Ну? И кто говорил, что мечты не сбываются?:wink:
Тем более, что эта мечта была нежно взлелеяна в самих потаённых уголках души, а её воплощение в жизнь было связано с длительной и постепенной подготовкой семьи, особенно жены. Дорога то не близкая, да на авто...
Поехали!
Снаряга и вещи собраны, всё бережно упаковано, погружено, засунуто, утрамбовано… короче аэробокс и багажное отделение таки закрыто. Весь экипаж по местам, мы стартуем на встречу к моей мечте – Гудаури.
Решение ехать машиной даже не обсуждалось. Во-первых, мы везде и всегда, по возможности конечно, предпочитаем автопоездки, во-вторых, снаряги у нас прилично, и перевозить её комфортнее машиной, а в-третьих, поездка машиной это всегда масса впечатлений непосредственно от самой поездки. Бонусом для нас были друзья, которые вызвались ехать с нами вторым экипажем уже буквально за несколько дней до отъезда! (благо визу для украинцев оформлять не надо)
Важно: места надо бронировать заранее, желательно ещё с лета, как мы.
Друзьям же мы ели нашли случайно освободившийся номер (у бронировавших заболел ребёнок - дай Бог ему здоровья). Спасибо Степану ( о нём позже), что промониторил весь Гудаури и нашел этот номер.
Маршрут был таким: Киев – Полтава – Харьков – Изюм – Дебальцево – Новошахтинск – Ростов-на-Дону – Армавир – Мин. Воды – Баксан – Владикавказ – Гудаури. В общей сложности получилось приблизительно 1800 км. Так вышло, что мы преодолели этот путь как говорят – одним махом.
Не буду Вас утомлять описанием движения по просторам любимой Украины, ибо исходя из вопросов на форуме и в личке, народ больше интересует движение и его особенности непосредственно по России и Грузии.
Посему переместимся сразу на границу Украины.
Украино-Российскую таможню прошли быстро и без проблем. Досмотр, естественно был, но быстрый и не напряжный (откройте капот, откройте багажник, покажите, что в этом чемодане, откройте аэробокс, оружие, наркотики и прочая дрянь имеется?.... счастливого пути).
ВАЖНО: Не забудьте купить страховой полис (зелёную карту) её потом постоянно предъявить требуют.
До Невинномысска ГБДДшников было очень мало (почему не знаю, прошлый раз когда мы ехали на Эльбрус их было в разы больше) и нас не останавливали.
Первый раз тормознули на выезде из Невинномысска. Проверили документы, страховку, уточнили цель прибытия и пожелали счастливого пути.
Дороги по России лучше украинских и в паре с радар-детектором можно ехать довольно шустро.
Подъезжая к Баксану машину, а потом и меня, начало настойчиво тянуть вправо!
Сначала я не понял в чём причина, но потом разобрался... это мощный магнетизм Че и Эля!!! Он непреодолимой силой манил, притягивал к себе... но собрав всю волю в единый кулак и пообещав, что в скором будущем мы приедем катать целенаправленно на Чегет и Эльбрус, проехав поворот на Терскол,мы взяли курс на Владикавказ. Нас ждала Грузия...
До Владикавказа нас останавливали 3-4 раза, но процедура проверки была схожа с описанной выше.
Совершенно другой досмотр нас ждал на въезде во Владикавказ.
Тормозили всех без разбора. Сам пост, скорее блок-пост, уже своим видом настраивал на серьёзный разговор (два БТРа, человек 20-25 в брониках, касках, с автоматами на шее и гранатами на боку, укрытия сооруженные из мешков с песком, ежи растянутые вдоль дороги... и т.д. и т.п.).
Здесь кроме обычной проверки документов машину прошмонали весьма основательно, часть вещей заставили выгрузить из багажника, как оказалось для того, что-бы я смог показать место под запаску и ахренели когда я показал, что она крепиться снизу. Потом поинтересовались почему в салоне 4 человека (2 взрослых, 2 ребёнка), а лыж в аэробоксе 6 пар... пришлось открыть суровым парням страшную тайну о существовании различных трасс, а как следствие и лыж... вроде поверили.
По времени этот шмон занял минут 20 и ещё минут 5-7 мы ждали пока досматривали друзей.
Важно: Да! Кстати. Это думаю тоже весьма существенно!
Наш пробег Киев - Владикавказ без остановки был вынужденным!
Первоначально планировался ночлег в районе Пятигорска - Баксана. Да не тут-то было! Гостиниц, по пути следования, практически не попадалось, а в тех, что попадались, свободных мест не было!
Когда же во Владикавказе, около 3-х ночи, нам предложили два номера, каждый по 850 грн. на наши деньги, за поспать 2-3 часа! Я вежливо отказался, а народ меня поддержал, несмотря на усталость. Ну согласитесь занадто!
Именно по этому, единогласно было принято решение, ехать в Верхний Ларс и перекимарить в машинах.
Посему, кто будет ехать машиной, не наступайте на мои грабли и постарайтесь забронировать транзитный отель заранее. Хотя если ехать без детей, то можно и одним махом как мы.
И ещё один момент!
Всем известно, что в России топливо куда дешевле, чем в Грузии. Так вот - заправляйтесь во Владикавказе!!! От Владикавказа до Верхнего Ларса заправок нет! Их нет и в Гудаури!
Нам пришлось мотаться в город на заправку, благо там рядом.
Ну вот мы и на границе с Грузией.
Пункт пропуска Верхний Ларс начинает свою работу в 7 часов.
Мы прибыли туда в 3 часа 30 минут и в очереди впереди нас было не более 10 машин, чему я очень обрадовался, как выяснилось позже - зря!
Припарковался я в хвост колоны, понаблюдал в зеркало заднего вида как вплотную за мной припарковались наши друзья, а водитель мгновенно откинув сиденье, настроился на отдых, я понял, что и мне это крайне необходимо. В дороге, практически без остановок, мы оба находились уже более 20 часов.
Тем не менее, я решил сначала удостовериться непосредственно у пограничников, что начало работы таки в 7:00, вылез из машины... и афигел от просто шквального ветра с резкими порывами, пронизывающего насквозь, до костей!
Пограничник, с которым я общался, подтвердил, что пункт пропуска откроется ровно в 7:00 и в порядке живой очереди мы сможем попасть в Грузию, а по поводу сильного ветра спокойно резюмировал, что здесь он дует с такой силой практически всегда.
Вернувшись к машинам я увидел, что поделиться этой новостью мне уже не суждено, в обоих машинах царило сонное царство.
Я сел за руль, откинул сидение и погрузился в объятия Морфея.
Долго мне спать не пришлось... проснулись мои детки, благополучно выспавшиеся за долгую дорогу, и в машине началось веселье! Жена, которая всю дорогу, из солидарности со мной, глаз не сомкнула, при этом спала мертвецким сном.
Взглянул на часы - 5:20. Понял, что спать мне уже не светит, глянул в зеркало заднего вида и по доброму позавидовал мирно спящему товарищу...
Сижу я, сонно рассматриваю пункт пропуска Верхний Ларс , неказистый такой, зажатый между величественными горами. Вообще горы поражают как всегда, пункт пропуска пока не очень.
Примерно в 6:30 приехал автобус из которого вышли десятка полтора пограничников и таможенников, а автобус развернувшись уехал.
Минут за 10-15 до 7 утра на пункте пропуска начали происходить странные вещи.
Рядом с двумя колонами автомашин, стоявших на оф.разметке, одна колона легковые авто, вторая грузовики, начала быстро расти ещё одна. Сначала я этому даже внимания не предал. Образовалась и ладно. Мне главное быстрей бы 7 часов, да на ту сторону, там Гудаури ждёт!
7 часов. Пункт пропуска закрыт. "Левая" колонна, которая кстати и выстраивалась слева от меня, растёт. Сижу. Все, включая и детей, которым стало скучно, спят.
7:20 - таки открыли пункт пропуска.
Что тут началось!!!
Машины из "левой" колонны начали нагло оттирать тех, кто простоял в очереди не один час и влазить впереди них! Вклинивались в поток настолько нагло, что несколько раз мне казалось, что аварии не избежать! Но больше всего меня поразило, что делалось это как-то в порядке вещей что-ли! Никого это хамство особо не возмущало!
Сижу, сам себя успокаиваю...
Но....хватило меня не на долго.
Когда за две- три машины впереди меня, из "левого" москвича вылез осетин и тупо став перед микроавтобусом, стоящим как положено в очереди, перекрыл ему проезд и начал пропускать одну за другой "левые" машины, я был «немного удивлён»!
Водитель микроавтобуса, что-то пытался ему сказать, возмущался высунувшись из окна, но безрезультатно.
Я выдержал проехавших таким образом три- четыре "левых" машины!
Выхожу из авто, тихонечко, что-бы не разбудить жену и детей (дети снова уснули), закрываю дверь и иду к осетину.
Подхожу я к этому "горячему парню" и вежливо так интересуюсь, чем это он и еже с ним лучше остальных? Откуда у него столько хамства и неуважения к окружающим? Почему люди, простоявшие здесь пол ночи, а перед этим отмахавшие не одну сотню, а некоторые и тысячу км, должны стоять и наблюдать, как они лезут без очереди?...
На что сразу и безапелляционно получил в ответ: - "Ыды на х..й!"
Сдерживая себя я ответил, что слова такого урода меня совершенно не цепляют, и потребовал немедленно отойти в сторону и освободить движение для колонны.
А вот тут действительно началось!!!
Из всех "левых" машин, а в каждой сидело по 3- 4-5 человек, как горох высыпали осетины и с криками "Эээ! Слюшай! Ти каво урёдом назваль?" ринулись ко мне! Меня мгновенно окружила свора матерящихся, угрожающих, наседающих и всё плотнее сжимающих кольцо осетин!
Первое в голову почему-то пришло: "Тут Паша, обладающий сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть даже ногами", из 12 стульев. Но веселье быстро прошло!
На меня наседали человек 10-15 "горячих", воинственно и весьма серьёзно настроенных, мелких и тщедушных конечно, но агрессивных осетин. Самые смелые двое даже попытались меня ударить....
И в этой ситуёвине, о позор нам славянам, на всё происходящее, преспокойно сидя в своих машинах, смотрели наши, славянские мужики, которых, кстати, было явно больше чем осетин!
Но никто, ни один даже пальцем, да что там пальцем, языком не пошевелил, видя, что я попал в, мягко говоря, затруднительное положение! Только 2-3 женских голоса кричали с призывами о помощи! Респект Вам Женщины! Вы всегда, исторически, оказывались небезучастными, небезразличными к чужому горю! Всегда готовыми прийти на помощь в меру своих сил!
Поняв, что помощи ждать не приходится, я решил, что в первую очередь надо вырваться из кольца и прикрыть свою спину.
Бросившись на самого "свирепого" осетина, постоянно пытающегося ударить меня ногой издали, я сбив его с ног таки вырвался из круга и отбиваясь от наседавших начал пятиться к месту где стояла моя машина, совершенно не понимая почему рядом со мной до сих пор не стоит плечом к плечу мой друг!!! А он, как оказалось, в это время сладко спал.
И вот на этом этапе, "одурев" от безысходности, я зарычал как загнанный зверь: - «Славяне! Где Ваши честь и совесть!? Где мужество!? Неужели Вы собираетесь сидеть и молча смотреть как меня будут убивать эти шакалы? И Вы сможете смотреть после этого в глаза Вашим женам и детям? Вы трусы!!!»
Это был крик отчаяния, боли за наше безразличие, бесхребетность и трусость, позицию аля «моя хата скраю», которые я сполна ощутил ещё в армии, где 3-4 азербайджанца, армянина, казаха и т.д. мгновенно объединялись и глотку перегрызали друг за друга! Могли втроем держать в страхе взвод, а то и роту!
Но подмога пришла!
Сначала проснулась жена моего друга и разбудила его. И вот нас уже двое, и адреналин на пределе, и в висках стучит «Мы принимаем бой!» (помните откуда? ) Тоже на подсознании выдал мозг в тот момент.
Но чудо!
Увидев, что я не один пыл и агрессия этих «героев» как-то вдруг начали иссякать!
А когда к нам бросились еще два парня, спасибо им огромное, то осетины рассосались по своим машинам со скоростью, не на много уступающей той, с которой они появились!
На этом чудеса не прекратились! В очередь больше никто не лез, даже не пытался проявить такое желание, и мы наконец двинулись через границу.
Границу мы пересекали 30 декабря и очередь в пункте пропуска, за нами, выстроилась довольно приличная. Связано ли это и инцидент с осетинами с предновогодней суетой, нервозностью – не знаю. Но факт.
Кстати, ещё до инцидента ко мне подходил пограничник и предлагал ускорить пропуск за вознаграждение, но я отказался.
Вот так я познакомился с осетинским гостеприимством в пункте пропуска!
Правда пограничник, тоже осетин, когда мы уже проходили досмотр, извинялся за своих соотечественников, то есть всё видел, но на мой вопрос:- «Почему не вмешались и не прекратили это безобразие, а спокойно наблюдали за его развитием?», ответил, что инцидент происходил за пределами пункта пропуска, а им нельзя оставлять территорию поста. Мой вопрос: -«А ходить между машинами и предлагать ускорить процесс пересечения пункта пропуска можно?», остался без ответа. Как мне показалось, он даже обиделся. Хотя на обратном пути, мы попали на эту же смену, он меня узнал и был очень радушен!
Ну хватит о грустном!
У нас за спиной осталась Россия. Нас ждёт солнечная, то есть снежная, Грузия! (как оказалось позже, оговорка была по Фрейду)
Грузины «заставили их полюбить» уже в пункте пропуска! Нам даже не пришлось выходить из машины! Фото на веб-камеру, проверка документов, идентификация по лицам и счастливого пути! Даже багаж никто не досматривал!!!
Вся процедура 5-7 минут! Браво Грузия!!!
Правда, для россиян всё проходило немного иначе. Они платили визовый сбор и машины с российскими номерами отводились в сторону для досмотра.
Ну, вот мы и в Грузии!
Ах, Кавказ! Сколькими великими ты был воспет! С скольким не хватило слов, что-бы выразить своё восхищение тобой!
Каждый раз я влюбляюсь в него по-новому! Каждый раз у меня перехватывает дыхание, замирает, а потом учащённо бьется сердце, душа парит, рвётся в высь и я покоряюсь этому величию! Каждый раз я открываю, что-то до этого мне неведомое, непостижимое, приходящее только здесь, в горах! И так будет всегда. Я знаю. По-другому быть не может!
Дальше было первое, но не последнее,
приятное общение с полицейским. Ребятки, Вы не поверите, но там, в Грузии, это люди которых уважают и именно к ним обращаются за помощью!
Важно! Движение по военно-грузинской дороге разрешают на полноприводных автомобилях, а для остальных обязательно наличие цепей! На посту перед перевалом все, кто без цепей останавливались полицией и дальше не пропускались. Только с цепями.
Учтите этот момент при планировании поездки.
Кроме этого, со слов полицейского, во время сильного снегопада и схода лавин, перевал может быть закрыт на несколько дней, а иногда и недель.
Добравшись к месту дислокации (жили в Озоне) мы сполна оценили грузинское радушие и гостеприимство! Отдельное спасибо Степану!
Все было феерически! Нас встретили как очень долгожданных, старых друзей, которых ну ооочень давно не видели и ужасно соскучились! Прямо с порога нас начали угощать вином и чачей, волноваться, не устали ли мы с дороги… тут же накормили. И всё это так не навязчиво, так искренне, так по домашнему! Класс!
Мы естественно в долгу тоже не остались и вручили свои презенты: разные там сувенирчики в национальном колорите, ну и конечно же украинську горилку и Киевский торт. Может мне и показалось, но похоже на них мы произвели не меньшее впечатление чем они на нас.
Короче, все было здорово, кроме одного… НЕТ СНЕГА и КАНАТКА НЕ РАБОТАЕТ!
Пипец.
Всем отелем начинаем шаманить на снег. Всё в пустую.
Старожилы говорят, что это второй НГ без снега на их памяти, и они подряд!!! 2010-2011 и 2011-2012. Попандос полный.
Но мы полны оптимизма, надежны на снег и белое будущее, а ещё и празднование НГ впереди…
Новый год в Грузии, а точнее его празднование, я описать в деталях не берусь. Скажу вкратце. Это было мега позитивное действо, буря эмоций, драйва, музыки, танцев, песен…. и всё с абалденным грузинским колоритом! Открыто, честно, с душой, сердцем, радушием… уже через час мы были единой семьёй. Мы поднимали тосты за Гудаури, Кавказ, Грузию, Москву, Киев, Одессу, Полтаву, Волгоград, Ростов-на-Дону....Танцевали и пели до упаду! Степан удивлял своими талантами, пел и музицировал... Спать разошлись, когда на улице было совсем светло.
Кухня супер, напитки супер (один лимонад чего стоит – вкус из детства), гостеприимство супер, компания супер… Грузия супер!
Так Новый год мы ещё не встречали!
Немного фото.
Грузинские танцы это что-то
да под живую музыку и песни
аккомпанирующий Степан и исполнение украинских народных песен
зажигательные барабанщики
доскер с дредами не дававшими покоя нашим женам
Что касается каталки, то подъемники так и не включили.
Вот здесь, единственный момент, в котором я так и не понял Грузию! Хотя это скорее неадекватность администрации курорта. Тупой отказ включать подъемник и баста.
Да, не спорю, мало, ну очень мало снега было от долинной станции и примерно до середины первой очереди. Но, дальше, дальше то всё катабельно было!
Трижды я лично ходил к администрации курорта. Убеждал, умолял, упрашивал… - тупо нет.
Короче, я со старшим сыном бекантрил, а жена с младшим в Гудаури так и не покатались.
Только не подумайте, что каталки в Гудаури не было. Была. Да ещё какая!
Ходили мы на Chrdili (2504м) и Kudebi (3007м).
Снега на вершине практически по пояс!
Пока все остальные раскатывали вина и чачу по барам, мы со старшим сыном, раскатывали пухляк по склонам Chrdili и Kudebi.
Правда признаюсь, что каждое восхождение давалось мне весьма не легко, но поверьте оно стоило того.
Для тех кто бывал и хорошо знает склоны Гудаури, дабы была возможность оценить количество снега, скажу, что с Chrdili мы с сыном спускались до дороги напротив Озона! И только там выстёгивались!!!
А канатки при этом так и не включили!!!
О состоянии снега и каталке на Кудеби я просто промолчу. Там всё было просто зашибись!
Не смотря на мёртвые подъёмники, я в восторге от Гудаури! Я не взирая ни на что урвал свой снег, адреналин, восторг... я счастлив! Я не жалею ни о чём и точно знаю, что в Гудаури я обязательно вернусь и не раз!
Я просто обязан проверить на собственном опыте как, по расказам бывалых, катается Гудаури когда там три метра снега! Я хочу, могу и узнаю как это!
Гудаури оставил в моей душе массу положительных эмоций и впечатлений, на фоне которых невключенная канатка просто фарс.
К сожалению нет не одной динамичной фотографии... сами знаете, на склоне совсем забываешь, что взял с собой фотик!
Но немного фото таки закину.
Некоторые просто кайфовали и отказывались идти в гору
кто-то наоборот рвался туда
увидев крутящуюся креселку на вершину Садзеле я просто летел туда подгоняя народ, но нас обломали очередной раз, сказав, что это только тестирование и отказав нам в подъёме, даже за любые деньги.
Отправив всех вниз, мы с сыном вновь весело зашагали на Кудеби
вот такой смайл на восхождении изобразил мой сын. С его слов, что-бы поднять настроение и боевой дух идущим за нами бордерам
И мы снова на вершине
и даже в замершем на вершине кресле посидели, попросив бордеров нас сфотать
А вот уже расписанная нами ранее Chrdili
небольшая досочка, так и не рванувшая вниз
и счастье
Кроме обалденной каталки, были два дня посвящённых, один нынешней, а второй древней столице Грузии.
Была усталость от отсутствия снега и решение ехать на его поиски.
Был Домбай и мега каталка в пухляке...
Но об этом немного позже...:wink:продолжение следует!