«Рожденный в Сванетии многим обязан горам …»
Никогда по земле Вольной Сванетии не ступала нога завоевателя . Их следы терялись на обрывистых берегах каньона Ингури, где едва различим клекот бурной, неукротимой реки да шум крыльев птиц…. Или на крутых склонах пониже перевалов, ежели были смельчаки –безумцы, пробиравшиеся в Сванетии по лавиноопасным, знакомым только охотникам тропам …
Нелегка дорога в Сванетию. Словно природа бережно укрыла свое любимое дитя от посторонних,чужих, завистливых людей . И только смелым, настойчивым , с горящими глазами и открытыми сердцами она открывает путь в Верхнюю Сванетию. Где горы красивее, горизонты туманнее, рассветы ярче. Где за тобой пристально наблюдает Ушба – не сплоховал ли, не струсил …
Я бывал в Сванетии . Даже выезжая из Степанцминды ранним утром, поспешно завтракая обжигающими хинкали у бабушки Этери в Надибани, позволяя себе один назуки прямо на ходу в Сурами, прихлебывая свой ароматный кофе, уже сев в машину в Зестафони, невозможно попасть в Сванети до вечера . Это же маленькая жизнь в один день, бросок через всю Грузию, путешествие по временам года . В Степанцминде запросто утром может быть минус пятнадцать, Крестовый подкинет свежего ветерка да перемороженного снега в лицо . А в долине Арагви уже весна, пасанаурские снежные шапки тяжелы и ноздреваты. Млета, Надибани, Ананури, Натахтари . И серая лента прогретой бетонки, слепящее солнце, стройные ряды Кавкасиони часовыми у горизонта . В Имерети тепло . Збышко жмурится, глоток за глотком поглощая обжигающий туркиш кофе, слегка заторможено наблюдая за взмахами лопастей исполинских ветряков . Плюс семнадцать, практически лето, жарко даже в футболке . Индусы в дубленках и огромных мохнатых шапках опасливо держат дистанцию. А не хотите ли с нами в Поти, мы там еще и в море окунемся …
Зугдиди постепенно включает вечернюю иллюминацию. Непривычно выглядят пальмы, кактусы в палисадниках. Ведь мы едем из зимы в зиму. И уверенно выезжаем на серпантин над шумящей далеко внизу Ингури .
Однажды я ехал эту дорогу в сплошном молоке . Ехал всю ночь, практически на ощупь. Боролся, сдавал назад по глине в Лахамули, бросал машину несколько раз на штурм тещиных языков. Сегодня спокойней. Водопад не только слышен,но и виден . По бутерброду, еще теплый чай, уложить отдыхать тех ,кто первый раз на серпантине нижней Сванетии и в путь .
Бечо, Эцери.. Коварный глинистый оползень, поближе к скале, прижмись, мы же знакомы, теснее контакт .
Вот и Местия .Вот и добрались. Сто сорок километров мужества и терпения . Вольная Сванетия . Маленькая, уютная Местия , состоящая кажется из одной улицы . Бесконечная иллюминация, светящимся коридором уходящая в сторону Тетнульди . Те же мохнатые низкорослые коровы, напоминающие тибетских яков . Меланхолично жуют, уставившись в одну точку, иногда подергивая задней ногой, отгоняя надоевшую собаку. Я бы наверное тоже смог сутками меланхолично жевать. Уставившись на Ушбу . Завтрак с видом на Ушбу так сказать . Потому что это картина мира .
Тяжелый мокрый снег во дворе . Такой же, только с примесью глины мы месили два часа назад перед Эцери . Накатывали колею, помогали машине, сполна измазавшись в грязи . И проскочили опасное место . А во дворе все проще и сложнее . Ты не хочешь разбудить соседей и спугнуть дремлющие башни . Вот и пробуешь тихонько забраться на свое место .Все, дома, отбой …..
Найти новую креселку оказалось проще простого. Она банально видна с нашего крыльца . Это же маленькая Местия. До банка 100 шагов, до больницы 150, до этнографического музея 200 . Креселка, новейшая шестиместка еще на 30 шагов дальше. Она реально вообще убрала вопрос с трансфером . Теперь практически из любой точки Местии ты можешь добраться пешком на Хацвали . И никакой отдельной платы, только скипас, дружище . Вообще ставить шестиместки в Сванетии- признак здорового оптимизма . 30 лари за день катания на Хацвали и 40 лари за общий скипас могут привлечь почище любой экзотики. А если вспомнить о плане « Одни каникулы-два сезона « вообще беспроигрышно . В прошлом году я приехал с друзьями в первый летний тур сезона . если не ошибаюсь, это было 19 июня . На Тетнульди еще катались. Будут шестиместки заполнены как пить дать . Но всему свое время – дороги, самолет, инфраструктура . Пользуемся моментом, друзья .Потому как за неделю я не то что на полном кресле – я даже вдвоем всего пару раз прокатился . Но так должно быть – во-первых кресло на Хацвали экономит кучу времени , во- вторых оно гораздо цивилизованнее 8 км на Делике, Транзите, Спринтере , в- третьих ты просто успеваешь порелаксировать перед очередным ярким днем .
Знакомый подьемник, знакомый изящный силуэт кафе «Зурульди « .Но хруст рубчиков идеального вельвета манит как дудочка гамельнского крысолова . Может быть для кого-то хацвальская трасса скучна и банальна , но она имеет определенную протяженность, кучу вариантов, вполне приличный уклон . Каюсь-каюсь, размялся от души, понаглел во всю ширину склона , вспомнил трассу, даже бугры катнул . И позорно сбежал в свой любимый лес. Лес крепок, немногословен. Как старый, но еще крепкий дед, такой батоно …Который знает толк в словах и поступках, который одобрительно кивнет ветвями моему удачному приземлению на метровую подушку, удивленно взмахнет бровями удивившись падению на спину на крутом пухляке . Который скупо хлопнет в ладоши, радуясь смелому проезду по стволу поваленного дерева. Поскрипит немного прокуренным голосом, судача со мной в минуты отдыха . Я люблю этот великолепный сванский лес. Люблю его березовые заходы, люблю еловые просеки, люблю рябиновые поляны, люблю дремлющие под снегом рододендроны
В ясную погоду с гребня видна Ушба . Ушба – путеводная звезда сванетской каталки. Ты ищешь ее глазами, любуешься. Жаль, что чаще она закрыта облаками, суровое пристанище Дали и Беткиля .
Хребет Зурульди – мечта одиночки . Отправив друзей на трассу, Збышко потихоньку свалил в березнячок . Прошел широкую поляну, не соблазнился выкатом по овражеку, который явно выводил под подьемник, слегка попотел на подьеме и получил бонус . Тетнульди и Гестола , подбоченясь наблюдали за муравьиными телодвижениями . Збышко казался себе героем, горам он казался мелким насекомым, забредшим минимум на Луну . Я знаю эту тропу . Однажды мой друг Лев неосторожно выстегнулся из борда и шагнул в сторону . Льва мы откапывали минут пятнадцать . Снег был как пух, безопорный, мягкий и сыпучий как песок в песочных часах.
Бодро шагая на ски-туре по хребту ты просто выбираешь понравившуюся линию. То ли широкую нетронутую поляну, то примечательное фотогеничное дерево с метровой шапкой снега, то ли портрет Местии, акуратно втиснутый в рамку еловых лап .
Лес катать – не поле перейти . И здесь более важен не расчет, а тонкая интуиция и развитое заднее чувство . Если ты молодец и твой тонкий душевный гироскоп точно настроен –то ты выскочишь где –то сверху на бугельный подьемник, оглушительно визжа от восторга. Если что-то пойдет не так …. Зацепившаяся палка, неуверенный поворот …Часок в снегу гарантирован . Уклон и низкорослые деревья нежно обнимают тебя за ноги, метровый снег отрабатываает с тобой навыки сухого плавання .
Как бывалый штурман Збышко запоминал маршрут цепко . Но лидерские замашки адепта кулуара Ельцина тянули глубже в лес и левее по гребню . Отличные просеки с искрящимся, нетронутым снежком . Нежные рододендроны , спящие до весны под метровым одеялом . Только ты и птицы, хранящие секреты твоих удачных линий, вспарывающих брюхо снежного зверя и нелепых заваливаний на пятую точку .
Сванский лес коварен . Он густорослый , иногда просто непроездной . Он иногда смыкается над головой сплошным куполом . Звуки теряются в кронах . И наступает тишина и умиротворение .
Вечерняя Местия – сродни ялтинской набережной . Только вместо расфуфыренных дам и лощеных мужчин деловито снуют люди в видавших виды пуховиках и горнолыжках, с загаром панда-стайл, иногда даже не успев снять ботинки . Делики уверенно держат свои маршруты, опасаясь только собак, полюбивших японские бамперы . Банда Збышко молчаливо и деловито заняла крепкий дубовый стол в «Ушбе « . Нам нужна еда, нам нужно много кубдари, однозначно оджахури- этот сакральный символ очага и хозяйственности, харчо и лобио, похрустывающий дедас пури. Обветренные губы просят глоток « Натахтари « и немного красного сухого …
К ночи слегка подморозило . Наш милейший хозяин Тариэл уверенно изрек –« Завтра вас ждет Тетнульди « . Звезды вторили ему, озорно подмигивая . Хацвали моим спутникам еще не надоел, но в такой солнечный и по –кавказски безмятежный день Тетнульди идеально вписывался в картину мира.
Дорога на Тетнульди - маленькая жизнь . Иногда ожидание чуда прекраснее самого чуда . На половине пути открылась Ушба … Такая могучая, величественная, ослепительно снежная , господствующая над Сванетией , будто обнявшая ее своими руками . После этого можно не кататься . Ты просто озарен магией этой Горы .
Тетнульди удивил . Я пропустил и тестовый бесплатный сезон, отсидев всю зиму в Буковеле, и следующий, зависнув до конца марта в Гудаури . Поэтому смотрел широко открытыми глазами .
Шикарная шестиместка первой очереди с колпаком . Новенькая, мягкая, удобная . Правда гулкая от моих восторженных возгласов . А кто еще не орал от счастья, едучи один-одинешенек в такую красоту . За спиной –Ушба, впереди белоснежной громадой своей фаты в кадр вплывает невеста Кавказа-Тетнульди . Вправо- шикарные поля, ведущие в Адиши . Слева – отличный склон , еще не тронутый после ночного снегопада, через березнячок спадающий в сторону Жабеши . Жизнь удалась .Утро просто звенит !
И гложет меня один вопрос – сразу на вторую очередь или по отличной трассе в крупный рубчик, вернее в идеальный рубец, лупануть по первой . Нет, вверх, только вверх, трасса никуда не убежит. Вторая очередь …Дежа вю… Нет, они определенно издеваются над нами . Опять шестиместка, опять с колпаком . Под колпаком ты сидишь словно Герман Титов в космическом корабле, тебе тепло, светло, уютно . Можно при желании даже прилечь. Но опасно- можно заснуть . Наверху второй – бонус. Заработала третья . Она некоторое время стояла, сломалась какая-то плата . По грузинским и сванским традициям нужно немножко подождать чтобы все заработало . Немножко . В Горах не больше месяца . Полюбоваться Кавкасиони, выпить немножко вина, скушать немножко кубдари … И плата появится сама собой .
Нам везет. А везет сильнейшим . И с вершины третьей очереди, вдохнув такой глоток воздуха с Тетнульди… Если катить донизу, то к обеду будешь . Трасса лишь немногим короче гудаурских марафонов. По приборам около пяти с половиной км. На второй есть такой бугор !! Как вылетаешь на него с непривычки, для оттачивания экстренного торможения – оно ! Трассы в идеале, великолепный вельвет, отличный профиль, достаточная ширина . Наслаждение, драйв, а в компании с ярким солнышком –просто кайф .
Не за трассами я ехал в Сванетию… А за этим искрящимся свежим снегом . А вот траверсну как я прямо от второй очереди и возьму курс прямо на Ушбу . Широченно, бриллиантово-искрящеся, с легким шуршанием, подобно брызгам шампанского . Бескрайние поля, свежайший снег, метровый , никем не тронутый . Благословенная Сванетия, где три-четыре дня можно раскатывать окресности, найти десяток своих линий. Редкие деревца служат ориентирами, а не препятствиями . Великолепный рельеф, позволяющий самый точный контроль мановением колена . Незаметно увлекшись можно уехать в опасные зоны .Лавиноопасные очаги четко обозначены. И что поражало – возле каждого подьемника спасатель в боеготовности внимательно мониторил в бинокль склоны . Каждый раз проезжая мимо него я локтем прикасался к биперу, проверяя его как оружие в кобуре .
Самые отчаянные с самого верха уходят на стену .Мне же было просто некогда. Ведь это был мой первый Тетнульди .Я должен был успеть все . Успел, даже палку согнул, красиво убравшись в березовом овраге . Четыре дня стояла звенящая весенняя погода. Четыре дня я не повторялся . В Жабеши не успел. Есть зачем возвращаться.
Я знаю когда в Сванетии молчат .Замолкают все в машине на обратном пути с Тетнульди в Местию. В окно Тойоты оценивающе смотрит Ушба, слегка ноют натруженные колени, подрагивают взволнованно кисти, как у хорошего пианиста . Немного клонит в сон, но глаза пожирают Сванетию. Роскошную, гостеприимную Сванетию . Сванетия – друг, друзей не предают. К ним возвращаются . Они приходят во сне. Они зовут . И хоть иногда мы смеемся с новыми друзьями, в сердце нет-нет да кольнет –« Как же давно я не был в Сванетии….» И ты собираешься в путь . Потому что она –единственная .