Я очень удивился, когда поиском не нашел у нас темы, посвящённой самому айронмэн ДХ ивенту - Megavalanche. Все, катающие ДХ всегда с восторгом следят за происходящим и первыми смотрят ролики на Ютубе.
В общем, Мегаваланч, это крутое состязание райдеров со всего мира, которое проходит высоко в Альпах Alp d'Huez от одного городка к другому, время прохождения дистанции около часа, победители это делают за 45 минут. Рельеф самый разнообразный, здесь вы можете подскользнуться на леднике, упасть в грязь лицом, удариться об дерево в лесу, и в конце концов "прочесать" асфальт на финише. Сотни участников стартуют одновременно с вершины,главное в этой гонке: вырваться в самом начале, так как дороги узкие, обогнать очень сложно, в лесу это вообще не представляется реальным. Райдеры очень часто падают именно из-за давки,которая на этих соревнованиях просто НЕРРРЕАЛЬНАЯ!!!!!
Посмотрите, это очень круто!
Теперь по делу. Полезный анализ технической стороны гонки провел Valilenk с правильно ресурса twentysix.ru. Читаем, мотаем на
ус покрышки
Дневник Megavalanche: мегатест железа и экипировки
В этом посте я хотел бы рассказать об используемых в гонке железе и экипировке. Это может пригодиться не только потенциальным участникам аваланчей или гонок super D. Мега является эвентом, который проверяет ваш байк и одежду на 100%. Каждый компонент должен быть легким, прочным и удобным. Он должен выдерживать даунхилл, не обременять в апхиле, мокнуть и хорошо наботать на снегу, собирать толстые слои пыли в +30 внизу. В посте я хочу рассказать о тестах, которые провел сам и, заодно, расскажу о том, что используют топы.
Итак, приступим. Что является главным компонентом в железе и экипировке? Наверное
рама. Многие читали на чем ехал я, поэтому про мою раму — чуть позже, а пока — что же использовали гонщики.
Вообще все здесь ездили на огромном количестве рам от разных производителей, поэтому я приведу статистику использования байков у топ350. Правда, надо учитывать большой перекос в сторону французских дх-, 4х- и ам-гонщиков, поэтому национальный рынок доминирует даже здесь. Впрочем возможно это все-таки будет интереснее, чем смотреть кого больше было в топ10 (тем более что там рамы 9 разных брендов).
Частота использования рам различных брендов у гонщиков топ350:
Specialized — 47
Lapierre — 32
Trek — 31
Commencal — 22
Giant — 21
Santa Cruz — 20
Orange — 19
Cannondale — 13
Scott — 12
Kona — 8
Sunn — 8
Intense — 7
Cube — 5
Mondraker — 5
GT — 4
Mongoose — 4
Iron Horse — 4
Yeti — 3
Liteville — 3
Canyon — 3
BMC — 2
Rocky Mountain — 2
Ibis — 2
Norco — 1
Nicolai — 1
Labyrinth — 1
Kraftstoff — 1
Karpiel — 1
Focus — 1
Fatmodul — 1
Cailloux — 1
Production Privee — 1
Felt — 1
Turner — 1
Knolly — 1
некоторые редкие рамы не включил, ибо тяжело посчитать абсолютно точно.
Можно заметить несколько интересных вещей про отдельные бренды. Specialized и Giant — народные марки, в топ350 на них было много гонщиков, но вот в топ20 — никого. Лучший гонщик Specialized — вообще на 43 месте, что невероятно при том, сколько их было в гонке. Лучший Giant — на 31м. С брендом Kona все наоборот, во франции кон очень мало, но в топ15 их две. Также странная ситуация с Cube — их командные автобусы были повсюду, их было как минимум 4, но в топ350 их гонщиков — только 5.
В целом топы едут, конечно, на том, за что выступают. Про остальных гонщиков можно учесть несколько факторов. Lapierre и Commencal здесь очень сильны как свои или почти свои бренды (здесь удивляет малое количество байков Sunn). То же самое можно сказать про Orange, так как англичан на гонке очень много и они любят свой бренд. Возможно если взять всех 2000+ участников, то доминирование этих брендов только усилится.
Trek на данной конкретной гонке очень силен из-за поддержки со стороны самой компании. В частности, здесь даже проводится ко-эвент. Лучший не-командный гонщик трека по итогам финалов получает в качестве приза новый байк Trek. Согласитесь, хороший приз, особенно при том, что на основной гонке призы скорее символические.
Вилки.
Огромное, невероятное количество людей используют вилки Fox 36, сейчас это своего рода стандарт. Альтернатива — Rockshox Lyrik. Остальные бренды, судя по ощущениям, только пробивают свою дорогу в эндуро. Можно встретить и дорогие вилки BOS, и, не сильно чаще, вилки Marzocchi. Даунхильщики массово используют Rockshox boxxer или Fox 40, впрочем по этой части много слов говорить не надо — более показателен кубок мира по даунхиллу.
Главной особенностью подхода к вилкам можно считать то, что топы Fox 36 используют довольно редко, у них гораздо чаще встречаются Fox 32 и аналоги от других фирм. Товарищи не переживают за прочность, но лишний вес стараются снимать на всем, и вилка здесь — одна из главных статей расходов. У самых-самых много прототипов. Видно, что Marzocchi, к примеру, явно готовит что-то новое для этого рынка. Надписи прототип, в прочем, встречались на самых разных компонентах, даже на ободах.
Мега-тест. Вилка Fox 32 показала себя хорошо. Прежде всего — она не сломалась) В остальном — она легкая, отлично работает, позволяет нормально ехать даунхилл, а также (и это удивляло сразу после покупки), обладает со своими 150мм хода очень приличной торсионной жесткостью. В качестве придирки можно отметить слишком легко поворачивающийся рычаг, отвечающий за блокировку вилки — периодически для спокойствия приходилось смотреть все ли там в порядке (по факту случайно сдвинул его только 1 раз). Что оказалось заметно, так это то, что куда-то ушло масло, смазывающее сальники в одной из ног. В дни тренировок и гонки для устранения этого недостатка пользовался по совету Ника силиконовой смазкой.
Педали.
Среди всех участников меги практически половина использовала топталки. По началу это вызывало сильное удивление, но когда довелось посмотреть на большую трассу и первые 10 минут по ней — стало ясно, что народ готовится к снегу. В этот раз они не угадали — снега было не так много. Но в любом случае в главном финале абсолютное, подавляющее большинство гонщиков ехало на контактах. В худшем случае снег — лишь пятая часть трассы, во всех остальных местах контакты везут конкурентам довольно много.
Если говорить точнее, то топы использовали очень легкие модели, почти все ехали на кантрийных контактах без платформы. В гонке себе такое могут позволить лишь те, кто едут впереди и практически не слезают с байка в пробках, потому что встегиваться в кантрийные контакты намного сложнее.
Можно вспомнить о существовании эндурных контактов от Shimano и Crank Brothers, но, как ни странно, даже легкие и очень специальные контакты XTR не были популярны на гонке, хотя, конечно, периодически встречались. Гонщики по большей части выбирали крайности — педали с полноценной платформой или легкие кантрийные.
Мега-тест. Классические даунхильные Shimano с пластиковой рамкой были незаметными — я о них почти не вспоминал. Так что им 5, хотя монополия Shimano в этой области откровенно начинает надоедать, хочется увидеть хорошие контакты как минимум от SRAM.
Остальные компоненты байков у сильных гонщиков очень сильно различаются и объединяет их одно — они дорогие и легкие. В кабинке подъемника можно изучать байки соперников и обращать внимание на детали — все очень продуманно. Можно сказать о тормозах — многие экономят на весе передних тормозных дисков, но если у вас вилка с запасом прочности, то лучше поставить максимальный тормозной диск — в такой гонке это очень поможет сберечь пальцы.
Мои компоненты
1. Не выдержали колеса Easton Haven. Очень легкие, их выбирали многие сильные райдеры, но в моем случае появилось несколько трещин в местах крепления спиц и несколько классических вмятин от боковых ударов. 28 спиц в колесе создают и дополнительную проблему — когда убита одна спица — натянуть и оставить прямым колесо очень сложно. Когда обод требует не натягивать сразу несколько спиц — задача становится практически непосильной. +очень тяжело найти замену на месте.
2. Lock-on грипсы. Я 8 лет катаюсь на таких грипсах и если и испытывал проблемы, то закрывал на них глаза. В последний год многие мировые райдеры с не самым большим ростом стали показывать, что фанатам тонких грипс имеет смысл присмотреться к обычным резиновым изделиям — такие грипсы мягче, чем их фиксированные собраться со слоем пластика по всей длине. Тем не менее, я продолжал закрывать на это глаза, пока на раскатке в Portes du soleil не понял, что в меге мои руки просто умрут от разбивания ушибов на ладонях. В одном из магазинов нашлись обычные грипсы без рисунка и это открыло глаза. Ушибы прошли, пальцы стали меньше уставать и, несмотря на то, что на меге самая большая нагрузка пришлась именно на них, они (пальцы) все-таки нормально выдержали гонку. P.s. на московском байке у меня все равно остаются lock-on'ы, так как здесь нет такой нагрузки от руля. Моим выходом стали нестандартно длинные Sunline Mushroom.
Теперь, пожалуй, можно перейти к экипировке.
Особенность аваланча — будет необходимо провести около часа в -5 -10 градусов перед стартом. Кто-то для этого использует дутые куртки, кто-то — одеяла. Свою шмотку перед стартом можно кинуть в один из организаторских пакетов и забрать на финише. Кто-то организуется и собирает свои вещи в отдельный пакет и отдает на старте своим. Дорогие вещи в любом случае лучше туда не брать, на финише последнее о чем вы вспомните будут вещи, которые вы сдавали организаторам на старте.
Обувь.
Топы обожают ультра-легкие кантрийные туфли. Это, опять же, связано с тем, что они могут позволить себе не выстегиваться по-много раз. Из брендов сильнее всего бросаются в глаза желтые мавики. Помимо цвета они могут похвастаться очень малым весом. Правда, отдельные лидеры все-таки используют даунхильные тапки и их можно заметить на том же Вулье. Чем дальше в глубины пелотона — тем больше даунхильной обуви, где доминируют Shimano и 661, но уже много и контактных 5.10
Пример выбора обуви и байка — Шассон на фотографии ниже. Ибисов, кстати, в гонке почти не было.
Шлемы.
Они такие же разные как и бренды рам у топ10 финала. Есть все, которые вы только вспомните. Что может показаться странным многим российским райдерам, европейские райдеры в аваланче могут тратить очень много денег на байк и экипировку, но это совершенно не означает обязательную покупку шлема Troy Lee. Возможно их здесь больше чем многих других, но преимущество небольшое. Шлемов The меньше, много Bell, Urge, Fox, IXS, 661 и других. Можно было бы решить, что должно быть много специальных эндурных Urge со специальной челюстью для хорошего дыхания, но их было откровенно мало.
Мега-тест. Troy Lee D2 не запомнился практически ничем, что, наверное, довольно хорошо. У него отличный вес, а дышится в нем, как известно, не очень хорошо даже при отрезанной защите от грязи в нижней части челюсти.
Защита колена.
Защиту голени используют практически только те гонщики, которые выбрали топталки. В топ350 их очень мало, посему практически на всех — только защита колена. Среди последних здесь доминирует 661 с совершенно разными моделями, к которым народ, похоже, привык. Спонсируемые райдеры едут кто в чем. Те, кто выбирают очень дорогую экипировку — берут POC.
Мега-тест. Про колени от Fox я уже писал и Мега не заставила отказаться от своих слов. Невероятно, но я совсем не помню даже мысли о защите коленей в процессе тренировок или гонки. Они не натирали, под ними ни разу не ударилось колено, в них не было жарко или холодно. Уверен, число их обладателей будет расти и на меге в частности.
Шорты.
Да, именно шорты, потому что любая помеха при педалировании здесь воспринимается очень критично. Сложно сориентироваться в том, что использует основная масса, точно можно сказать, что длинных даунхильных шорт, полностью перекрывающих колено, очень мало. Топы не стесняются использовать абсолютно-кантрийные тонкие и довольно короткие шорты.
Мега-тест. В следующий раз последую их примеру, тем более таковые подходящие уже нашлись от того же фокса (Ranger short).
Защита локтей.
Локти есть у всех, возможно они даже обязательны по правилам. Без панцирей ехали топы и часть остальных гонщиков. Скажу честно, без панциря страшновато, хотя немного выручает и придает уверенности рюкзак за спиной. Расклад по фирмам у топов примерно тот же, что и по защите колена.
Мега-тест. Незадолго до поездки я приобрел защиту локтей Fox Titan race, чтобы не было соблазна подобно максиаваланчу ехать вообще без защиты рук. После коленей очень хотелось кататься в мягких локтях-аналогах Launch Pro, но они тогда еще не появились в продаже. Эти же (жесткие) локти я испробовал на практике в финале. Там я пару раз приложился ими и могу сказать, что защищают они очень сильно, это можно понять просто взяв их в руки. Пластиковая часть очень прочная и жесткая, но здравствуйте недостатки — здесь не без них. Возможно что-то не так с моими руками, но размер S сидел на мне отлично за исключением того, что сильно стягивал руки — что сетка, что ремешки на липучках. Пришлось максимально их ослабить, но все равно руки пережимались немного сильнее чем хотелось бы. Правда, благодаря этому не было ни намека на съезжание защиты с руки. Возможно для защиты логтей еще важнее чем для защиты колена возможность гнуться у тех элементов, которые выступают защитой. Если другие фоксовские логти будут работать как понравившиеся мне колени — будет отлично, надо будет проверить. Об этой же защите можно сказать, что она действительно хорошо защищает, однако комфорт от их ношения надо проверять исключительно самостоятельно.
Об остальном, наверное, можно и не рассказывать, так как ни в положительную, ни в отрицательную сторону других удивлений кроме вышеперечисленных не возникало. Из нестандартных моментов можно разве что вспомнить маску. Многие топы едут в очках и этому есть простое объеснение — маска немного пережимает нос при ношении. На равнине или в небольших горах это может и не показаться проблемой, но на высоте 3000 при относительной нехватке кислорода разница от небольшого пережимания носа уже становится существенной. Многие гонщики использовали в качестве решения специальные наклейки на нос, которые «открывают» нос и удерживают его в таком состоянии благодаря металлической проставке.