Слав, мы говорим не о ком-то мифическом где-то там у вас или у нас. Мы говорим о себе! Продолжим
КЛАРКСОН О ВОЖДЕНИИ
Я мог бы прямо сейчас появиться в вашем доме и забрать ваших детей на медицинские эксперименты. Я мог бы ущипнуть за задницу вашу жену, сжечь все ваши пожитки, съесть ваши альбомы с фотоснимками и заставить лошадь помочиться вам на голову.
Я мог бы неделю вас унижать, обижать, разбивая вашу жизнь вдребезги, но, несмотря ни на что, когда бы всё закончилось, вы бы всё равно могли водить автомобиль.
Водить машину не так уж сложно. Старики могут ездить, даже когда слепнут и из всех частей тела в состоянии двигать лишь глазами. Которые, кстати, едва-едва видят. Жители самых отдаленных деревушек в джунглях умеют водить. Дураки могут водить. Каждый может водить.
Уже много лет я вожу автомобили на запредельных скоростях и с софитами на капоте. Признаю, что я, возможно, нарушал ограничения скорости (естественно, на частных автодорогах) и знаю, что водил я в различном состоянии - в печали, в гневе, охваченный чувством вины, а также во всех промежуточных оттенках этих чувств. И всегда я доезжал до пункта назначения без единой царапины.
К тому времени, когда вы будете читать эту статью, я уже, быть может, продемонстрирую на ТВ, что вполне возможно вести машину, одновременно пришивая пуговицу к рубахе. А Джеймс, надеюсь, покажет, что можно ехать, завернувшись в спальный мешок.
Так почему мы позволяем этим тонкогубым твердить – как будто это неопровержимый факт – что «невозможно» вести машину и разговаривать по мобильному? Ведь это не так. Также нам говорят, что опасно ехать, жуя яблоко или сэндвич. Кто-то требует посадить пожизненно тех водителей, которые попали в аварию, когда разговаривали с сидящими на заднем сиденье детьми. Ведь одновременно говорить с детьми и вести машину это словно сделать водителям встречных машин инъекцию стрихнина. Они умрут.
Нам твердят следующее: чтобы быть хорошим, неопасным для окружающих и для себя, а также вежливым водителем, нужно постоянно и полностью концентрироваться на вождении и что мы не должны позволять себе отвлекаться на радио, других людей или позволять нас отвлечь тем эмоциям, которые могут нас охватить в любой момент.
Что ж, это всё чушь полнейшая. Некоторые исследования говорят, что нельзя концентрироваться на чём-то одном дольше 20 минут, и, хотя я как-то концентрировался на Кристин Скотт Томас (английская актриса – прим.пер.) целых два дня, я могу вполне согласиться с такими заявлениями. Как это вы можете быть на чеку и всегда готовыми к молниеносной реакции, случись вдруг что-либо, если вы плетётесь по трассе М4, а машин на ней совсем мало? Как это вы должны концентрироваться на вождении, если вы просто выскочили купить молока? Или возвращаетесь домой после тяжелого рабочего дня?
Правда в том, что концентрироваться тут невозможно. Когда вы водите уже год или два и изучили движение на дорогах – остерегаетесь Peugeot и ожидаете, что вот-вот здесь вырулит автобус и так далее – то вождение становится инстинктивным, подобно дыханию.
На пике славы и мастерства Михаэль Шумахер считал вождение настолько легким делом, что даже когда бил один гоночный рекорд за другим и умело справлялся с наступающими чуть ли не на пятки соперниками, он всё же нашел свободных сил в своем мозгу, чтобы включить рацию и объяснить менеджеру, что хотел бы улететь сегодня пораньше вечером и для этого просит приготовить самолет.
Только в случае опасности, или благоприятной возможности он переставал беспокоиться о том, успеет ли он домой к ужину, и концентрировался на текущей задаче.
И тут у меня возникает идея…
Проблема в том, что когда мы ведем машину и делаем ещё что-то, то мы в случае непредвиденной ситуации не так хорошо готовы к ней. Женщину недавно поймали едущей по шоссе и доставляющей себе удовольствие, так вот она вряд ли поспорит, что справлялась с обеими задачами одинаково успешно.
Но что если вдруг у неё лопнуло бы колесо или Peugeot вдруг выехал на её полосу? Будь она в тот момент в мире сладких грез о Мистере Дарси (романтический герой романа Джейн Остин «Гордость и Предубеждение» - прим. пер.), медвежьих коврах и горячем шоколаде, она бы точно оказалась в ступоре.
Сейчас зеленые, немощные и безнадежные заявляют, что заставить нас думать о том, что мы делаем за рулем, можно лишь понизив ограничения скорости. Но сомневаюсь, что это верный путь.
Ведь если нас заставят ездить со скоростью 32 км/ч., то склонность наших мыслей – и наших рук – к блужданиям, вероятно, ещё более возрастет.
Мне кажется, лучшим решением было бы установить скоростной минимум в 281 км/ч. Потому что, если вы несётесь с такой скоростью по пригороду, то весьма сомнительно, чтобы вы будете поглощены мыслями о работе, телефонными звонками и выходящем из озера актёре Колине Фёрте в мокрой рубашке (сцена из фильма «Гордость и предубеждение», где Колин Ферт играл мистера Дарси – прим.пер.).
Такое наблюдается в автогонках довольно часто, особенно в Монако, когда на прямом участке Айртон Сена хотел «сделать» Алена Проста. Когда он нёсся на пределе, всё было отлично, но когда его команда вышла на связь по рации и попросила чуть сбавить скорость, он въехал прямо в ограждение и выбыл из гонки.
А теперь спустимся с вершин автоспорта и ещё чуток ниже. Тут мы увидим Ричарда Хаммонда и вспомним наши попытки выиграть гонку “Britcar 24 Hour Race” на трассе «Сильверстоун» несколько лет назад. В спринтерской гонке вы лишь концентрируетесь на возникающих задачах. Но когда гонка длится 24 часа, и вы просто носитесь по трассе, стараясь не убить покрышки и быть не на пути едущих быстрее машин, ваша концентрация начинает рассеиваться. И довольно скоро вы въезжаете в оградительный барьер.
У меня есть еще доказательства. По статистике, самыми опасными городскими дорогами являются те, у которых ограничение 48 км/ч. Самыми безопасными – шоссе с ограничением в 112 км/ч.
И такая ситуация не только с машинами. Пригородные поезда всегда с чем-то сталкиваются, когда снуют от станции к станции, а французские скоростные поезда TGV и японские «поезда-пули» проносятся со скоростью более 300 км/ч без малейших проблем.
Легко понять, почему так происходит. Если я попрошу вас постоять ровно в центре футбольного поля, вы с легкостью это сделаете. Но если я попрошу вас постоять ровно на высоком уступе над Большим Каньоном, вы будете очень и очень тщательно продумывать каждое свое движение.
Зеленые, немощные и безнадежные должны признать тот факт, что чем быстрее вы едете, тем больше вам приходится думать, и, значит, тем безопаснее это для вас.
Скорость заставляет сосредотачиваться. Заставляет наше сознание разрывать пелену скучной повседневности и быть на чеку. Скорость держит нас в полном внимании. Скорость работает. Спасает жизни. Скорость – это хорошо. И мы должны её увеличивать, а не уменьшать.
Всё просто: нас просят больше концентрироваться. Но мы можем это сделать, лишь если нам разрешат ездить значительно быстрее.