Горнолыжный Форум
TNF UkraineTNF Ukraine Горные лыжи ArmadaГорные лыжи Armada Горные лыжи Elan Amphibio Маски и одежда Oakley Горнолыжные маски Bolle
Защита Dainese Термобельё Craft Спортивные носки X-Socks Термобельё X-Bionic
Регистрация Главная Форум Новые Отчёты Биржа Транспорт Лояльность Поиск
СНЕГ : MOBILE : НАШ FACEBOOK : НАШ TWITTER : RSS : Горнолыжный Форум > Снегозависимость > Карвинговая территория > Выбор горнолыжных ботинок > Статьи по выбору ботинок
Выбор горнолыжных ботинок всё о подборе горнолыжных ботинок


Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 28.07.2008, 12:04   #1 (ссылка)
¯\_(ツ)_/¯
 
Аватар для Sheridan
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Default City

Снаряга: Yamaha Tracer 900, Armada Tracer 118, Specialized Bighit 3, Salomon ST8
Статьи по выбору ботинок

В этой теме собраны статьи специалистов по выбору горнолыжных ботинок

Ботинки – наиболее важная деталь снаряжения. Катание в неподходящих ботинках может затормозить прогресс в обучении, обеспечить постоянную боль в ступнях или икроножных мышцах, в лодыжке или пальцах. Если ботинки вам не подходят, самые хорошие лыжи и самые лучшие места для катания не принесут радости. Не экономьте на ботинках. Хорошо подходящие ботинки будут служить вам очень долго.

Из чего состоит горнолыжный ботинок?

Горнолыжный ботинок сделан по принципу ореха. Он состоит из пластиковой скорлупы, внутри которой расположен мягкий и удобный ботинок. Пластик придает ботинку жесткость и долговечность, а внутренний сапожок комфортность.

Какие существуют ботинки? Что хорошо подойдет начинающим?

Каждый производитель выпускает десятки моделей ботинок, все разнообразие моделей обычно разделяется на несколько групп. Необходимость существования ботинок нескольких групп объясняется различными сочетаниями двух основных требований к ботинкам: они должны быть комфортными и в тоже время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Самые простые и комфортные ботинки для детей и начинающих не рассчитаны на катание на больших скоростях и при сложном состоянии снежного покрова. В тоже время наиболее жесткие ботинки для гонщиков обеспечивают минимальный уровень комфорта – ведь основное в этой группе точность и скорость передачи усилий на лыжу при тех больших нагрузках, которые испытывают ботинки при движении лыжника по жесткому склону на высокой скорости. Использование таких моделей начинающим может вообще отпугнуть его от катания – ноге-то может быть очень жестко, ботинок не согнешь – какое уж тут удовольствие. Ботинки для начинающих - максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием – разуванием, часто с возможностью переключения режимов «ходьба–катание», что помогает освоиться в необычных и непривычных "колодках". Именно такие ботинки и должны быть вашими первыми горнолыжными ботинками.

Что такое жесткость ботинка?

Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. Начинающим имеет смысл выбирать наименее жесткие и наиболее комфортные ботинки. Конечно, если вы занимаетесь спортом и хорошо физически развиты, а также планируете быстро прогрессировать, можно приобрести и ботинки чуть жестче.

Какие регулировки наиболее важны?

В зависимости от класса ботинок, их изготовители предусматривают самые разнообразные регулировки, правильно подобранное положение которых, во-первых, позволяет максимально быстро подстроить ботинок под Вашу ногу, а во-вторых, помогает, и учесть особенности стойки и состояния склона.

Что такое клипсы?

На подавляющем большинстве моделей ботинок существуют клипсы, которые служат для фиксации ноги в ботинке. Обычно число клипс колеблется от 1 до 4, а их конструкция может оказаться самой разнообразной. В некоторых моделях для начинающих с «задним входом», то есть с откидывающейся задней частью ботинка, эту же функцию выполняет большая клипса, в которую встроен специальный винт, при закручивании которого внутри ботинка затягивается фиксирующая стопу лента. Также существуют различные варианты встроенных в ботинок винтов с откидывающимся для ослабления фиксации ноги флажком, выполняющие ту же функцию. В недорогих моделях для начинающих и катающихся в качестве материала для клипс используется прочный пластик, можно также встретить комбинацию металл + пластик. Зачастую клипсы обеспечивают возможность двух регулировок: точной (как правило микрометрический винт) и грубой (зубцы), что позволяет добиться оптимального соотношения между точностью фиксации стопы и нижней части голени и комфортом Ваших ног (за счет максимального ослабления давления на них).

Что такое “кантинг”?

Во многих моделях существует кантинг. Служит для компенсации кривизны ног при помощи регулировки наклона манжеты внутрь или наружу относительно нижней части внешнего ботинка. Если форма Ваших ног – Х–образная или О–образная, наличие кантинга для Вас просто обязательно.

Регулировка жесткости.

Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее.

Переключатель «ходьба–катание».

Переключатель «ходьба–катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и прочее.

Какие бывают внутренние сапожки у ботинок?

Отдельно следует отметить следующую особенность конструкции внутреннего ботинка (сапожка): возможность изменения формы наполнителя для наилучшего облегания ноги. Это уже не регулировка, а скорее, отличительная особенность подавляющего большинства современных моделей ботинок. В настоящий момент существует несколько различных типов таких материалов, используемых компаниями-производителями горнолыжных ботинок. Один из таких материалов не требует специальных операций, поскольку его физические свойства обеспечивают «автоформование» наполнителя сапожка по ноге через некоторое время после обувания, это время составляет от одного часа до одного дня катания. После этого материал сохраняет форму ноги, что обеспечивает комфорт и вместе с тем точность передачи усилий на лыжу.

Чем отличаются женские модели?

Необходимо также отметить, что если Вы подбираете ботинки для женщины, старайтесь выбирать их из многообразия моделей, разработанных и выпущенных с учетом особенностей строения женской ноги. Это обеспечивает катающейся более удобную обувь, чем традиционные мужские модели. Да и особенности женской фигуры разработчиками тоже учитываются – ведь строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин.

А не имеет ли смысл купить сразу мощный, экспертный ботинок - ведь он лучше?

Если Вы не вполне уверены, что будете серьезно относиться к горным лыжам, тренироваться перед началом сезона, быстро прогрессировать, кататься на высокой скорости и достаточно агрессивно – тогда не старайтесь кататься в ботинках более высокой группы, чем это необходимо. Выбранные ботинки должны соответствовать Вашему классу катания.
В неправильно подобранных ботинках ноги устают сильнее, чем при правильном катании, а причина - неправильно выбранный ботинок.

Обязательно ли покупать дорогие специальные носки?

Прежде чем обуть ботинок, необходимо одеть носок. Тонкий, обязательно заканчивающийся выше ботинка эластичный носок, не оставляющий ни единой складки. Если Вы будете кататься только в одних носках, то они и ботинки проживут очень долго - лет пять - десять, так что на них тоже лучше не экономить. Цены на действительно хорошие специализированные горнолыжные носки могут стоить дороже, от 35 до 250 гривен.

Как выбрать размер ботинка и как правильно мереть ботинки?

Основное правило, которое действует при выборе ботинок – никогда не жалейте времени на примерку, самое главное – ботинки должны как можно лучше подходить Вам по форме внутреннего сапожка, «облегать ногу». Ваша нога индивидуальна, и только Вы сможете понять, что и где у Вас в данной модели ботинок «не так». Выбрав модели ботинок и тщательно одев носок, в котором Вы будете кататься, еще раз проверьте размер вашей ноги.
Первое впечатление – ботинок маловат. Не торопитесь примерять ботинки большего размера. Дело в том, что все современные ботинки в большей или меньшей степени «обминаются» по вашей ноге в процессе катания, и кажущийся тесноватым при первой примерке ботинок будет в самый раз после пары дней катания. Сначала застегните (но не затягивайте!) клипсы снизу вверх. Встаньте и покачайте ногу вперед-назад, из стороны в сторону. Затем подайте колено вперед так, чтобы пятка плотно «уселась» на предназначенное для нее место. Подтяните клипсы. Ботинок должен плотно облегать ногу везде, может быть чуть-чуть туговато – ведь его наполнитель еще не обмялся и не принял форму вашей ноги. В дальнейшем это произойдет, и вы будете застегивать клипсы гораздо сильнее, чем при первой примерке – обратите на это внимание, поскольку если вы уже затянули их на последнее положение, у Вас не остается возможности подтянуть их, когда это действительно потребуется. Пальцы не должны упираться, также как и быть излишне свободными. Попробуйте на одну ногу обуть ботинок одного размера, а на другую – отличающийся на пол-размера. Почувствуйте разницу, поймите, что вам больше подходит. Проделайте то же самое с ботинком такого же размера, но другой модели. Попробуйте приподнять пятку от стельки – она не должна подниматься. Присядьте – сначала медленно, затем резко. Если вас бросило назад – возможно, этот ботинок для вас чересчур жесткий, или вам необходимо подобрать модель с чуть более сильным наклоном манжеты вперед.
Если вас ничто не смущает, подтяните клипсы еще немного. Побудьте (но не сидя – подвигайтесь при этом, походите) в ботинках минут 10–15. Постарайтесь почувствовать – не давит–ли верх языка на ногу при сгибании, нет–ли неприятных ощущений в икроножной мышце от верха манжеты при напряжении мышц. Если отсутствуют болевые ощущения, онемение, нога не болтается, не скользит вперед–назад и из стороны в сторону и вам все подходит – поздравляю. Вы нашли свой ботинок.

Как узнать размер ноги для горнолыжного ботинка?

Лучший способ это поставить ступню на лист бумаги и обвести ее карандашом, держа его строго вертикально, затем измерить длину отпечатка. Вы получили европейский размер Вашей ноги. Для горнолыжного ботинка нужно добавить пол размера.

Как ухаживать за ботинками.

После катания, очистите их от грязи, выньте внутренний сапожек и просушите их. Не ставьте ваши ботинки на радиатор или нагревательные приборы, внутренний сапожек может расклееться, а пластиковая часть расплавиться. Если вы хотите помыть Ваши ботинки – используйте только мыло и теплую воду, ни в коем случае не протирайте одиколоном, бензином и т.д. Не стирайте внутринники они могут испортиться, если Вы хотите устранить неприятный запах пота, лучше использовать специальные средства, которые можно купить в спортивных или обувных магазинах.
  Share with Facebook Ответить с цитированием

Старый 28.07.2008, 12:05   #2 (ссылка)
¯\_(ツ)_/¯
 
Аватар для Sheridan
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Default City

Снаряга: Yamaha Tracer 900, Armada Tracer 118, Specialized Bighit 3, Salomon ST8
Re: Рекомендации по выбору

Хорошо написано. Спасибо skimaster.ru

Горнолыжные ботинки. Основные характеристики и технологии

Конструкция ботинок. К горнолыжной обуви предъявляют большие требования. Ботинки должны передавать малейшее движение ног и верхней части тела, — значит, они должны быть жесткими и плотно сидеть на ногах. Они должны быть удобными, не терять своих качеств при значительных перепадах температур, выдерживать удары при столкновениях с кусками льда, снега. Важно также, чтобы ботинки защищали от снега и влаги.
Обувь горнолыжника претерпела самые значительные изменения со времени возникновения горнолыжного спорта.

Сейчас вряд ли кто может себе представить, что раньше обувь была кожаная и низкая — такие ботинки плохо передавали управляющие усилия ног и верхней части тела. Чтобы удержать лыжу на канте, были необходимы большие усилия голеностопа. Динамика быстрых поворотов требовала укрепления самого слабого звена в биомеханической системе "лыжник — лыжи", каким являлось соединение лыжи с ногой. В конце 60-х годов появились первые пластиковые ботинки, которые быстро завоевали популярность, поскольку их эффективность в управлении лыжами значительно выше.
На рис. 18 показано устройство горнолыжного ботинка. Он состоит из двух частей: внешней — жесткой пластмассовой конструкции и внутренней -- мягко облегающего ногу чулка. Ступня плотно зажимается в ботинке благодаря системе замков-зажимов. Их может быть от одного до пяти на одном ботинке.

Внутренний ботинок-чулок изготовляется таким образом, чтобы он, мягко, пластично облегая ступню, учитывал все ее индивидуальные особенности. С этой целью используют специальные пластические материалы. Число различных материалов во внутреннем ботинке может достигать двух десятков. Для того чтобы внутренняя часть ботинка принимала форму ноги, в число этих материалов включают термопластичные пластмассы, обладающие самомоделирующими свойствами. В отдельных моделях используют нагнетание вспенивающихся пластических масс, которые, затвердевая, принимают форму ноги. Имеются также модели ботинок, использующие перед первым надеванием принудительный нагрев с помощью специальных электрических нагревателей. После электрического подогрева эти ботинки принимают точную форму вставленной в ботинок ноги. Известны и другие технологии точного формования внутренней поверхности чулка по ноге. Двумя взаимоисключающими свойствами должен обладать внутренний ботинок: с одной стороны, нога в нем должна чувствовать себя комфортно, мягко, с другой стороны, чулок должен сидеть совершенно плотно, без малейшего смещения.

До последнего времени существовали две основные конструкции горнолыжных ботинок, которые в первую очередь определяли вид внешнего ботинка. Это классические ботинки с передним входом и ботинки с задним входом, впервые разработанные фирмой SALOMON. Имеются также конструкции, использующие симбиоз этих двух конструкций (ботинки с верхним входом и т.п.).
При сравнении ботинок с задним входом и классических с передним входом можно сделать вывод, что первая конструкция позволяет более комфортно снимать и надевать ботинок, а вторая может обеспечить более тесный контакт внутреннего и внешнего ботинка. Использование элементов заднего входа в некоторых туристских моделях LANGE (фирма -- приверженец классической концепции) позволило облегчить процесс надевания и снимания ботинка.
Наиболее современные материалы для производства внешних ботинок — полистиролы и полиэфиры. Полиэфиры обладают большей стабильностью в жесткости при перепадах температуры, а полистиролы обладают большей абсолютной жесткостью. На внешнем ботинке имеется система, обеспечивающая затягивание стопы. Такого рода система может состоять либо из классических замков, либо дополнительно использовать различного вида тросовые тяги и рычаги. Большинство современных ботинок имеют различные регулировки, учитывающие анатомические особенности строения ноги конкретного лыжника. Среди таких регулировок отметим регулировку бокового наклона (кантинг и микрокантинг), регулировку переднего наклона, регулировку жесткости ботинка, микрометрические винты замков. Отдельные модели имеют также регулировки полноты ботинка за счет изменения конфигурации стельки.
Высота ботинок может быть разной. Обычно спортивные ботинки выше туристских. Такая конструкция объясняется теми предельными нагрузками, которые отличают исполнение поворотов на большой скорости на спортивных трассах. Высокое голенище принимает на себя часть усилия для удержания лыжи на канте в строгом положении. Однако слишком высокие ботинки ограничивают движения ног.
Подбор ботинок. Многообразие различных горнолыжных ботинок уже сравнилось с многообразием горных лыж. Аналогично лыжам ботинки делятся на спортивные, туристские и детские (юниорские).
В спортивных моделях на первое место ставятся требования к точности контроля над лыжами. Высокие скорости и перегрузки на спортивных трассах заставляют делать эти ботинки наиболее жесткими и высокими. По-настоящему соревновательная модель у каждой фирмы обычно одна. В группе спортивных моделей (с атрибутами racing, equipe) присутствуют еще 2—3 модели, которые имеют меньшую жесткость и больший комфорт. Эти модели рекомендуются для инструкторов, спортивных и динамичных лыжников. Выбор соревновательной модели надо проводить весьма осторожно, так как некоторые такие модели не позволяют долго находиться в застегнутых ботинках.
После спортивных моделей идет группа ботинок "эксперт", или, как их называют, модель без ограничений. Такие модели подходят для спортивных и динамичных лыжников и имеют более комфортабельный внутренний ботинок по сравнению со спортивными горнолыжными моделями.
Группа туристских ботинок, обладающих "анатомическим" дизайном, предназначается для любителей разнообразного комфортного катания. Жесткость таких ботинок меньше, чем у первых двух групп.
Замыкают семейство горнолыжных ботинок модели, рассчитанные на начинающих и средних лыжников. Эти модели имеют низкую верхнюю часть (спойлер) и наименьшую жесткость.
Юниорские модели спортивного класса предназначены для детей, тренирующихся в спортивных школах и выступающих на соревнованиях. Выпускаются также специальные ботинки для детей, делающих первые шаги на лыжах.
Если при производстве горных лыж специальные модели для женщин выпускаются сравнительно редко, то современные горнолыжные ботинки ведущих производителей, как правило, имеют женские модификации (LADY) во всех основных группах ботинок. При выпуске таких моделей учитываются особенности анатомии женской ноги.
При выборе размера ботинка следует учитывать ваши анатомические особенности: высоту подъема, ширину стопы, симметричность ступней, наличие старых травм и костных мозолей. Для людей с одинаковым размером стопы один и тот же ботинок может обеспечивать совсем разный уровень комфорта. Поэтому к подбору ботинок следует подходить сугубо индивидуально. Ботинки следует подбирать точно по размеру, нельзя брать "для утепления" на размер больше. В табл. 1 сопоставлены метрическая система размеров обуви с европейской и американской системами.

Ботинки фирмы SALOMON имеют также свою собственную систему размеров — размер определяется периметром охвата подъема (длина замкнутой линии в мм, проходящей через пятку и высшую точку подъема стопы). Так размер 42,5 соответствует размеру примерно 340 по системе SALOMON.
Примеряют ботинки на тонкий носок, плотно застегнув все замки. Если пальцы не упираются в переднюю стенку ботинок, то размер подходит.
Нога должна чувствовать себя удобно, без болевых ощущений в отдельных местах. Следует походить в ботинках, поприседать, сделать несколько движений на равновесие. В плохо подогнанных ботинках ноги затекают. Необходимо тщательно, насколько это возможно, проконтролировать, совпадает ли рельеф внутреннего ботинка с формой вашей ступни, ее размерами. Только плотное, всесторонее облегание ботинка позволяет точно и быстро управлять лыжей. Ощущение "ватного" окружения ступни, которая, как говорят, "плывет" в ботинке, -- плохой признак. Однако ступня не должна быть сдавлена, словно "забетонирована".
Чрезмерная жесткость (или недостаточная гибкость) верхней части ботинок значительно затрудняет компенсаторные действия для поддержания динамического равновесия в поперечной и особенно в продольной плоскостях. Такой дефект часто является причиной потертости и наминов голени.
Правильное центрированные тела лыжника над лыжами легко проверить в приседаниях. Если лыжник, расставив ноги на ширине плеч, в застегнутых ботинках (без лыж) делает глубокие приседания, касаясь ягодицами ботинок, то в этом случае наклон голенищ правилен (центр тяжести тела проецируется на середину подошв) и лыжник может легко выполнять движения вверх-вниз, столь важные в горнолыжной технике. Для компенсации равновесия можно ослабить жесткость голенищ, однако при этом ухудшается устойчивость при управлении лыжами. Сохранение жесткости ботинок при правильном центрировании тела открывает лыжнику дополнительные возможности управления лыжами по сравнению с прежними кожаными ботинками. Это одно из свойств инвентаря, которое определило прогресс горнолыжной техники за последние несколько десятилетий.
При подборе ботинок обращают внимание и на такие достоинства, как теплоизоляция, герметичность (сне-го- и водонепроницаемость), небольшой вес, удобство одевания и снимания, легкость разъединения внутреннего ботинка, простота в обращении с замками и другими приспособлениями, надежность пластмассы, материалов, замков и устройств.
Подгонка и мелкий ремонт ботинок. После приобретения ботинок необходимо провести их подгонку и регулировку. Если вы начинающий горнолыжник, то, приобретая соответствующие ботинки для начинающих, вы автоматически решаете многие проблемы. Как уже отмечалось, такие ботинки наиболее мягкие и низкие. Эти ботинки спроектированы на стойку, близкую к обычному вертикальному положению человека, а мягкий внутренний ботинок компенсирует анатомические особенности ступней. Количество регулировок в таких ботинках минимально, или они вообще отсутствуют. Приобретая ботинки более высокого уровня, нужно заранее представлять особенности своей конституции. При наличии некоторых отклонений (несимметричности ног, искривлениях и т.п.) необходимо выбирать ботинки с наличием соответствующих регулировок. При выгнутых, или так называемых кавалерийских, ногах лыжник в прямом спуске опирается преимущественно на внешние канты. Из-за этого ухудшается скольжение. В косом спуске нарушаются условия кантования, так что верхняя лыжа перекантована, а нижняя идет более плоско и проскальзывает. Устранить этот недостаток можно с помощью боковой регулировки (кантинга). Используя эту регулировку, нужно наклонить верхнюю часть ботинка наружу. Такая регулировка очень важна для спусков по жестким трассам.

Для Х-образной формы ног со сдвинутыми внутрь коленями компенсаторные исправления положения верхней части ботинок выполняют путем ее наклона внутрь.
Недостаточный наклон вперед голенищ затрудняет выполнение сгибаний-разгибаний. При попытках присесть лыжник сильно вытягивает вперед руки, чрезмерно наклоняет туловище и часто сваливается назад из-за потери равновесия. Это очень серьезный недостаток обуви, поскольку движения лыжника вверх-вниз являются основными, их следует выполнять быстро и легко. Такие трудности возникают также, если ботинки велики. В этом случае для корректировки используют продольную регулировку. Обычно спортивные модели имеют более выраженный наклон вперед по сравнению с туристскими моделями, что следует учитывать при выборе ботинок.
Однако не следует стремиться к значительному увеличению подвижности ботинок в продольном направлении. При этом также возрастает вертикальная подвижность и теряются компенсаторные возможности при амортизации резких ударов. А последние являются очень важным преимуществом современных пластиковых ботинок.
При постоянных болевых ощущениях, а также при несоответствии формы ступни колодке совершенно необходима подгонка внутреннего чулка. Следует остерегаться образования костных или тканевых наростов на ноге, которые могут появиться при продолжительном использовании плохо формованной обуви. В таких случаях необходимо обратиться к врачу и принять профилактические меры. Если у вас уже образовались костные наросты, то лучше выбирать туристские ботинки с повышенным комфортом или с пенным наполнителем.
Локальные места сдавливаний можно устранить с помощью нагревания этого места во внешнем ботинке (внутренний ботинок должен быть вынут) и выпрессо-вывания данного места наружу ботинка. В просторную обувь вставляют стельки, носят толстые шерстяные носки.
Ремонт современных ботинок осуществляется в основном косметический и при невозможности быстро приобрести другие ботинки.
Наибольшие трудности при ремонте горнолыжных ботинок доставляют трещины в лопнувших на морозе ботинках, а также полученные в результате ударов. Попытки склеивания обычно ничего не дают. Радикальное средство — приклепать на место повреждения с двух сторон фиксирующие металлические пластины. Предварительно нужно остановить продвижение трещины с помощью высверленного отверстия.
Ремонт внутреннего ботинка сводится чаще к наклейке кожаных или матерчатых заплат и восстановлению поврежденных швов.
Ремонт металлических замков и других деталей требует порой тонкой токарно-фрезерной работы по вытачиванию деталей. Наиболее досадны потери тросиков от замков. Поэтому рекомендуется их изготовить заранее про запас.
Уход за обувью. Горнолыжную обувь следует как можно меньше использовать для переходов без лыж и на лыжах в движении попеременным ходом по ровному месту. При этом возникают деформации, дополнительные напряжения во внешнем ботинке, приводящие к трещинам, чулок излишне трется о твердые стенки ботинка. К месту катания ботинки лучше нести в небольшом рюкзаке.
После катания ботинки просушивают. Для этого вынимают внутренний ботинок. Не следует помещать ботинки очень близко от источника тепла или ставить их надолго на горячую батарею: при температуре выше 50° в пластмассе могут произойти необратимые изменения. Для высушивания хорошо положить во внутренний ботинок скомканную газету.
Перед длительным хранением тщательно очищают ботинки от грязи, моют внутренние ботинки щеткой теплой водой с мылом, а внешние — горячей. Такая мера необходима прежде всего для удаления с обуви разных нефтехимических продуктов и солей, которые ведут к разрушению материалов, и особенно кожи. Нефтепродукты оставляют на пластике следы, удалить которые можно только растворителями. Поэтому надо быть осторожным в местах автостоянок и у подъемников, чтобы не угодить ногами и лыжами в масла, солярку и пр.
Проверенные, исправные (без трещин, складок) и высушенные внутренние ботинки обрабатывают специальными мазями, аэрозолями и дезодорантами для их лучшей сохранности и вставляют во внешние ботинки, которые застегивают на замки в тех же позициях, что и при катании. Рекомендуется вложить плотно скомканную бумагу в верх голенища, чтобы создать необходимую распорку для застегивания верхних замков. Ботинки не надо вставлять в крепления лыж.
Горнолыжную обувь хранят в прохладном, сухом месте вне прямого попадания солнечных лучей.
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 28.07.2008, 12:06   #3 (ссылка)
¯\_(ツ)_/¯
 
Аватар для Sheridan
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Default City

Снаряга: Yamaha Tracer 900, Armada Tracer 118, Specialized Bighit 3, Salomon ST8
Re: Рекомендации по выбору

Статья очень уважаемого нами специалиста Георгия Дубенецкого, опубликованая на его сайте http://www.skis.ru. Статье уже несколько лет, но актуальности она не потеряла.

"Ботинки – наиболее важная деталь снаряжения. Вы можете кататься на стареньких лыжах, одевшись в спортивный костюм, ушанку и варежки, но если ботинки вам не подходят – увы, вполне возможно, что Вы никогда не получите удовольствия от катания. Более того, катание в неподходящих ботинках может затормозить прогресс в обучении, испортить тщательно спланированный отпуск, обеспечить постоянную боль в ступнях или икроножных мышцах, в лодыжке или пальцах. Если ботинки Вам не подходят, самые хорошие лыжи и самые лучшие места для катания не принесут радости. В последние годы в нашей стране появилось большое количество нового снаряжения, и стало возможным не «достать» единственную завезенную в магазины модель Dynafit подходящего размера, а выбрать наиболее подходящий по ноге, цене, классу катания и предпочтительным склонам ботинок. Даже склонам, потому что если Вы катаетесь по буграм, то в излишне жестких ботинках Вы рискуете повредить надкостницу жестким верхом языка.

Не экономьте на ботинках. Не стоит стараться купить ботинки самого последнего «модельного года», пусть даже в ущерб их потребительским качествам. Конечно, с ростом технического уровня катающегося растут и требования к снаряжению и, соответственно, его цена. Если у Вас недостаточно средств, чтобы приобрести себе новую модель нужного класса, обратите свой взгляд на рынок – масса новых ботинок, произведенных в последние несколько лет, предлагается Вашему вниманию по самым разнообразным ценам. Что касается ботинок для спортсменов, участвующих в соревнованиях – гонщиков, то даже самые серьезные «катаные» ботинки можно подобрать процентов за тридцать от стоимости модели подобного класса, продающейся в этом году в магазинах.

Хорошо подходящие ботинки будут служить вам очень долго. На ногах российских горнолыжников и сейчас еще можно встретить популярную в 80–х годах модель Alpina Demon, да и другие модели ботинок, выпущенные лет 10–15 назад. И все эти годы в них катались!

Группы ботинок

Необходимость существования ботинок нескольких групп объясняется различными сочетаниями двух основных требований к ботинкам: они должны быть комфортными и в тоже время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Различные комбинации этих, как правило, взаимоисключающих требований и приводят к необходимости создания нескольких групп ботинок. Самые простые и комфортные ботинки для детей и начинающих не рассчитаны на катание на больших скоростях и при сложном состоянии снежного покрова. В тоже время наиболее жесткие ботинки для гонщиков обеспечивают минимальный уровень комфорта – ведь основное в этой группе точность и скорость передачи усилий на лыжу при тех больших нагрузках, которые испытывают ботинки при движении лыжника по жесткому склону на высокой скорости. Именно для моделей этой группы используются самые современные и дорогостоящие материалы для обеспечения максимально возможного комфорта при минимуме объема и минимуме свободы движений для ноги. Использование таких моделей начинающим может вообще отпугнуть его от катания – ноге-то может быть очень жестко, ботинок не согнешь – какое уж тут удовольствие.

Каждая компания, производящая ботинки, использует свою систему разделения их по группам, причем число таких групп может колебаться от 4 до 10. Существующая уже больше десяти лет и ставшая для многих фирм, производящих горнолыжное снаряжение, традиционной градация «начинающий – катающийся – гонщик» (не путайте с лыжными гонками!) в настоящий момент несколько устарела. Пожалуй, все существующее многообразие моделей можно разбить на следующие группы:

Самые простые ботинки для детей и юниоров – максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, часто с задним или центральным входом (то есть верхняя часть внешнего и внутреннего ботинка раскрывается и вперед и назад, обеспечивая удобный вход), с малым количеством клипс (иногда одна), в ботинках для самых маленьких встречается также манжета для защиты от снега. Эти ботинки предназначены для первых шагов на лыжах.

Ботинки для спортивно катающихся детей и юниоров – более сложная конструкция, в основном модели с центральным или передним входом. Для юных лыжников, занимающихся в спортивной секции. Достаточно часто представляют собой уменьшенную и облегченную модель, которую компания выпускает для гонщиков. Жесткость ботинок этой группы – до 80 кгс/град.

Ботинки для начинающих, максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, чаще всего с центральным входом, с возможностью переключения режимов «ходьба–катание». От одной до трех пластмассовых клипс. Ботинки этой группы часто делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 15…60 кгс/град.

Ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику. Достаточно комфортные, сочетающие варианты «центрального входа» и классического, расстегивающегося спереди, ботинка, жесткость пластика возрастает, немного увеличивается высота ботинка. Практически все ботинки этой группы делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 40…80 кгс/град.

Ботинки для хорошо катающихся, но еще не экспертов. Чаще всего классической конструкции – с передним входом. Пожалуй, в ботинках именно этой группы наблюдается наибольшее количество регулировок, позволяющих достичь максимальный комфорт и обеспечить хорошую фиксацию ноги при катании с возросшей скоростью и на более сложных склонах. Практически все ботинки этой группы также делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 60…90 кгс/град.

Ботинки экспертной группы – с «передним входом», практически обязательные конструктивные особенности для этой группы ботинок – металлические клипсы с микрорегулировкой, кантинг, изменение жесткости ботинка в передне-заднем направлении, ремень Velcro 360 в верхней части ботинка. Жесткость ботинка почти такаяже высокая, как и у моделей для гонщиков. Наиболее часто ботинки этой группы представляют собой чуть упрощенную модификацию ботинок для гонщиков. Также существуют женские и мужские модификации. Жесткость ботинок этой группы – 70…115 кгс/град.

Ботинки гоночной группы, racing, для соревнований. В последние годы – только классическая конструкция с клипсами, раскрывающаяся спереди – передний вход, очень жесткие, минимально комфортные. Обязательные конструктивные особенности для этой группы ботинок – металлические клипсы с микрорегулировкой, кантинг, ремень Velcro 360 в верхней части ботинка. В некоторых моделях возможна регулировка жесткости ботинка, иногда выполненная в виде переключателя на два положения: жесткий или мягкий ботинок (Nordica). Под «мягким» в данном случае понимается ботинок, жесткость которого соответствует жесткости ботинка экспертного класса. Также встречается регулировка наклона ботинка (Dachstein). При изготовлении ботинок этой группы используются самые современные материалы и технологии, что объясняет самую высокую цену на ботинки этой группы. Жесткость ботинок этой группы – 100…150 кгс/град.

Жесткость ботинка

Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. В настоящее время только две компании – Nordica и Salomon характеризуют жесткость ботинка в абсолютных единицах – килограмм силы на градус прогиба. Еще ряд изготовителей определяют жесткость своих моделей в процентном отношении к жесткости гоночной модели, что позволяет сравнить (хотя и весьма приблизительно) жесткость ботинок одной группы, изготовленных различными компаниями–производителями. Часть компаний–производителей просто характеризует свои модели как «мягкие», … «жесткие», «очень жесткие».

Регулировки

В зависимости от класса ботинок, их изготовители предусматривают самые разнообразные регулировки, правильно подобранное положение которых во-первых позволяет максимально быстро подстроить ботинок под Вашу ногу, а во-вторых, помогает и учесть особенности стойки и состояния склона (например, переключатель жесткости ботинок поможет при переходе с жесткого подготовленного склона на бугры). Наиболее часто конструкция ботинок предусматривает следующие регулировки

На подавляющем большинстве моделей ботинок существуют клипсы, которые служат для фиксации ноги в ботинке. Обычно число клипс колеблется от 1 до 4, а их конструкция может оказаться самой разнообразной. В некоторых моделях с «задним входом», то есть с откидывающейся задней частью ботинка, эту же функцию выполняет большая клипса, в которую встроен специальный винт, при закручивании которого внутри ботинка затягивается фиксирующая стопу лента. Также существуют различные варианты встроенных в ботинок винтов с откидывающимся для ослабления фиксации ноги флажком, выполняющие ту же функцию. В недорогих моделях в качестве материала для клипс используется прочный пластик, можно также встретить комбинацию металл + пластик. В ботинках для гонщиков и экспертов клипсы обычно изготовлены из металла и обеспечивают возможность двух регулировок: точной (как правило микрометрический винт) и грубой (зубцы), что позволяет добиться оптимального соотношения между точностью ведения лыж (за счет максимально точной фиксации стопы и нижней части голени) и комфортом Ваших ног (за счет максимального ослабления давления на них).

Во многих моделях существует кантинг. Служит для компенсации кривизны ног при помощи регулировки наклона манжеты внутрь или наружу относительно нижней части внешнего ботинка. Если форма Ваших ног – Х–образная или О–образная, наличие кантинга для Вас просто обязательно.

[img]http://img.skis.ru/pcs/1025867684084488.jpg[/img]

Для дополнительной фиксации и плотного обхвата манжетой (верхней частью наружного ботинка) икроножной мышцы также применяется ремень (одно из торговых названий – Velcro 360), охватывающий ногу по самому верху манжеты ботинка. В последнее время в качестве материала для изготовления этого ремня используются кевларовые волокна. Затяжка позволяет максимально быстро, плотно и вместе с тем достаточно мягко обхватить икроножную мышцу и зафиксировать ее не только во внутреннем ботинке, но и относительно манжеты внешнего жесткого ботинка.

Регулировка наклона манжеты вперед–назад. Предназначена для изменения наклона ботинка с целью более точной подстройки его под стойку лыжника. Иногда совмещается с пружинной регулировкой жесткости наклона манжеты в передне–заднем направлении. Nordica и ряд других фирм используют в гоночных и экспертных моделях в качестве регулирующего элемента клинья, вставляемые сзади между внутренним и внешним ботинком.

Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее. В экспертных и гоночных моделях ряда ведущих компаний, например Nordica, Lange, эта регулировка имеет два положения – жесткое и мягкое, в ряде других моделей (Tecnica, Dachstein) имеется пружина с регулятором, который позволяет плавно изменять ее жесткость. Необходимо отметить, что это не означает - для более сильного и слабого спортсмена, а дифференцирует по применимости (жесткий – Hard/SL– специальный слалом, мягкий – Soft/GS – слалом–гигант), или по характеру склона – жесткий или мягкий (с буграми). В моделях Salomon в ботинок встроена система Prolink, которая за Вас решает проблему изменения жесткости внешнего ботинка в зависимости от длительности усилия, приложенного к ботинку.

Переключатель «ходьба–катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и проч.

Несколько реже можно встретить и ряд регулировок, характерных скорее для ботинок гоночной и экспертной групп:

регулировка подъема пятки. Используется для точной подгонки ботинка по ноге, в основном в области подъема и свода стопы. Исполнение самое разнообразное – подкладные элементы, регулировочные винты.

регулировка фиксации (зажима) пятки в районе ахилла. Используется для лучшей фиксации ноги в области пятки. Часто применяются дополнительные подкладные элементы (Lange), специальные наклеиваемые накладки (Salomon). Винтовая регулировка встречается реже.

регулировка ботинка в области свода стопы (область стопы, расположенная под подъемом). Обеспечивает точное прилегание стопы к стельке ботинка по всей площади ступни. Имеет смысл специально подбирать модель с такой опцией если у ноги высокий или низкий свод стопы, тогда можно подобрать такое положение этой регулировки, чтобы во время и после катания ступни не болели. Существуют варианты регулировочных винтов и специальных вкладышей – супинаторов.

Также не очень распространенная регулировка – изменение жесткости языка в верхней части. Обычно осуществляется передвижением жесткой пластины вверх–вниз (некоторые модели Lange).

Задний регулируемый или переворачивающийся на 180о спойлер. Позволяет изменить высоту внешнего ботинка в задней части, более точно учесть особенности икроножной мышцы.

Термоформуемый сапожок

Отдельно следует отметить следующую особенность конструкции внутреннего ботинка (сапожка): возможность изменения формы наполнителя для наилучшего облегания ноги. Это уже не регулировка, а скорее, отличительная особенность подавляющего большинства современных моделей ботинок. В настоящий момент существует несколько различных типов таких материалов, используемых компаниями-производителями горнолыжных ботинок. Один из таких материалов не требует специальных операций, поскольку его физические свойства обеспечивают «автоформование» наполнителя сапожка по ноге через некоторое время после обувания, это время составляет от одного часа до одного дня катания. После этого материал сохраняет форму ноги, что обеспечивает комфорт и вместе с тем точность передачи усилий на лыжу.

Кроме того, появились материалы, которые допускают несколько раз производить термоформование сапожка по ноге владельца без применения заливки дополнительных материалов. Такой материал используется, например, в серии сапожков Custom Fit компании Salomon или Thermo Inner компании Dachstein. Эти ботинки для окончательной подгонки в наиболее важных местах достаточно разогреть изнутри горячим воздухом с помощью специального устройства, имеющегося в магазинах, а затем обуть, застегнуть, и минут 15 походить в них. Подобная технология позволяет «перезаливать» ботинок при смене владельца, правда не более трех раз (данные Salomon).

Некоторые производители используют гель, который позволяет перераспределить давление на ногу в самых важных и сложных для обеспечения комфорта местах, например в подъеме (язык сапожка) и лодыжке.

В продаже встречаются модели, формование внутреннего сапожка которых производится владельцем самостоятельно, с использованием пенного двухкомпонентного наполнителя, заливаемого в специальные технологические трубки, которые выдергиваются после окончания процесса заливки. При приобретении подобных моделей проверьте комплект материалов для заливки и убедитесь в том, что процедура заливки Вам понятна до мелочей. Как правило, в комплект входит по 2 баллончика с материалом для каждого ботинка. Такие ботинки некоторых производителей (например Dachstein) отличает слово Foam, присутствующее в названии модели.

Особенности моделей для карвинга

В каждой из групп существуют модели, характеризуемые производителями как «ботинки для карвинга». Конечно, в этих ботинках можно успешно кататься и на лыжах классической геометрии, и наоборот – в ботинках без регулятора жесткости и встроенной платформы Вы будете прекрасно себя чувствовать и на лыжах для карвинга. Почувствовать различия в поведении ботинок одной группы сможет, пожалуй, только достаточно техничный лыжник. Наиболее часто встречаются следующие отличия ботинок, позиционируемых компаниями-производителями как «карвинговые» модели, от остальных моделей соответствующей им группы:

повышенная жесткость наружного ботинка в боковом направлении, позволяющая обеспечить более сильную боковую поддержку. Иногда с целью повышения жесткости верхней части ботинка применяется специальная накладка, крепящаяся изнутри к манжете наружного ботинка.

немного уменьшенная жесткость ботинка в передне–заднем направлении, по сравнению с моделями того же производителя, не ориентированными на карвинг.

существующий в некоторых моделях переключатель «ходьба–катание» совмещен с переключателем жесткости, в этом случае существует третье положение – «carve», «soft» – мягкое сопротивление ботинка сгибанию в передне–заднем направлении.

конструктивные особенности, обеспечивающие увеличение угла закантовки лыжи, при котором ботинок касается склона. Иногда для того, чтобы дополнительно поднять наиболее широкую часть ботинка над лыжей, применяется встроенная в ботинок «платформа».

Женские модели

Необходимо также отметить, что если Вы подбираете ботинки для женщины, старайтесь выбирать их из многообразия моделей, разработанных и выпущенных с учетом особенностей строения женской ноги. Это обеспечит катающейся более удобную обувь, чем традиционные мужские модели. Да и особенности женской фигуры разработчиками тоже учитываются – ведь строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин. Именно для учета этих особенностей манжета женских моделей обычно сильнее наклонена вперед, чем у моделей, предназначенных для мужчин. Кроме того, мотивация у женщины может совершенно отличаться от мужской – мужчина чаще стремится получить удовольствие от скорости и точности движений, а для большинства женщин горные лыжи – это скорее возможность отдохнуть вместе с семьей или друзьями, побыть на солнце, насладиться всем комплексом ощущений, которые предоставляют горы зимой. Так пусть ботинки будут удобными и комфортными, и пусть женщина в них катается на доступной для нее скорости, а не борется со склоном и снаряжением.

Группы ботинок и категории лыжников

Хочу предупредить об одной достаточно распространенной ошибке: если Вы не вполне уверены, что будете серьезно относиться к горным лыжам, тренироваться перед началом сезона, быстро прогрессировать, кататься на высокой скорости и достаточно агрессивно – тогда не старайтесь кататься в ботинках более высокой группы, чем это необходимо. Выбранные ботинки должны соответствовать Вашему классу катания, ведь среди ботинок, позиционируемых производителем (например) как ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику, существуют различные варианты жесткости, различные регулировки, позволяющие более точно учесть ваши индивидуальные склонности и стремление к прогрессу, выбрать более жесткие ботинки, если Вы сильны или Ваш вес превышает средний. Если Вы, например, не в состоянии при движении на лыжах прогнуть ботинок усилием ноги, он может не позволить Вам подать колени вперед и принять правильную стойку. Следствием этого явится неправильная загрузка лыжи в повороте и ошибки в технике катания. Достаточно распространенная ошибка, вызванная излишне жесткими ботинками – выпрямленные ноги и проворачивание лыж под собой. В то же время выбор заведомо более мягкого и комфортного ботинка при катании на высоких скоростях и сложных склонах заставит Вас затягивать его сильнее, чем это предусмотрено конструкцией и материалами, что приведет к нарушению кровообращения и онемению или замерзанию ног.

О носках

Прежде чем обуть ботинок, необходимо одеть носок. Тонкий, обязательно заканчивающийся выше ботинка эластичный носок, не оставляющий ни единой складочки – вот идеальное решение. Разнообразие специализированных горнолыжных носков велико. Тонкие и толстые, самых разных расцветок и производителей – есть эластичные толстые носки, есть тонкие носки с толстым следом (как стелька) есть тонкие носки с более толстой нижней частью, короче – сначала купите «правильные» носки. Здесь речь, конечно бы, шла о горнолыжных носках X-Socks, №1 в мире, но когда писалась эта статья, X-Socks'a ещё в России не было (комм. Sheridan) Но наилучшим образом усилие от ноги на лыжу будет все-таки передаваться в самых тонких носках. Если Вы будете в них только кататься, то они проживут долго, так что на них тоже лучше не экономить. Цены на действительно хорошие специализированные горнолыжные носки могут переваливать за 40 долларов, но тут золотое правило – «чем мех дороже, тем он лучше» тоже действует…

Примерка и проверка

[img]http://img.skis.ru/pcs/1025867963848331.gif[/img]

Основное правило, которое действует при выборе ботинок – никогда не жалейте времени на примерку, самое главное – ботинки должны как можно лучше подходить Вам по форме внутреннего сапожка, «облегать ногу». В мире существует более 20 компаний, выпускающих горнолыжные ботинки самых разнообразных групп, и у каждой линии ботинок, выпускаемых различными компаниями, своя колодка, отличающаяся по ширине ступни, высоте подъема, объему ноги в подъеме, рельефу наполнителя в области лодыжки, высоте свода стопы, ширине и высоте манжеты… Вы можете начать с того, что узнать, какая модель более других подходит для Вашей ноги – данные о том, какие особенности присущи различным моделям и компаниям-производителям, публикуются в специализированных горнолыжных журналах, некоторые рекомендации можно отыскать и в Интернет. Но только слушать советы других людей и без примерки покупать ботинки практически невозможно – Ваша нога индивидуальна, и только Вы сможете понять, что и где у Вас в данной модели ботинок «не так». Выбрав модели ботинок и тщательно одев носок, в котором Вы будете кататься, еще раз проверьте размер вашей ноги.

[img]http://img.skis.ru/pcs/1025868402084357.jpg[/img]

В хороших магазинах существуют специальные подставки для определения размера по длине и ширине ступни, причем размеры ботинок различных производителей могут слегка отличаться. Так например (частный случай, но все мы индивидуальны!), для одной и той же ноги могут хорошо подойти ботинки Tecnica Explosion 8 размера 25,5, Salomon Performa Evolution 9.0 размера 25 и Lange X Zero 8 размера 8. Общее правило (хотя и весьма приблизительное) – если у Вас широкая стопа, Вам необходимы ботинки на пол-размера больше, чем длина Вашей стопы в сантиметрах. Очень важное условие: измерять длину стопы необходимо в тот момент, когда она находится под нагрузкой, то есть Вы стоите на обоих ногах, чуть согнув колени. Это требование объясняется тем, что под нагрузкой кости стопы расходятся, и стопа увеличивается в размерах: в длину – до 5 мм, а в ширину – до 12 мм! Именно поэтому измерять стопу и примерять ботинки обязательно в положении стоя, а никак не сидя.

Еще один вариант (правда надо отметить, что он весьма неточен) проверки правильности выбора размера – вынуть из ботинка сапожок и встать в наружный ботинок ногой в носке так, чтобы большой палец уже слегка упирался в переднюю часть ботинка. Позади пятки должно оставаться расстояние около 25 мм, то есть достаточное для того, чтобы Вы могли поместить туда скрещенные указательный и средний пальцы Вашей руки. При этом измерении надо помнить, что производители обычно изготавливают внешний ботинок одного размера для двух последующих размеров ноги, то есть например у ботинок с размерами 27 и 27,5 (или 26,5 и 27 у другого производителя) наружный ботинок будет совершенно одинаков, а внутренний ботинок различается по толщине наполнителя. Это поможет Вам очень точно подобрать подходящий Вам размер данной конкретной модели ботинка после того, как Вы убедитесь в том, что именно эта модель максимально точно повторяет форму ноги.

Если ботинок подходит по размеру, вставьте сапожок на место и обуйтесь. Первое впечатление – ботинок маловат. Не торопитесь примерять ботинки большего размера. Дело в том, что все современные ботинки в большей или меньшей степени «обминаются» по Вашей ноге в процессе катания, и кажущийся тесноватым при первой примерке ботинок будет в самый раз после пары дней катания. Сначала застегните (но не затягивайте!) клипсы снизу вверх. Встаньте и покачайте ногу вперед-назад, из стороны в сторону. Затем подайте колено вперед так, чтобы пятка плотно «уселась» на предназначенное для нее место. Подтяните клипсы. Ботинок должен плотно облегать ногу везде, может быть чуть-чуть туговато – ведь его наполнитель еще не обмялся и не принял форму Вашей ноги. В дальнейшем это произойдет, и Вы будете застегивать клипсы гораздо сильнее, чем при первой примерке – обратите на это внимание, поскольку если Вы уже затянули их на последнее положение, у Вас не остается возможности подтянуть их, когда это действительно потребуется. Пальцы не должны упираться, как и быть излишне свободными. Попробуйте на одну ногу обуть ботинок одного размера, а на другую – отличающийся на пол-размера. Почувствуйте разницу, поймите, что Вам больше подходит. Проделайте то же самое с ботинком такого же размера, но другой модели. Попробуйте приподнять пятку от стельки – она не должна подниматься. Присядьте – сначала медленно, затем резко. Если Вас бросило назад – возможно, этот ботинок для Вас чересчур жесткий, или Вам необходимо чуть сильнее наклонить манжету вперед.

Если Вас ничто не смущает, подтяните клипсы еще немного. Побудьте (но не сидя – подвигайтесь при этом, походите) в ботинках минут 10–15. Постарайтесь почувствовать – не давит–ли верх языка на ногу при сгибании, нет–ли неприятных ощущений в икроножной мышце от верха манжеты при напряжении мышц. Если отсутствуют болевые ощущения, онемение, нога не болтается, не скользит вперед–назад и из стороны в сторону и Вам все подходит – поздравляю. Вы нашли свой ботинок.

Существует ряд рекомендаций, кажущихся необязательными, но прислушаться к ним имеет смысл. Во-первых, посетите несколько магазинов и проконсультируйтесь с продавцами, примерьте в каждом магазине как минимум 3–5 различных моделей ботинок, чтобы понять, какая модель подходит Вам наилучшим образом, кроме того это позволит Вам сориентироваться в ценах (и может быть, скорректировать свои притязания). Старайтесь мерять ботинки ближе к концу дня – Ваши ноги вечером слегка увеличиваются в размерах. Кстати, обычно одна нога чуть больше другой, так что примеряйте оба ботинка. Учтите, что в теплом помещении ботинки намного мягче, чем они будут при катании даже на мартовском солнышке – материалы, из которых сделаны ботинки, на морозе становятся гораздо менее гибкими. После того, как ботинок выбран, внимательно осмотрите и попробуйте все регулировки. Всякое может быть – ни одна вещь не застрахована от случайного брака.

Это еще не все ...

Итак, ботинки куплены. Нет, не убирайте их в шкаф до первого дня катания – Вам необходимо как следует примерить их еще не раз. Ходите в них час – другой ежедневно, (если близкие и окружающие Вас поймут) в течение нескольких дней, чтобы убедиться в том, что при первом же катании у Вас не разболятся ноги, и чтобы внутренний ботинок начал принимать форму Вашей ноги. Как уже говорилось, современные материалы через некоторое время окончательно сформуются по Вашей ноге, и уровень комфорта увеличится – исчезнут неприятные ощущения, которые могут беспокоить Вас при первой примерке. Если ботинки все-таки не совсем идеально подходят – существует несколько вариантов. Самый простой – вернуться в магазин и обменять их. Если это невозможно – может быть, Вы купили не новые ботинки, или приобрели их с рук? Или Вы просто уже не хотите расставаться с ними? Тогда – ищите в Вашем городе сервис по подгонке ботинок."
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 28.07.2008, 12:23   #4 (ссылка)
¯\_(ツ)_/¯
 
Аватар для Sheridan
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Default City

Снаряга: Yamaha Tracer 900, Armada Tracer 118, Specialized Bighit 3, Salomon ST8
Re: Рекомендации по выбору

Рекомендации по подбору горнолыжных ботинок, написаные Кириллом Шарыповым (sportmaster.ru)

Удобство

То, насколько удобно вашей ноге, является важнейшим критерием при выборе горнолыжных ботинок. Часто бывает трудно понять с первого раза, насколько хорошо сидит на ноге та или иная модель ботинок, поэтому нужно мерить, мерить и мерить... Желательно не просто надеть ботинки, а провести в них некоторое время, хотя бы пять-десять минут. Посидеть в них, затем постоять, немного потоптаться и даже попытаться пройтись. Ботинок должен обеспечивать максимально возможную фиксацию пятки и плотный обхват ноги, при этом не должно быть болезненных и дискомфортных ощущений. Однако, следует отметить, что новички бывают настолько поражены необычностью ощущений при первой примерке горнолыжных ботинок, что пытаются выбрать самые мягкие и к тому же на пару размеров больше.

Соответствие размеру ноги

В большинстве магазинов есть специальные приспособления, которые помогут совершенно точно определить размер ноги. Доверяйте результатам измерений и рекомендациям консультантов, а не собственному мнению и указателям размеров на вашей повседневной обуви. Особенно это касается женщин, которых вводят в заблуждение производители повседневной модной обуви. Часто оказывается, что реальный размер ноги у покупательниц оказывается на 1-1,5 размера больше, чем это указано на их любимых туфлях.

Соответствие уровню катания

Даже если у вас есть лишние деньги, не стоит сразу стремиться покупать самую дорогую модель. Как правило, это оказывается «верхняя» спортивная модель, «заточенная» под достижение спортивных результатов. Такие ботинки делаются максимально жесткими и у них более узкая колодка для более плотного обхвата стопы. Несмотря на то, что в последние годы спортивные модели стали более комфортными, удобство все-таки уходит на второй план по сравнению с такими параметрами, как точность и мощность передачи усилий спорсмена. Провести целый день на склоне в таких ботинках может оказаться проблематично. Поэтому в большинстве случаев следует обратить внимание на туристические и не самые «верхние» спортивные модели, которые рассчитаны на длительное прибывание лыжника на горе.

Соответствие стилю катания

Желательно определиться с предпочтениями относительно стилей и мест катания. Если предполагается агрессивное катание по подготовленным склонам, то это аргумент в пользу выбора более жесткой и спортивной модели, а если вы собираетесь просто отдыхать на горнолыжном курорте, то лучше взять ботинки помягче и с переключателем "ходьба-катание". Для освоения целины также не нужна излишняя жесткость ботинок.

Соответствие физическим данным

Вес, рост и атлетичность лыжника также имеют значение. Чем крупнее и атлетичней человек, тем более спортивные и мощные ботинки ему нужны. Однако, следует трезво оценивать свои физические данные, чтобы отдых в горах не превратился в изнурительный труд.
Для женщин предлагаются специальные модели, которые делаются мягче и легче с учетом меньшего роста, веса и силы лыжниц, а самое главное - имеют специальную колодку под женскую стопу и иную форму верхней части ботинка для соответствия форме икроножной мышцы женщин.

Функциональность

Конструкция горнолыжного ботинка принципиально не меняется уже более десяти лет, однако это не значит, что прогресс стоит на месте. Производители все время вносят различные усовершенствования, которые можно разбить на следующие группы:

а) Повышающие универсальность использования. Это различные механизмы регулировки жесткости и угла наклона. Сюда можно отнести и переключатели режимов "ходьба-катание".

б) Повышающие удобство. Многие ботинки снабжаются механизмами подгонки по форме стопы, различными вставками для улучшения фиксации пятки и измения положения ноги внутри ботинка, устройствами для облегчения надевания ботинка, микрорегулировками клипс и т.д.

в) Учитывающие биомеханику и анатомию ноги. Различные усовершенствования конструкции, соединяющих подвижные части шарниров, возможность регулировки "кантинга", усовершенствования формы колодки для более естественного положения стопы относительно ботинка и лыжи.

г) Обеспечивающие дополнительную фукциональность. В качестве примера можно привести встроенные электрические нагревательные элементы HotForm ботинок Tecnica для термоформирования, просушки и подогрева ботинок.
Все эти усовершенствования значительно повышают фукциональность использования лыжных ботинок, однако совершенно не обязательно, что вам нужны сразу все вышеперечисленные конструктивные особенности. Подумайте, что нужно именно вам, отбросьте лишнее, в результате получите отличный способ сэкономить.

Безопасность

Практически все современные модели обеспечивают достаточно надежную защиту голени и голеностопного сустава при условии, что они правильно подобраны по размерам и соответствуют уровню подготовки и возможностям лыжника. В настоящее время травмы голеностопа и переломы внутри ботинка встречаются весьма редко. Однако, развитие новой техники катания, возросшие скорости и нагрузки привели к тому, что практически незащищенными стали колени лыжников. В последние годы отмечается большой рост числа травм связок коленного сустава - разрывы менисков, боковых и крестообразных связок. Причем лидерует в этой статистике разрыв ПКС - передней крестообразной связки. В настоящее время производители горнолыжных ботинок заняты исследованиями в этой области, однако по-настоящему эффективного решения проблемы пока нет. Пока только один производитель - Lange - серийно выпускает ботинки с механизмом защиты ПКС, который изменяет положение голенища ботинка при возникновении опасной нагрузки, но достаточного количества отзывов об эффективности работы этого механизма пока нет. Так, что какие бы ботинки вы не выбрали, будьте осторожны на склоне!
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 16.01.2009, 13:39   #5 (ссылка)
Недавно на форуме
 
Аватар для Server
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Столица

Снаряга: 2 лыжи + палки и шлёмчик в догонку :))
Статьи - очень Very Nice !!!
большое спасибо за подборку .... и сразу вопрос:
а отдельным файлом они где-то лежат? Просто не хочется копировать а потом форматировать в Ворлд ...
а статьи действительно очень толковые, спасибо !!!
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 16.01.2009, 13:48   #6 (ссылка)
¯\_(ツ)_/¯
 
Аватар для Sheridan
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Default City

Снаряга: Yamaha Tracer 900, Armada Tracer 118, Specialized Bighit 3, Salomon ST8
Серый, нет. Это писалось и собиралось пару лет. Копируй
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 29.04.2009, 00:18   #7 (ссылка)
Новичок
 
Аватар для Влад1275
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Дубно

Снаряга: пока прокатные :)
Отличные статьи. Отвечают на многие вопросы (особенно начинающих). И все же, ботинки с каким индексом жесткости мне подойдут. Эта зима была моим первым сезоном, но надеюсь прогрессировать. Мои ТТХ: рост - 191см, вес - 111кг. Стиль - умерено агрессивный.
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 10.01.2010, 16:58   #8 (ссылка)
Anton Ski School
 
Аватар для Anton_Yakovina
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Киев

Снаряга: Stöckli Coral Snake 2008, Stöckli Laser GS 2008 Zag Freeride Gold. 2007
Новичкам про ботинки :)

Толковый раздел. Захотелось свои пять копеек вставить. Вот статья, которую я писал в прошлом году для московского журнала Скипасс

Про ботинки.


Лыжи, даже самые хорошие, всегда хочется менять, да почаще. Как автомобили. Что и делается. Кстати, это полезно для совершенствования техники – все познается в сравнении, и каждая лыжа дает тебе что-то свое. Правило не без исключений, и со мной могут поспорить те, кто до сих пор счастлив на Эланах RC04 выпуска эдак 1974-го, но тем не менее. Лыжи мы меняем.



А вот хорошие ботинки, если они давно и ладно сели по ноге, менять не хочется. Ни к чему, да и страшновато. Вдруг что-то нарушится, поменяется в привычной гармонии между тобой и лыжами? Это не автомобиль, это, скорей, как жену поменять. Трижды подумаешь. Ведь потом опять привыкать, притираться… Короче говоря, приобретая ботинки, следует помнить, что ты совершаешь инвестицию лет как минимум на пять (лично мне предыдущие служили десять). И поэтому тут уж точно следует не жаться, любить себя и покупать модели из верхней линейки. Брать дешевые варианты из серии «для начинающих» искренно не рекомендую, даже если вы новичок и стеснены в средствах. Тогда лучше купить б/у, но из дорогих. Подержанный «Мерседес» (разумеется, в хорошем состоянии!) всегда лучше, чем новый «Запорожец». Я не случайно привожу так много автомобильных ассоциаций. Человек на горных лыжах, в некотором смысле, и есть «автомобиль», где лыжи – это колеса, а ботинки – это двигатель, коробка передач, сцепление, газ, тормоз, руль и кресло водителя в одной упаковке. Ботинок делает нас одним целым с лыжей, дает возможность ощущать ее всю, от пятки до носка, как собственную стопу, и мгновенно передает ей все движения наших ног и корпуса. Естественно, чем быстрей, точней и агрессивней мы хотим ехать, тем плотней должен сидеть ботинок на ноге и тем он должен быть жестче. Внешний корпус нынешнего ботинка сделан из упругих пластмасс и по высоте заходит за середину голени.
В былые времена люди ухитрялись кататься – и круто кататься – в кожаных, низеньких и мягоньких. Сейчас просто страшно представить себя в таких на приличном склоне…

Так называемый «флекс индекс», показатель гибкости - это главная характеристика современного горнолыжного ботинка. Он не гнется ни вбок, ни назад, а лишь вперед. По сути, это рычаг, через который мы нажимаем на лыжу, используя вес тела и силу ног, и заставляем ее слушаться. Мощность этого рычага и есть «флекс индекс». Он измеряется в условных единицах. (честно не знаю, что они означают, килограммы на кв/см ? Наверное, можно найти в нете, если надо). Ботинки для начинающих имеют индекс 40-60, «агрегаты» для гонщиков-трассовиков (категория «Race») – 120-130.

Если вы хотите уверенно чувствовать себя на лыжах, прогрессировать и делать более-менее серьезные вещи, вас не должны интересовать ботинки с мощностью меньше восьмидесяти.

Возникает законный вопрос: а зачем тогда вообще делают ботинки с маленьким флекс-индексом? Наверное, человеку непривычному в таких удобней? Ответ: да, удобней. Ходить, стоять, сидеть в кафе на склоне и пить коктейль через соломинку. А вот ездить в таких значительно хуже. Что проку в мягком кресле, если ваш автомобиль плохо слушается руля? Это главное противоречие, с которым издавна приходится сталкиваться производителям горнолыжной обуви: как сделать так, чтобы ботинок был максимально эффективным (а значит, жестким) и при этом легким, теплыми и в целом комфортным.

Прогресс не дремлет. За последние 10-15 лет в широкий обиход прочно вошли несколько нововведений, новых материалов и конструкторских решений, которые позволили основательно продвинуться в решении этой проблемы. Прежде всего это термопласт – мягкий пластик, который становится совсем мягким и легко принимает нужную форму при температуре 50-60 градусов, а остывая до температуры человеческого тела, твердеет и надежно эту форму удерживает. Термопластом стали заполнять внутренний ботинок, который теперь можно точно отформовать под вашу неповторимую нижнюю конечность при помощи обыкновенного фена. Конструкция внешнего ботинка тоже заметно усовершенствовалась. Силовые элементы – «пружину» ботинка в тыльной части голенища и в подошве делают из очень жестких пластмасс, как правило, из углепластика, а боковые стенки – из более мягких и эластичных. Работает лучше, а ноге комфортней. В общем и целом современный «правильный» ботинок можно опознать по следующим приметам: флекс-индекс от 80 до 110, полностью термоформируемый внутренний ботинок (full thermo fit). Клипс четыре (иногда пять) и каждая вращается на оси по резьбе (micro fit) – это дает возможность точно «выстроить» внешний ботинок по форме ноги и мягко подогнать его в течение дня, поскольку в ходе катания термопласт во внутреннем ботинке всегда немного «растаптывается». Клипсы должны быть из металла – все остальное запросто разлетается, если вы, упав, хорошенько проедетесь на боку или просто заденете склон в крутом вираже. Еще у хорошего ботинка, как правило, есть регулятор жесткости (hard-soft), он увеличивает или уменьшает наклон голенища вперед (для карвинга – побольше, для бугров и целины – поменьше), а так же кантинг, который управляет наклоном голенища влево-вправо. Это как развал-схождение колес у автомобиля – голенища должны быть слегка «развалены» наружу, чтобы лыжи лучше становились на внутренние канты. Кроме того, кантинг позволит настроить все как надо, если ноги, скажем так, кривоваты. ? Регулятора «ходьба-езда» на правильных ботинках нет. Этот девайс - из разряда «для чайников», дополнительное удобство ценой ослабления всей конструкции ботинка. Он дает возможность постоять-походить с прямыми ногами, что для продвинутых лыжников совершенно неважно – они привыкши быть на полусогнутых, а уж если ходят, то, как правило, вверх, чему наклон ботинка нисколько не мешает. Ботинки высокого уровня делятся по категориям на гоночные, для карвинга, для парка и для фрирайда. Гоночные – самые твердокаменные, позволяют вести лыжи на кантах с точностью до миллиметра, но долго в них находиться все-таки затруднительно. Карвинговые – то же предназначение, но погуманней. Имеют высокий каблучок, в дополнение к карвинговой платформе на лыже – чтобы можно было глубже лечь внутрь дуги на вираже. Парковые – пониже и помягче, толще внутренний ботинок, амортизаторы в подошве – для любителей полетать. Точно вести лыжи на кантах – не их задача. Зато им положено смягчать удары при приземлениях, удачных и не очень. И, наконец, фрирайдовые – мощные, с повышенной комфортностью и утеплением. Предусматривают долгое пребывание клиента в экстремальных условиях, многочасовую ходьбу в глубоком снегу и прочие невзгоды. Несколько слов о том, как правильно выбирать и примерять ботинки. Выбирать нужно в зависимости от того, что вы собираетесь на них делать. Если явных предпочтений нет, то самыми удобными и универсальными, несомненно, являются ботинки для фрирайда. Что касается фирм, то, как с теми же автомобилями, изделия любого производителя в каждом классе примерно равны по своим качествам. Разумеется, у каждой фирмы есть свой конек, свои находки, дизайн и, что самое существенное – своя оригинальная колодка. Выбирайте то, что вам больше по ноге и по сердцу. Если говорить о каких-то принципиальных новшествах, то самый сенсационный ботинок за последнее время выпустила фирма Dalbello. Модель называется Kripton(или Cripton?проверить!) Ее разработал Гленн Плейк, известнейший прорайдер-экстремал старшего поколения, прославившийся не только сумасшедшей ездой, но и прической – полуметровым «ирокезом», который он победно пронес по самым невероятным склонам на планете. Этот яркий человек и ботинок сделал необычный. Он ощутимо легкий, в нем три клипсы вместо четырех, средняя расположена на сгибе между стопой и голенью, что обеспечивает четкую фиксацию пятки и повышает контроль над лыжей. Нога в Kriptonе сидит плотно, как клин, и при этом вам очень удобно.

Что касается примерочной, то, если дело происходит в хорошем магазине на Западе, вам предложат поставить ногу на специальный сканнер, посмотрят на трехмерное изображение в компьютере и предложат несколько моделей на выбор. Если вы находитесь в мене продвинутой торговой точке, действуйте следующим образом. Для начала настройтесь сами и дайте понять продавцу, что вы здесь – надолго. Наденьте горнолыжный носок (если у вас такого нет, купите на месте, бесценная вещь, стоит 20 уе, без швов, в складки не сбивается, влагу отводит – must have) и меряйте в нем. Возьмите приглянувшийся ботинок, вытащите стельку и поставьте на нее ногу. Размер в длину и ширина пятки должны совпадать точь в точь. В области фаланг пальцев стопа должна быть чуть шире, чем стелька.

Особое примечание – горнолыжная обувь для дам. В конце прошлого века галантные французы разглядели, что женская ножка существенно отличается от мужской. У женщин икроножная мышца расположена ниже, чем у мужчин, что и придает ей столь очаровательную плавность линий. Сначала французы, а потом и все остальные стали выпускать ботинки специально для женщин. Они немного ниже и у них шире голенище. Все остальное – в точности как у мужчин.

Теперь снова посмотрим на нашу ногу, стоящую на стельке. Если предварительные данные совпадают, можно вставить стельку обратно в ботинок и попросить продавца принести фен. Пусть нагреет ботинки – оба. Если вашу просьбу удовлетворят, влезайте в ботинки и застегните клипсы. Застегивать нужно снизу вверх, плотно, но без фанатизма. Должно быть достаточно усилия большого пальца. Плотней всего надо застегивать вторую и третью клипсы. Верхнюю – не слишком, чтобы не пережимать икроножную мышцу. Стрэпа наверху фиксирует язык ботинка. Смотрите, чтобы все улеглось аккуратно. Подвигайтесь. Попросите продавца дать вам лыжи, любые. Поставьте их на коврик, чтобы не поцарапать и вщелкнитесь в крепления. Покачайтесь в ботинках, достаньте пальцами носков лыж, сядьте на корточки, откиньтесь назад, встаньте. Проделать это легко, ботинок держит. Все эти телодвижения необходимы, чтобы поплотней утрамбовать ногу в ботинке. На склоне, во время разминки, делайте то же самое. После этого плавно подтяните клипсы с помощью микрорегулировки. Пока вы заняты этими упражнениями, ботинок остывает и садится по ноге. Как вы себя чувствуете? Когда вы качаетесь над лыжей взад-вперед, нога не должна ездить – это значит, что длина совпала. Если клипсы затянуты плотно, пятка не должна ощутимо приподниматься внутри ботинка. Если чуть-чуть – не беда. Пятка должна сидеть плотно, и при этом ботинок не должен давить на пяточную кость с боков. Если давит, больно – значит, вам нужна другая полнота. Всего их три – малая, средняя и большая (small, middle и wide fit). Будьте внимательны к своим ощущениям и никуда не торопитесь. Если продавец отказывается нагревать ботинки, в магазине нет фена – идите в другой магазин. Или влезайте в холодный ботинок и проделайте всю вышеописанную гимнастику в лыжах. Все то же самое – стопа не должна ездить, пальцы скрючиваться, пятка гулять (но и чтоб не давило с боков). В целом не отформованный ботинок будет казаться чуть тесноватым. Если длина и полнота совпали – не обращайте внимания. Вы нагреете ботинок дома с помощью бытового фена (будьте аккуратны, не перестарайтесь), или он все равно примет форму вашей ноги за пару дней катания. Разумеется, если это правильный ботинок.

Если вы все таки посматриваете в сторону «ботинок для начинающих» (они обычно втрое дешевле), что ж. Подобные изделия в полной мере отражают весь прагматизм западного мышления. Там к вещам относятся проще. Человек впервые приезжает в горы. Он должен подняться вверх на подъемнике, позагорать, покушать, сфотографироваться, взять инструктора и тихонько сползти вниз по «зеленой» трассе. Потом он решит, стоит ли ему заниматься горными лыжами. Если да, то он сдаст свои первые ботинки в утиль и купит настоящую вещь. Если нет, то он будет рад, что не потратил лишних денег. Каждый решает сам.

Антон ЯковинаAnton Ski School - Горнолыжная школа
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 03.02.2010, 16:27   #9 (ссылка)
SMR
Всегда на форуме
 
Аватар для SMR
 
Сейчас: вне форума
Откуда: ...

Снаряга: ...
Sheridan & Anton_Yakovina, огромное Thanks за статьи!!!
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Старый 16.12.2010, 19:46   #10 (ссылка)
Новичок
 
Аватар для Игорь Плюс
 
Сейчас: вне форума
Откуда: Киев

Снаряга: прокатные :)
Всем привет
Статья конечно очень интересна
Может есть более простой выбор например конкретный производитель но только что бы цены тоже были вминяемые Меня интересует для новичков
Я после этой статьи боюсь даже думать о подборе лыж себе и супруги
Спасибо за ответ
  Share with Facebook Ответить с цитированием
Ответ Есть непрочитанные страницы Главная Новые 





Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Ваши права в разделе

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Крайнее сообщение
Сушка для ботинок Bola Выбор горнолыжных ботинок 100 08.11.2013 14:25
RB: Вопросы по выбору роликов waterboy Роллер территория 366 06.09.2013 19:08
RB: Вопросы по выбору роллерской защиты waterboy Роллер территория 61 29.06.2011 11:58
Регулировки ботинок Балик Выбор горнолыжных ботинок 11 06.02.2009 12:59

При цитировании Горнолыжного форума на других ресурсах, активная ссылка на extreme.com.ua обязательна.
New UsersNew PostsVisitsPageviewsSearch EnginesDirect TrafficReferring Sites
Today012167108254 (32%)101 (60%)12 (8%)
Yesterday35415258334519 (34%)901 (59%)105 (7%)
Month8616334541724326515550 (34%)26163 (57%)3705 (9%)

bigmir)net TOP 100

Спасибо ZCarot и **support.org за помощь! Вы - лучшие!