Стало уже привычным, что системы интегрированных креплений имеют широкое представление на горнолыжном рынке. Фирмы-изготовители первого эшелона из года в год демонстрируют свои инновации. Рынок в целом благосклонно взирает на эти усилия. Производители отмечают существенный прирост продаж интегрированных решений, продавцы магазинов могут больше не работать дизайнерами-колористами (попробуйте сами подыскать оптимальную расцветку креплений для каждой модели лыж), и в конечном итоге покупатель счастлив, поскольку отпадает проблема мучительного выбора среди массы моделей горнолыжных креплений. Золотой век грядет? Или уже наступил? Полагаю, что счастье еще впереди. Что мы имеем сейчас? Как правило, набор «сделай сам». Берется серийная лыжа, на нее навешивается (или вживляется) система ригелей, рельсов, платформ. Все это красится в близкие цвета и продается под лозунгом «торжество технического совершенства». Помилуйте! Зачем маркетологи лишают верного куска хлеба установщиков креплений? Ведь все то же самое они хорошо проделывали годами в своих мастерских. Сверлили несчастную лыжу, ввинчивали десятки шурупов, устанавливали высокотехнологичные платформы. Я не вижу тут принципиально новых технических решений.
Да, продавать стало легче. Да, покупатель не топчется в нетерпении, пока ему ставят крепления. Но это все!
Производители настаивают на том, что теперь место установки шурупов можно точно рассчитать, усилить и тем самым свести к минимуму деструктивное влияние горсти винтов на конструкцию лыжи. Такое обоснование кажется мне, мягко говоря, лукавством и маркетинговым словотворчеством. В принципе, прекрасную реализацию этого подхода демонстрируют нам производители сноубордов. Закладные элементы намертво встроены в конструкцию и обеспечивают должную прочность. Но... тяжело встретить лыжи с подобными закладными. Мне вспоминаются только две модели от К2, да и те для телемарка. Нельзя не признать, что нынешние реализации «интегрированных систем» далеки от совершенства. Вызвано ли это нежеланием кардинально менять технологии или отсутствием готовности рынка полностью перейти к новым стандартам, факт остается фактом -многочисленные интерфейсы, как мне кажется, лишь компромиссное решение. Рискуя сильно обобщить, выскажу свою личную точку зрения: подлинно интегрированными системами на данный момент могут похвастаться лишь две фирмы: Salomon со своей общеизвестной системой Рilot и Еlan с технологиями Fusion и FusionPro.
Рассмотрим техническую реализацию технологии Fusion. Как и любое удачное техническое решение, оно очень простое и по-своему изящное. Специальное металлическое шасси содержит в себе подвижную пластину. Пластина может перемещаться вдоль продольной оси. Именно к ней - еще на фабрике - привинчивают крепления фирмы Тyrolia. Уже на этапе разработки лыжи инженеры рассчитывают и формируют деревянный сэндвич с учетом местоположения шасси. Речь идет не о косметической модификации лыжи, а о детальной переработке ее начинки. Таким образом, серийная лыжа с системой Fusion -это плод самостоятельной и вдумчивой разработки. Металлическое шасси является неотъемлемым элементом лыжи. Именно поэтому мы можем считать систему Fusion по настоящему интегрированной системой «лыжа + крепление». Важно, что реализация этой системы позволяет свободно перемещать оба элемента горнолыжного крепления - и пятку, и переднюю головку. Приобретая лыжу с системой Fusion можно смело забыть об отвертках. Само крепление монтируется на лыжу в считанные минуты прямо в торговом зале. А регулировка длины базы ботинка с шагом в 5 мм может производиться без использования вспомогательного инструмента.
Крепления Tyrollia славятся своей системой FrееFlex. В системе Fusion эта функция возложена на обе подвижные платформы. Ничто не мешает лыже свободно гнуться. «Скользящая пятка» при всех своих достоинствах может сильно смущать спортивно ориентированных лыжников. Дело в том, что для наиболее эффективного выполнения конечной фазы поворота необходима жесткая фиксация пятки. Это способствует максимально точному и мощному выходу из поворота. Именно этот аспект учитывался при проектировании системы FusionРго. Многочисленные консультации с ведущими спортсменами, массовые тесты снаряжения, анализ рынка показали, что в ряде случаев надо «зафиксировать пятку». Так родилась система Fusion Pro. Головка креплений, как и в системе Fusion, прикреплена к «плавающей» пластине. Зато пятка прикручивается к металлическим стрингерам и вставкам, испытанным при самых больших нагрузках - на соревнованиях World Cup. Помните про идею «закладных элементов»? Так вот в системе Fusion Pro ее с успехом используют.
«А как же FreeFlex?» - спросит пытливый читатель. Ведь свободный прогиб лыжи системы Fusion обеспечивался обеими плавающими платформами. Как это реализовано в FusionPro? Очень просто. В этой модификации за полноценную гибкость отвечает непосредственно сама пятка крепления. Уж Tyrollia, то поднаторела в этом вопросе.
Нужно сказать несколько слов и о самих креплениях. Поскольку речь идет об интегрированной системе, фирма Tyrollia выпускает специальные модифицированные крепления под маркой Еlan. Безопасность обеспечивается четырьмя хорошо известными составляющими:
Diagonal Тое - в случае экстремальной нагрузки передняя «головка» крепления открывается во всех направлениях. Подвижные щечки раскрываются в диапазоне 180° при горизонтальном, вертикальном и диагональном срабатывании. Эта схема обеспечивает должную безопасность при винтовых падениях назад.
RRS – Roller Pincer System (роликовая система), состоящая из четырех роликов, обеспечивает точную центровку ботинка, мягко амортизирует жесткие, интенсивные удары, снижая нагрузки на колени и связки. Именно благодаря этим роликам голова крепления адекватно работает в широком диапазоне углов (до 180°).
АВS – Anti Blocking System (система беспрепятственного высвобождения ботинка) - силиконовая гусеница, существенно снижающая трение при выстегивании носка ботинка. Система АВ5 обеспечивает легкое, беспрепятственное освобождение ботинка из крепления даже если подошва загрязнилась, обледенела или изношена. Специальный механизм самоочищения легко справляется с загрязнением.
Diagonal Heel – беспрепятственное высвобождение ботинка благодаря тому, что пяточная часть крепления открывается во всех направлениях. Эта эксклюзивная разработка Tyrollia давно зарекомендовала себя как оптимальная защита при падениях с винтовым скручивани-ем ноги. Срабатывание пятки возможно в широком диапазоне углов (до 150°).
Как видим, интегрированная система от ELAN не потеряла в безопасности и удобстве в сравнении с классической схемой лыжа/крепление. В сезоне 2005-2006 фирма ELAN в тесном сотрудничестве с компанией Tyrollia, опять демонстрирует систему Fusion и FusionPro в применении ко всей линейке лыж.
Системой Fusion комплектуются следующие серии лыж: серия А (универсальные лыжи широкого профиля); серия Мagfire (мультифункциональные лыжи для любых склонов); серия W studio (женские модели во всем разнообразии цветов и ростовок); серия S (карвинговая серия для экспертов); серия Cross (для скикросса) .
Система Fusion Pro используется в серии Race - профессиональные спортивные модели SLX Fusion Pro, SL Fusion Pro, GSX Fusion Pro, GS Fusion Pro.