Эпиграф:
«Прозрение – как похмелье: лёгким не бывает»(vvv(с))
Собрался я с лёгкой руки одного форумчанина посетить школу инструкторов Буковеля.
Вроде, всё понятно: записался, отучился, сдал экзамен, получил сертификат, работаешь.
Но буквально тут же на форуме возникла масса аналогичных тем о различных типах сертификатов, об их легитимности, о разных ассоциациях, о разной стоимости курсов в одном месте и т.д и т.п. Причём какой-то полной информации, сравнительных характеристик школ, развёрнутых отзывов просто нет – всё окружено какими-то отдельными репликами в которых трудно отличить миф от реальности.
В общем, толком ничего не ясно и я решил , что «лучшее средство убедиться – проверить», раз есть время и возможность.
Итак, информация, взятая мной на сайте школы (вкратце):
-«Подготовка инструкторов с выдачей сертификата ISIA категории С»
-«Стоимость обучения —960грн при последующем вычитании из зарплаты или 575грн при оплате сразу» (я выбрал второй, чтобы не быть кому-то что-то должным и выступать в качестве клиента).
«Срок обучения - 5 дней»
-«Инструкторам выдаются фирменные красные куртки»
-«на месте обучающийся может приобрести скипасс на 20 спусков»
-«обеспечение жильём за счёт обучающегося»
При более детальном выяснении по телефону сообщают, что при оплате школы сразу надо приехать за день. Наличие всех медсправок обязательно(!).
В конце школы - экзамен по лекциям и методике, который, по слухам, проходит около половины обучающихся.
Лирическое отступление
Первой заковыкой и расходной статьёй стало получение необходимых медсправок( всего через кассу около 100 гривен). Моя нога не переступала порога райполиклиники лет пять. Проторчав 45минут под дверью кабинета, зашёл к врачу со словами «Я здоров. Дайте справку!» - и тут же со словами типа «А докажите!» - был послан в доврачебный кабинет на дежурный осмотр, где мне с моих же слов записали все антропометрические данные
.«Васк in USSR!» - воскликнул я — и пошёл брать справку о том что я не псих и не наркоман.
К моему удивлению, в этих учреждениях всё оказалось не только довольно быстро, но и познавательно. Мне уже там дали почувствовать, что не любят школу инструкторов Буковеля. Посему позволю себе привести два диалога со специалистами почти полностью.
Захожу к наркологу.
Она читает моё заявление и с непонятной мне злостью говорит:
-Надеюсь, вы последний?
- А что, много было? – догадываясь о чём речь, спрашиваю я.
- И чего вы туда едите! Как же вы других учите, когда сами ездить не умеете.
Такая осведомлённость о кадровом составе школы у женщины-врача под 60 меня несколько удивила.
- А вы тоже катаетесь?- вежливо осведомился я
- Да я вообще бы туда запретила ездить!- И без всякого перехода:- Что пили, сколько и когда последний раз.
Несколько опешив от такой реакции начинаю вспоминать, что было вчера на дне рожденья и понимаю, что похвастать ничем не могу:
- Вчера,-говорю — бокал… какого-то полусладкого...
От такого ответа глаза её вышли из орбит и голос полный возмущенья произнёс:
- Да вы понимаете к кому пришли?!?!Чем мы тут занимаемся?
-Да нет, я первый раз. И то - по нужде. А что? Это противозаконно?!
Нарколог чуть не испепелила меня взглядом, но справку молча выдала.
Следующий пункт - психдиспансер. Захожу. Врач внимательно читает заявление для чего справка, где указано «для работы инструктором». По её вопросам о моём самочувствии, не ударялся ли головой и сопутствующим репликам понимаю, что для них справки с такой формулировкой - что-то новое в этом году, хотя уже привычное. И тут она говорит:
- Вы знаете… мы тут вчера выяснили...(на этом месте я напрягся в ожидании каой-нибудь бюрократической заковыки) Работа инструктором - это же работа в горной местности, да...?
- Ну да,- отвечаю.- Катание на лыжах подразумевает наличие возвышенностей.
- Так это же вредно для здоровья! (Тут я изо всех сил пытаюсь выразить на лице глубокое понимание проблемы и не трястись от внутреннего смеха
) Допишите пожалуйста: «...для работы инструктором в горной местности».
И вот на следующий день иду за результатом флюорографии и заветной справкой.
Однако вдруг терапевт начала рассказывать, что мне нужно пройти полное обследование со всеми анализами и на это уйдёт неделя (а поезд у меня завтра). На что я возражал. Тогда она передала меня зав.отделением. На мой вопрос «какого...?
. Ведь если человек заболел, то 1)приходит врач, 2)лечит и 3)пишет справку «здоров», не направляя ни на какие анализы, то почему у меня по другому??? Милая молодая женщина сразила меня наповал своим ответом: «Это мы вас жалеем. А вообще-то эту процедуру надо проходить всякий раз по выписке.» Из чего я сделал вывод, что выгляжу слишком здоровым и меня можно отправить побродить среди больных.
Но вот, решив-таки все вопросы — я прибыл на Бук.
Пошёл отсчёт.
ШКОЛА
День «0» . Знакомство со школой
Рюкзак сзади, рюкзачок с ботами спереди и лыжи — именно так мы с товарищем из солнечного Крыма прибыли на 2-ку в «Офис инструкторов» согласно полученных по телефону инструкций.
И началось реальное знакомство с организацией работы объединённой школы Буковеля.
Выслушав желание зарегистрироваться, девушки с 2-ки вежливо послали нас на 5-ку , сказав, что документы берут там. Ладно. Мы со шмотками пошли туда.
На 5-ке сообщили, что документы, оказывается, принимать будут только с 14-00. А пока дали телефон человека, занимающегося поселением (30-35грн/сутки в комнате на 5-6 чел.). На нашу просьбу оставить снаряжение в школе, дабы не таскаться с ним по транспорту, ответили отказом. И мы потащились обратно на 2-ку. Встретив, к своему счастью, форумчан
, я остался на горе, а товарищ поехал селиться. Созвонившись через 3 часа выясняю, что товарищ приехал в Микуличин по адресу — а койко-места нет и он ищет вариант где бы переночевать. Вопрос, почему телефон для решения вопроса с жильём нельзя было дать заранее, чтоб не таскаться туда-сюда по сёлам - остался загадкой.
К указанному времени прихожу опять на 5-ку и вижу, что у окошка на морозе тулятся люди и заполняют анкеты. На мой вопрос «а в тепле где-нибудь нельзя?», получил ответ, что можно подойти завтра(!!!), потому как регистрация будет с 9 до 11. Я говорю «а как же предоплата?». «Тогда и заплатите.»
В общем, чтобы не терять время, взял две анкеты для заполнения и пошёл искать жильё. (Больше всего в анкетах удивило наличие пункта о владении огнестрельным оружием и цели в жизни
, а также отсутствие пункта о стаже (уровне) катания
.)
Я, конечно, понимаю, что это первый сезон объединённой школы, могут возникать нестыковки... Но ведь мы были уже третьей сменой!!!
День первый. Регистрация.
Чувство, что «что-то не так в датском королевстве», возникшее до отъезда, продолжало укрепляться. Поэтому решил не гнать волну и приехать к началу десятого – и я-таки ничего не потерял, потому как в результате на склон мы вышли в районе полудня.
Захожу в офис и пытаюсь сдать документы. На пятачке у стойки толпиться народ, кто-то что-то пишет, девушки-администраторы что-то объясняют, заполняют бланки с составом групп, не зная, сколько человек в них может входить; тут же ходят инструкторы и громко пытаются убедить выйти на мороз на улицу и там ждать(чего? сколько?непонятно!)... Удивило то, что записывали практически всех, невзирая на отсутствие полного пакета документов, особенно при варианте оплаты сразу
. Появился ещё третий вариант оплаты - «частичный», без жёсткой тарификации.
В результате, простояв у фонтана часов до 11, нас направили в уже сформированную час назад группу, из которой убрали несколько человек, записанных по ошибке на другой уровень(?!). Начинаю выяснять "а что это?" и оказывается, что нас готовят на уровень BASIC (это половина от полного ISIA C) с которого надо начинать
И нас стало 19 (!) человек в группе, хотя декларировалось до 10
Когда же мы вышли на склон, моему удивлению не было предела.
Состав группы: от «экспертов» до «нулей», кто оплатил и тех, кто будет должен Буковелю с потОм заработанного. А подход ко всем один! (Кстати, всё время нахождения в школе не покидало чувство что «ты должен»).
С обещанным ски-пасом на 20 спусков вышел прокол: продали на меньшее количество спусков, из-за чего возникли траблы на последних занятиях. (К чести инструктора замечу, что вопрос он решил
– но осадок по организации остался).
После занятий на склоне по регламенту - лекции. А вот о том, что ручки/тетрадки надо иметь с собой никто предупредить не подумал. Но это уже воспринялось сознанием как мелкое недоразумение(видно потому, что у меня было)
День второй.
Трансферный шок.
Находясь в буковели, я всё время вспоминал район Курортного в Крыму, где мы в любое время не напрягаясь добирались до пляжа на маршрутках(с пересадкой!)
С учётом того, что от места где я жил до Буковеля ехать 20 минут машиной — я утром простоял два часа (без лыж) и не мог уехать!
И я был не один такой вдоль дороги.Как по мне, то для претензии на звание «курорта №1» это просто недопустимо.
Рейсовый автобус Франык-Бук со свистом и без всяких угрызений совести прошёл мимо плановой остановки. Почему на трассе к «курорту №1» не ходят маршрутки — загадка.
Мне стало интересно, а как же добираются инструктора, рабочие и т.д.? Выяснилось, что кто как может. Но ведь это понятное количество людей, едущих в понятное время... При этом штрафы за опоздание на работу нехилые (поэтому, что ли, рабочий автобус для инструкторов не организуют?:wink: И,кстати, слово «штраф» звучало всё время и отнюдь не создавало чувства дружного и сплочённого коллектива.)
И вот с пересадкой и состоянием закипевшего чайника я добрался до своей группы на склоне. Надо сказать, что с таким составом группы темп занятий был невысок и пропустил я немного — но было неприятно. И так не покидало чувство, что зря потратил деньги, а теперь ещё трачу и время, дожидаясь, когда в очередной раз «чайники» из группы выберутся из ёлок или соберут себя по склону.
Стали учиться ездить в плуге. Ну что вам сказать: заставить себя раздвинуть ноги, если изначально учился на параллельных — это вообще сверхзадача!
(Кто будет ржать — поймаю на склоне и проведу занятие на всю глубину понимания процесса! Бесплатно, но с пристрастием
). Просто задача по удержанию ног в этой стойке затмевала все остальные нюансы выполняемых упражнений
.
День третий. Апогей.
Наконец-то от нас забрали 4 человека, в том числе плохо катающих и занятия пошли более интенсивно. Наконец-то я уже мог не следить за удержанием ног в плуге, а сосредоточится на самих упражнениях по работе над положением корпуса. Старался так, что натёр голень, чего не наблюдалось со времён первого года катания!
Но процесс пошёл!
На склоне произошёл интересный разговор с одним инструктором, который, как выяснилось, второй день приходит на работу, но работать не может, потому как нет рабочего ски-пасса. При этом я знаю, что такой ски-пасс смог только что оформить себе парень буквально в день окончания курсов. Как так? Ведь инструктор несёт расходы по своему пребыванию в Буковели, платит штрафы в случае нарушения дисциплины и т.д. И ещё. Выяснилось, что куртки инструкторов оказывается не выдаются , как рабочая одежда, а сдаются в аренду! (Причём более новые и дорогие в оплате новички получить не могут). Я в недоумении
.
На 7-ке другой инструктор ехал и снимал своего ученика на видео. Вы представляете себе 7-ку? С кучей «чайников»? Так вот одного из них он-таки переехал по лыжам и тот навернулся. Инструктор обернулся - и молча продолжал снимать дальше. Продолжаю офигевать.
День четвёртый.
Экзамен по теории. Relax.
День обещал быть насыщенным, потому как с утра экзамен по теории, потом занятия, а вечером — релакс в местном ресторанчике с оглашением результатов экзамена.
Из нашей группы ушёл человек, уже имеющий все возможные корочки экстремальных видов спорта. Вот проснулся утром и понял – не радует атмосфера, отношение к тем, кто даже ещё не работает (захочет – отпишется здесь подробнее). Жаль. А мог быть именно тем Инструктором школы, к которому не стыдно направить знакомых. Не скрою, что меня тоже посещала мысль о досрочном завершении, но… «Не привык я отворачивать. Всё-таки Герой Советского Союза!»(с)
Итак, в 9-00 утра, на крытой площадке «Бугеля» мы сели по 4 человека за стол писать экзамен по теории (на основе лекций). Суть: по каждой из пяти лекций задаются вопросы, на которые надо ответить (все лекции заняли 5-6 тетрадных листов). В принципе, ничего сложного, если их выучить. Один нюанс: некоторое волнение всё-таки присутствует. А тут наконец-то вышло солнце и ди-джей поставил хит «Дом солнца» Animals на полную катушку
. Порадовал, безусловно, но с мысли сбивал. Опять пошла эпопея с ручками, которые вместе с руками подмерзали на морозе, а время на написание ответа ограничено.
Вечером все группы должны были встретится в заведении, название которого никто так и не понял. Нам повезло - наш товарищ был в курсе, что и спасло. Потому как другие проходили по Палянице туда-сюда мимо заведения раза три(судя по звонкам с просьбой откорректировать движение).
Также было сообщено, что школа организовала автобус для развоза на 23-00. Но с учётом ночных тарифов — в два раза дороже, т.е не 5, а 10грн. «Та не вопрос!»-, подумали все — и расслабились.
Когда же подошёл автобус (для перевоза учеников местной школы, учтите на будущее), то водила сказал, что перевозка стоит по 15, иначе он не поедет. По-моему, это называется «кидалово»
.
День пятый.
Экзамен по практике. Собеседование.
Экзамен принимает инструктор из другой группы. И в этом есть свои отрицательные нюансы. И дело даже не в том, что он вас не знает, а в том, что у каждого инструктора всё-таки свой метод приёма. И то ведение экзамена, на которое нас настраивал наш инструктор, принимающий видел по-другому.
Сам экзамен состоит из трёх частей: «вольный спуск» по 2-ке, спуск в плуге, проведение урока с учениками (из числа своей группы) согласно вытянутому билету.
В течении всего экзамена инструктор ставит отметки на листке по разным критериям.
ГЛАВНОЕ: тупо выучить методичку и ничего не пропускать в каждом уроке. То есть рассказывать с терминологией как ТАМ , а не как ВЫ поняли. Понятно, что самому при этом надо правильно выполнять технические упражнения.
Важно также понимать, что как только вы вытянули билет — вы «инструктор» и ведёте выпавший вам урок, не обращая никакого внимания на экзаменатора(никаких вопросов в его адрес, рассказывать не ему, а «ученикам»).
Первая сложность на экзамене — во времени проведения. Для многих выйти утром на подмороженый крутячок на 2-ке и пройти вольным стилем — смерти подобно, потому как привыкли ехать днём по мягкому снегу на простых склонах, а техника слабовата. (Посему рекомендую пробовать себя на этом участке до экзамена).
Второй момент: место проведения экзамена не годится для большинства уроков, поэтому вы должны обязательно указать (назвать) место, где его можно было бы провести теоретически на склонах Буковеля. Либо предложить переместится туда и ждать реакции экзаменатора.
После экзамена, как нам сообщили инструктора, огласят результаты и (возможно!) будет собеседование с руководством школы.
Теперь как это было на самом деле.
Подойдя за пять минут до условленного времени к фонтану никого не увидели. Прождав 5 минут стали дёргать проходящих инструкторов, где могут быть наши сокурсники. Оказалось, надо подняться по лестнице к школе возле коттеджей. Подходим. Стоит весь поток, никто ничего не знает. Ждём. Ведь должны огласить результаты. Вдруг начинается какое-то движение и выясняется, что будем ВСЕ(?!) заходить в школу в порядке живой очереди. То есть простояв 1,5-2 часа на морозе, человек мог зайти и услышать, что не сдал. (А рейсовые автобусы уже ушли. А немногочисленные такси стоят не хило, и не оправдывают затрат и ты мысленно готовишься к ежедневной битве за отъезд с той лишь разницей, что в этот раз ехать со снаряжением)
Закончилось тем, что принимающие тоже устали и стали звать скопом. В результате одно собеседование на четверых заняло пару минут, в процессе которых звучали фразы «делайте бейджик…завтра в 10 часов на 7-ке…надо досдать методику…посмотреть как катаете..» и т.п. Простой ответ «сдал- не сдал» так и не был оглашён. То есть, когда мы вышли оттуда, ещё стояли и разбирались: правильно ли мы поняли кому из нас что сказали и что делать
.
Что было ясно мне и товарищу с Днепропетровска так это то, что надо будет в конце концов вернуться работать в свой город на высокий сезон, а потом можно приехать на Буковель. В принципе , меня такой вариант устраивал, и я поехал домой.
Эпилог
Судя по тому, что мне сделали бейджик – экзамен я-таки сдал и где-то меня ждёт мой сертификат.
Что касается сдавших экзамен, то, возможно, у меня завышены требования к «инструктору», но реально должны были принять процентов 25-30. Причём где-то такое же количество не должны были брать в школу вообще как по техническому уровню, так и по психологическому. Это принесло бы только пользу имиджу школы (но, видимо, уменьшило бы доходы).
Чего у меня нет – так это чувства логичного завершения курсов. Потому как остались вопросы, на которые хотел получить ответы хотя бы на собеседовании (ведь в программу курсов знакомство с работой в школе почему-то не входит
). А именно:
Как всё-таки работает школа инструкторов как коллектив?
Как организована работа инструкторов, их обязательные затраты и возможные доходы?
Какие перспективы работы, заработка?
Как и на основании чего тебя всё-таки могут оштрафовать? (Слово «штраф» звучит постоянно и напрягает атмосферу)
Как решается вопрос со временем работы (полная занятость, частичная и т.д)
Как поступать в случае болезни и т.д.
В общем, обычные вопросы, которые интересуют человека, собирающегося заняться конкретным делом в конкретной компании.
Безусловно, проведя какое-то время в интернете и непосредственно в Буковели кое-какая инсайдерская информация доступна. Но ведь она противоречива и хотелось бы получить её из первоисточника. Как мне кажется ,это было бы правильно и приближало бы Буковель к достойному званию «Курорта №1»
А так... Сложилось убеждение, что школа организована не для подготовки инструкторов с целью повышения уровня катающих, а для зарабатывания денег на этой подготовке. И если бы не декларировалось первое, то второе не вызывало бы никаких возражений.
Логичное завершение
Так как никаких контактов в Харькове мне на Буке не дали, то приехав домой захожу в инет и вижу, что Харьковская Швейцария фигурирует на сайте школы Буковеля как филиал
Bukovel ski school (Главная) . Указан режим работы, условия и телефон. Правда, телефон, указанный на сайте, не отвечал. Поэтому для выяснения ситуации с работой инструктором в указанном месте, я поехал на горку.
Где обнаружил два работающих полным ходом подъёмника+мультилифт на Новой Швейцарии и … ternavski snow academy(Словакия), а не «самостоятельных инструкторов»
Школа горных лыж и сноубординга TernavSKI snow academy, Харьков
На Старой Швейцарии работает только один подъёмник и тоже никакого намёка на буковельскую школу.
Занавес
.
p.s.
К кому нет вопросов, так это к инструкторам, проводившим как практическое так и теоретическое обучение
. Работают в имеющихся условиях и с желанием научить. Им — большое человеческое СПАСИБО и пожелание благодарных клиентов:ok:.
p.p.s. У кого-то после прочтения может возникнуть вопрос, мол, парень, что ты делаешь?? А вдруг прийдётся-таки там работать??? Во-первых, мне будет приятно работать в компании людей мыслящих. А у них ко мне вопросов быть не должно. А во-вторых, в моих разговорах с двумя представителями руководства школы прозвучала мысль, что администрация заинтересована в выявлении недоработок и на основании официальных жалоб может принять меры для улучшения работы курорта (а школа – его составная часть). Проблема только в том, что у меня только и есть что субъективные догадки на тему что является чьим –то ляпом в работе, а что – политикой руководства курорта. Посему никаких жалоб я, естественно, не писал, а блог с чистыми фактами размещаю по завершении работы школы, когда можно подводить итоги и делать выводы на следующий сезон. «Имеющий уши да услышит»(с).
Буду рад, если в комментариях к этому блогу будут поправки и дополнения от людей компетентных в данном вопросе. Как минимум, это поможет нашим друзьям-лыжебордерам в принятии решения об обучении в школе инструкторов и последующей работе в ней, чего так не хватало мне. Как максимум…Не буду писать, бо звучит как-то громко и нескромно
.