Инструкция по съемки от команды Starride в Саас-Фе
Адрей Ануфриев, один из самых известных райдеров России, делится опытом съемки видео без наличия специальных дорогостоящих приспособлений. Съемка, и работа оператора, всегда была творческой работой. Сочетание в себе и того и другого очень большой плюс, и команда staRRide, как раз, одна из немногих, имеющих это качество. О том, какие ухищрения они применяли – ниже. А так же, само видео!
В этом выпуске речь пойдёт в основном о катании и о том, как не просто получить драгоценные кадры с трюками, катаясь летом на леднике.
Зимой, в среднем, мы имеем несколько месяцев, пригодных для катания, поэтому снимать парк не так уж и сложно: можно неделю кататься только для себя, а потом выбраться с камерами и снимать целый день, что в результате, если и райдер и оператор не лажают, может обеспечить вас большим количеством кадров. Но летом мы не могли позволить себе так расслабляться, ведь у нас было всего десять катальных дней и те всего до часа дня. Ещё, к сожалению, за весенне-летний период сильно отвыкаешь от лыж, поэтому первые дни мы даже не думали о сьёмках, т.к. надо было, как можно быстрее раскататься.
В первый день мы не опробовали про-линию: большие амплитудные фигуры с длинными пролётами внушали тревогу
и поэтому мы раскатывались на трамплинах поменьше. Средяя линия представляла собой три лайтовых не очень задранных трампика, плюс в начале перед ними можно прыгать первый (самый мелкий) из про-линии со столом метров 8-10, а до него ещё и прокатить по нескольким джиб-фигурам. Второй и третий день мы уже провели на больших трампиках, но всё так же ничего не снимали: достойных трючков было не достаточно.
Начиная с четвёртого дня, мы решили начинать снимать по следующей схеме: утром, пока снег ещё очень жёсткий, раскатываемся и ставим новые трюки, затем, когда снег отпускает, берём камеры и снимаем!
В нашем арсенале было две камеры: простая HD камера и одна GoPro. С простой камеры снимали широкие планы и немного со стола большого трамплина, но для близких кадров ей заметно не хватало угла обзора, а GoPro снимала и со столов, и летала вместе с райдером. Для стабилизации таких маленьких камер обычно используют лыжную палку, но она спасает от тряски только зимой в ровном и жёстком парке. Для летних съёмок мы выбрали в качестве стабилизатора слаломную вешку, хотя, по правде говоря, мы так снимали даже зимой, дабы не перецеплять крепёж камеры с одних палок на другие. У вешки есть два больших плюса: она намного длиннее простой палки и может гнуться, тем самым гася лишнюю вибрацию.
К сожалению, приемлемые кадры стали получаться не сразу. Мы постоянно сталкивались с разными проблемами при сьёмке в движении, и, отсматривая снятый материал дома, видели только трясущуюся картинку и вылетавших из кадра райдеров. Всё дело в том, что снежная “каша” на скорости разгоняется по лыже и высоко выпуливается с загнутых концов твинтипов, при этом очень неприятно, даже больно наказывает человека, который едет сзади. Если сзади едет камера, то все капли летят в обьектив, а если сзади едет райдер, то ему очень сложно укрываться от брызг и концентрироваться на трюке. Эту проблему мы пробовали решить снимая с поднятой палки, как с вертолёта, но не помогло. Потом придумали брызговики на пятки лыж, вырезанные из пластиковых бутылок. Стало гораздо лучше, но когда сильно растапливало снег, проблема снова давала о себе знать. В конце концов, не найдя другого решения, мы просто стали снимать кадры в движении рано утором в жёстком ледяном парке. Но большей проблемой для нас оставалась тряска камеры. Очень хотелось добиться максимально плавного и чёткого изображения, но конструкция из слаломной вешки не помогала. Тогда к ней присоединилась поллитровая бутылка с водой. Сначала примотали её под камеру, думая, что чем тяжелее свободный конец вешки, тем меньше он подвержен вибрациям. Мы ошибались! Трясти стало только сильнее. Попробовали прицепить на противоположный конец и всё стало, как раньше, но, даже не знаю почему, снимая Гришу, я взялся за вешку одной рукой чуть дальше середины ближе к бутылке, и при такой съёмке камера просто парила по воздуху без вибраций даже на мелких кочках! Далее, развернув камеру вниз так, чтобы и бутылка, и камера создавали груз на концах палки, мы получили лучший стедикэм для GoPro. Только тогда у нас стали получаться красивые кадры в полётах.
К тому моменту наш состав уже сократился, т.к. Лёша Максуров отправиля в Питер. Нам с Гришей приходилось снимать друг друга, что гораздо менее продуктивно, чем втроём. Хорошо, что нас иногда снимала Юля со стола трамплина, без её помощи кадров было бы гораздо меньше.
Парк к последним дням катания уже был как родной, трамплины не казались такими большими, хотя они действительно таяли и уже не были такими радиусными. С каждым днём всё быстрее растапливало парк. В последний катальный день заключительные кадры мы снимали обгоняя тучу, в которой потом ехали домой. Хочется отметить, что в туче ехать страшно: абсолютно ничего не видно. После этого и до нашего отъезда из Саас-Фе все время шли дожди.
Домой мы ехали тем же маршрутом, что и в сторону Саас Фе, но с небольшими изменениями: вместо трансфера до Милана мы ехали поездом. Сделали так в целях экономии и, даже, смогли проехать по детским билетам. Мы просто сказали, что покупаем детям, которые сейчас дома. Гриша, даже, побрился для этого. Всё обошлось без происшествий, хотя были стрёмные моменты. Мне кажется, что при проверке билетов в поезде нас просекли, но решили не портить нам радость от поездки. А вот некоторым итальянцам не повезло: их увели погранцы. Почему, выяснить не удалось. Затем, полдня гуляли по городу, а ночь провели в аэропорту. И уже рано утром продолжили свой маршрут самолётами до Хельсинки, после чего трансфером до Питера.