от подъемника, поэтому просмотр не вызвал сложности. Солнечный в послеобеденное время склон и сильные ветра обеспечили бетонный снег утром, жесткую корку, но недавние снегопады подсыпали снега, поэтому в местах скрытых от ветра был настоящий павдер.
Вечернее собрание, инструкции по безопасности, разбор самых ледяных мест, какие скалы закрыли и раздача номеров. Я стартую первой. И радость и страх, все еще не могу определиться со своей линией спуска, волнение меня окружает со всех сторон.
Для соревнований подъемник включили на час раньше, старт был назначен на 9:15. Подъем пешком от верха подъемника занял больше часа, и я немного опоздала на старт, поднималась дольше, чем рассчитывали и все-таки я окончательно решила стартовать из вторых ворот. Перепад высоты 550 метром и большой скальный массив.
Не успев отдышаться, стартую. Лишь спасатель наверху успел сказать мне: «Там везде лед, будь к этому готова». Моя линия получилась мужской, но для такого я недостаточно натренирована, надо совершенствовать технику и как можно больше соревноваться.
Жаль, мне не удалось пройти в финал, второй склон был просто удивительным, большой перепад, уклон, интересный рельеф, надеюсь, в следующем году мне посчастливится вновь попасть на эти соревнования».
Как итог: это очень интересное место, пока еще не так хорошо известное русским туристам, а зря! Мы посмотрели на него сквозь призму фрирайда, но в Ля Клюза любой увидит что-то близкое.
Благодарю за помощь в написании этой статьи: Mara Junkere, Alexis Bongard, Aurellie Forge, Antonin Lieutaghi
Фотограф: Андрей Британишский
Автор: Иван Малахов (Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru)