![]() |
Лавина, Подобовец 2011
У темі 5 додатків
Лавина. После всего.
День обещал быть просто чудесным (26 февраля 2011). Уже в 7 утра солнце давало возможность оценить красоты гор Гембы и Великого Верха, учитывая то, что снег выпал день назад, и его еще не успели толком раскатать. Карпаты сегодня предлагали возможность хорошенько катануть. Быстрый завтрак, встреча с группой и на подъемник. После разминки на «столе» переместились в Пилипец по трубам. Размявшись на трассе, около 13:00 начали подъем на Гембу. Кто знает, виды оттуда открываются замечательные, и, таская с особой камеру и объективы, я просто обязан был все это запечатлеть. Немного отдохнув и попив чайку, и сделав пару панорам, решили спускаться на первом близлежащем склоне, еще не исчерченным следами райдеров, и позволяющего ощутить ту гамму ощущений, ради которых мы и выходим в горы. Не для кого, не новость, что есть опасность при таких катаниях, и все кто катает вне трасс, задумывались или слышали о лавинах. Продвинутые готовятся, проходят лекции, и приобретая «биперы», лопаты и щупы, смотря фильмы о лавинах, и ролики на ютьюбе. Но такая подготовка, не дает полного эффекта от пребывания в ней, и конечно не дает полной гаммы ощущений и эмоций. Подойдя к началу спуска, договорились, что я пойду первым, до середины горы и оттуда буду фотографировать ребят во время спуска. Склон находился в тени, и просматривался отлично, и планируемая зона спуска, не показывала никаких возможных вариантов схода лавины, учитывая, что планировался спуск в районе хребта не заходя в зону напряжения и начала кулуара. Спуск был божественным, я плыл на волнах, и хотелось продлить этот момент до бесконечности. Оторвалась она тихо. Звука, или даже намека на звук не было, возможно потому что зона отрыва была не большая 30-40 метров длинна на 50 в ширину. Высота отрыва снега порядка 30-40 сантиметров. Скорость была не большая, во всяком случае, у меня были ощущения медленного продвижения. Понять, что я сорвал, я смог в течение доли секунды, когда вестибулярка начала ощущать боковое неконтролируемое скольжение и ориентир «елка» стал уходить вверх. Страха не было, все проходило спокойно и быстро. Ходов, для выхода на гребень не было, снег начало ломать, и я медленно начал погружаться в эту массу, и поняв, что уже не выскочить, первым единственным желанием было устоять. Снег, хоть и был в зоне тени, при солнечной погоде, был мокрый, и протянув около 50 метров, меня свалило и уже затянуло по грудь в снег. Чем быстрее разгоняло лавину, тем больше меня затягивало под снег. Интуитивно пытаясь оставаться на поверхности, старался упираться ногами в снег, и толкаться руками от снега. Однако это не помогало, меня развернуло лицом вперед, сорвало лыжу и палки, и стало затягивать еще больше. В этот момент, я уже был готов к тому, что уйду под снег, так как, чем больше я ехал вперед лицом, тем больше меня затягивало, а со стороны, у ребят было ощущение, что в какой-то момент шлем исчез под снегом. В этот время, я доехал до бугра перед кулуаром, на волне которого меня подбросило и выкинуло почти по поверхность лавины, я был опять по пояс в ней. Начав упираться ногами и руками, мне удалось развернуться ногами вперед. Второй бугор – и меня опять подкинуло. Через метров 100 она меня остановила, а сама спустилась ниже метров на 300-400. Я так и оставался по пояс в снегу, ногами шевелить мог с трудом, одна лыжа осталась на ботинке. Меня ни крутило, не засыпало, руки и ноги целы. Поняв, что жив и цел, начал маячить группе, что все хорошо. После спустились ребята, и нашли сорванные палки, лыжа осталась где-то там. Да и не нужна она была в тот момент. Поиски лыжи не дали результатов, так как местами щуп проваливал полностью, на 2 метра длинны. После схода, на склоне местами пластами лежал лед, местами снег сорвало до земли, что видно на фотках. Взглянув на результаты схода, увидел, что остаться в живых. при сходе была большая творческая удача. Рассматривая ситуацию, в которой я попал в лавину, можно сказать, что заход и срыв был классический, и не раз описанный. Зашел в зону напряжения и на малых ходах и сорвал лавину. В таких ситуациях и винить не кого, кто катает вне трасс, всегда подвержен такому риску, и должен к такой ситуации готовиться. Биперы, щупы и лопаты не брали из Киева, не веря в то, что в Карпатах могут быть стоящие лавины, и оказалось зря. Выводы которые я сделал для себя, просты: 1. Внимательно изучи трассу спуска и спланируй спуск до метров (рисуй его и визуализируй). 2. Не теряй духа, и не паникуй. 3. Если затягивает – группируйся, старайся остаться на поверхности. 4. Средства спасения рулят. 5. В опасных местах валить на полных ходах до безопасного места, без больших дуг. Не можешь валить, не едь вообще. 6. Готовьтесь к лавинам, ведь их необходимо понимать, а не бояться. Надеюсь, я смог донести до всех интересующихся всю необходимую инфу. Возможно, это поможет всем фрирайдерам. Всем удачи, безопасной каталки и берегите себя! Полезные ссылки Snowboarding.ru - “Чувство снега”. Руководство по оценке лавинной опасности. Что такое лавины и как с ними бороться. Современное лавинное снаряжение. (полезный диалог в пяти частях) - Горные лыжи - Безопасность SnowAdventure.ru - восхождение на Эльбрус, фрирайд, Приэльбрусье / SnowAdventure.ru |
Эх, если бы еще фото отрыва,...
Да че уж там, еще и фото горы с нарисованым контуром... Было бы наглядней. Спасибо за статью. Берегите себя. Размечтался... Может коллективный разум родит карту лавиноопасных участков Гембы, типа Комаровских карт по Эль-Че |
Да Мэтр обещался нарыть хорошую панораму Боржавы, где теневые места, прекрастно отображают потенциально опасные кулуары Гембы. Разбор ланшафта был после срыва прошлогодней лавины в главном цирке.
Фотки "свежей" лавины запечатлел ks. По сути в это время на самой Гембе были одни знакомые лица. Я и семейство Ev, ушли по дальнему отрогу...ks, в это время с клиентами был на отроге, как раз напротив Стенки... а лавина сошла непосредственно со стенки, в теневом участке....то есть, реально не южный склон..... maksim.syurenko реально передал события, участником которых был...действительно если б по стенке валить, то риск схода лавины свёлся б к минимуму....а возник вопрос, в лавине надеюсь не Цари, вернее полуцарь????:shock::shock::shock: такой полужирный бонус по весне светит! |
to Зёбра: ні в лавинці напівелан :)
|
Нате вам фото.
https://lh6.googleusercontent.com/_M...0%BD%D0%B0.jpg Четко видно, что доска не подрезалась, а сошла именно от перегруза весом лыжника. Виновнику происшествия большой респект за грамотный рассказ и анализ ситуации. Мнение непосредственного участника всегда очень важно! |
В прошлом году там же сошла гораздо больше - её остатки до весны на поляне возле хатки пугали взгляд. Так что это уже статистика...
По моему это место называют "первым кулуаром Гэмбы" а следующий за ним отрог "первым отрогом". Он гораздо безопаснее (вобщее все отроги гораздо безопаснее кулуаров) о чём говорит колличество следов на нём. |
Цитата:
|
ткните, наконец-то, на панорамной фотке, где это произошло. Я слабо представляю, что такое первый кулуар.
Плиииииз, я хотел сказать:) |
|
У темі 1 додатків
|
Цитата:
Тыц http://fs2.www.ex.ua/get/91835220328...5/DSC_0319.jpg Тыц Не очень хотела выкладывать.. |
Да, зашел по самому напряженному месту по линии падения воды, тут бы никакие хода не спасли.
За фото спасибо, пойдет в коллекцию. |
Макс, береги себя!!!! ты нам живой нужен!!!!
|
тыц, тыц эта кррута...
я наверное один не просветленный. :( Ни хрена не понимаю. прокоментируйте просветленные. Реальный случай, реально можно разобрать. Есть пострадавший, есть свидетели, все задокументировано. Реально, можно посекундам расписать. Все данные есть. |
У темі 3 додатків
Я наблюдал все с самого начала находясь на третьем отроге, в этот момент я собирался делать фотки Ольги в динамике, но увидел что ктото выехал на начало стенки и остановился, кто это был- я не знал, но увидив траекторию движения человека на лыжах- перевел фотик в их сторону и сделал несколько кадров в спорт режиме, приблизить не успел плюс в руках была мыльница.
Первый кадр дает представление где это произошло, второй показывает линию отрыва и человека в движущейся лавине, третий показывает неправильность траектории движения, в том смысле если траверснул- остановись и подожди, если не траверсишь а прешь на ходах- дуги делай как можно меньшей амплитуды и внизу вылетай влево или вправо. |
Часовий пояс GMT +2. Поточний час: 10:16. |