500 километров для бешеной собаки не крюк: Велоэкскурсия Бровары-Винница.
Предисловие:
Не реже двух раз в месяц я пересекаю Винницкую область по служебным делам, представлялась она мне Велосипедным Раем. Велосипедистов - как собак... ну, или чуть больше. Не аграриев на ржавых Украинах, а именно велосипедистов. Всяких. С баулами, и без; в шлемах, или кепочках; бройлеров и туристов. Любых навалом. Местные собаки ближе к велогурманам, чем в любом краю мира, за исключением Амстердама. Они не бросаются, остервенело, на первого попавшегося, а лежат на солнышке и перебирают харчами, выбирая что-нибудь эдакое из многосотенного, проезжающего мимо, кастинга. "Что-то давно не лаяла я на стройных блондинок в тёмно-синих велотуфлях", думает такая дворняга. И нынешним вечером игнорирует всех, за исключением упомянутой категории.
Это не более, чем дорожное наблюдение, и оно не взывало ни к каким действиям, пока, совершенно недавно, в середине ночи в свет фар попалась табличка, гласившая, что где-то рядом и находится знаменитый бункер "Вервольф", где сукин сын Адольф Алоисович, вопреки рекомендациям близкого окружения, и подписал себе приговор в виде приказа № 5 — "Об окружении и уничтожении частей Красной армии на Курской дуге".
Заехать туда и посмотреть на куски бетона в свете луны, наверное, дело десяти минут. Но в ночных поездках минуты драгоценны. А заехать было интересно. Впрочем, оказалось впоследствии, что куски бетона в свете луны закрыты, и открываются в свете дня, по билету.
Ну, а раз заехать автомобилем не получается, то логично, что нужно выбирать другой вид транспорта. И не менее логично, что альтернативы велосипеду для поездку в Винницкую область не имеется. Даже самолёт не вариант. Да, на Винничине жил и изобретал самолёты Можайский. Но Можайского нет уж, и самолётотуристов с баулами и без, в шлемах, или кепочках, тоже не наблюдается.
В общем, запланировал я выезд на пятницу 8-го июля.
Сачкануть по причине отвратительного прогноза по ветру не получилось. То есть, это было бы разумно, и очень хотелось, но я уже настроился. И проспал. И выехал в семь с чем-то.
По прогнозу был встречный, западный 22-23 км/ч с порывами до 34-х, и Виндгуру не подвёл, сука. И Гисметео на этот раз тоже не подвел. И уже при выезде на Житомирскую трассу, я задался извечным вопросом - зачем это всё нужно, и почему нельзя как все нормальные люди? Это вначале.
Затем развлекался оскорблениями самого себя, из которых "мудак" было самое ласковое. Затем решил, что это обидно, и разделил себя на две части. Правильная часть - педантичная, аккуратная и расчётливая, матюкала неправильную - раздолбайскую, авантюрную и излишне любопытную. Я ощущал себя ближе к неправильной части, и снова было обидно. Разгильдяйская часть вяло отгавкивалась, и отчитывала педантичную за пятидесятилитровый велобаул, прицепленный исключительно с целью проверить, как он ведёт себя в дороге, и знать на будущее.
"Ничё тебе не парусит?" - Издевательски спрашивала разгильдяйская часть, - "А три литра Фрезубина тоже в гору помогают?". Педантичная раздражалась и снова обзывалась мудаком. Впрочем, в одном обе части были солидарны: когда заходила речь о том, почему нельзя как все нормальные люди - они затыкались сконфуженно. За этим нескучным занятием я провёл 160 километров. Или 170. До выезда с Житомирской объездной на дорогу Житомир-Бердичев. К тому времени я сделал несколько больших остановок с кофе и поеданием кебабов, и отставал от графика на несколько часов. И даже не вкладывался в тайминг бревета.
Начало восьмерить заднее колесо.
За поворотом на Бердичев стало легче. То есть, ветром я был ухайдоканный к тому времени до предела. Но каждую секунду последующего километра не оставляло ощущение какого-то подарка природы. Типа, ты крутишь педали, а вел ещё и едет.
На Бердичевской объездной начало смеркаться и холодать. Я, по привычке, взял из верхней одежды лишь несколько футболок, шорт и лёгких потоотводящих термушек, а из тёплых вещей присутствовала лёгкая виндстопперная жилетка. Она не помогла. Ночью нужна хорошая ветрозащита всех частей тела. Поскольку на спусках, когда не крутишь, или почти не крутишь педали, потная тонкая термушка совершенно не способствует согреванию. Я просто об этом не подумал, поскольку катаю обычно в хорошую солнечную погоду.
У Бердичева же, начал думать о поиске мотеля. Но было неудобно перед собой, и решил добить хотя бы до 250. Затем, наступили умиротворённость и спокойствие. Было даже интересно. Сгорели колени и руки, бил озноб. Пару раз я грелся на заправках. Рекомендую заправки. Они ужасно гостеприимны! Там тепло и горячий кофе. Грелся и ехал дальше. Несколько авто сочувственно гудели и моргали аварийкой. Две разные машины с интервалом в пару часов бибикнули какой-то очень похожей друг на друга последовательностью сигналов. Раздумываю, может есть какое-то условное велосипедное "фа-фа-а-а-фа".
В итоге проехал 280 с мелочью, и остановился уже под три ночи.
На следующий день приступил к собственно цели поездки - экскурсии в ставку Вервольф, и чему-то типа паломничества к усыпальнице Пирогова.
Бункер "Вервольф".
Железобетонные глыбы, разбросанные по территории „Вервольфа“, — лишь остатки верхних строений. Сами же помещения и ходы сообщений, как пишут, были выдолблены в граните на глубине 10–15 метров. Не, наверху строений было несравнимо больше, но все были деревянные. Из сырого леса. Гитлер считал, что из сырого полезней.
Из верхних сооружений не осталось ничего. Кроме бассейна.
В августе 1941 года стало очевидным, что блицкриг против СССР провален, и война затягивается. Возникла потребность в филиале главной полевой ставки ближе к фронту.
После предварительных выводов военных специалистов о пригодности места для ставки, согласно традиционной практики для утверждения были приглашены сотрудники "Аненербе" – организации, выполняющей, кроме научной подоплёки нацисткой идеологии, множество различных эзотерических и около- и псевдонаучных исследований и функций. Консилиум Аненербе подтвердил, что место расположено в зоне скопления отрицательной энергии, что позволяет подавлять волю людей на расстоянии. К слову сказать, специалисты Аненербе привлекались для подобных консультаций и при строительстве других ставок и резиденций.
Ставка Вервольф сооружалась с октября 1941 по июль 1943 включительно. Но первый раз Гитлер посетил его в июле 42-го. А уже в сентябре 43-го бункер прекратил функционировать как резиденция.
В ходе строительства всего участвовало около 10 тыс. человек, включая военнопленных. Военнопленных погибло около 2 тысяч. Их выбрасывали в открытые силосные ямы соседнего села Коло-Михайловка. Поскольку ямы заполнялись почти каждый день, их не зарывали.
Безопасность объекта прежде всего. Каждый местный, c 14-ти лет, иимел при себе пропуск. При задержании без пропуска полагалось 25 ударов резиновой палкой и несколько суток ареста. За повторную провинность — месяц тюрьмы. За утерю — расстрел. За появление на улице после десяти вечера летом, и после семи зимой - расстрел. За переночевать в гостях - расстрел всем.
Пока длилось строительство, в Виннице и округе проводилась зачистка. С сентября 1941 года, в г. Виннице было схвачено и расстреляно в Пятничанском лесу около 10 тысяч человек. Погром 16 апреля 1942 года закончился массовым убийством ещё 15 тысяч.
Шеф охранной группы «Ост», криминальный советник Шмидт в начале январе 1942 года доложил в центр, что в соседнем с объектом селе Стрижавка проживает 227 евреев, представляющих угрозу для строительства. 10 же января этого же года все они были расстреляны.
Из психоневрологической больницы № 4 не успели, или не захотели эвакуировать пациентов. Их было около 2-х тысяч. Согласно программе умерщвления «Т-4» их отравляли, морили голодом, и в конечном итоге убивали. Упомянутая программа говорила о стерилизации и умерщвлении людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. А также нетрудоспособных лиц - инвалидов, и болеющих свыше 5 лет. Вначале уничтожались дети до трёх лет, затем программа распространилась все возрастные группы.
Идём дальше.
Сосновый, вручную посаженный лес тогда уже был. Но наблюдательные точки на деревьях располагались через каждые 200 метров на дубах по периметру.
Остатки бомбоубежищ. Толщина перекрытий 4,5 м. Толщина стен – 2,5 м.
Рядом с развалинами ставки – музей.
Это не музей ставки. От неё ничего не осталось. Это музей военной техники. Как я понял, энтузиасты свозят сюда всякую военную труху из всех концов Украины, и планируют её реставрировать. Когда-нибудь.
Мотоцикл Zündapp (Цюндапп) и две Антилопы Гну.
Экскурсовод – женщина эмоциональная, и любительница альтернативной истории, придающей любопытный флер слегка абсурдного фарса даже имеющим место быть в жизни фактам.
Ботинки Немецкого Альпийского стрелка. Стратегически невыгодная подошва.
По версии экскурсовода именно эти ботинки стали одной из главных причин поражений фашисткой горнострелковой дивизии Эдельвейс на Кавказе. А переломным моментом битвы за Кавказ был немеркнущий хрестоматийный случай, когда 10 наших, оставшихся в живых (после непонятно какого инцидента, и из непонятно какого изначального количества), горных стрелков, успели забраться на безымянный перевал чуть раньше врагов из Эдельвейса. На перевале эти 10 полузамёрзших, и еле живых солдат приняли единственно верное в деле защиты перевала решение. Они начали плавить снег. Снег стекал вниз, превращался в лёд, и гламурные, но нефункциональные ботинки фрицев просто скользили по нему. Немецкая операция была сорвана.
Дистанционный взрыватель из фильмов про партизан.
Немецкий пулемёт MG-42. Он же «Косторез» и «Пила Гитлера». Лучший пулемёт Второй Мировой. Он же состоял и состоит, в различных модификациях, с усовершенствованиями (MG-3) и без них в Италии, Пакистане, Югославии, Швейцарии, Турции, Австрии и прочих Африках, и отмечается во всех современных локальных конфликтах.
Стрелок MG 42 мог создать сплошной огневой заслон, который прерывался только для замены ствола. И американцы, и англичане обучали своих солдат прятаться от огня MG 42 и атаковать позицию только во время замены ствола (7 секунд).
Ещё из историй местного экскурсовода: пулемёт настолько хорошо выкашивал ряды противника, что пулемётчики часто сходили с ума и, для профилактики дезертирства и других проявлений отвращения к смертоубийству, их приковывали к пулемёту цепью.
Дальше по плану был музей Пирогова.
Собственно музей был мне неинтересен. Но Пирогов великий человек, и я посетил усыпальницу, где лежит забальзамированное тело.
Усыпальница находится не на территории усадьбы Вишня, где жил Пирогов, и где сейчас музей. Она чуть дальше. Поскольку разрешение на захоронение в усадьбе «Вишня» дали только при условии, что при смене владельца тело будет перемещено в другое место. Родственники не согласились. Разрешение на бальзамирование нужно было получать отдельно – у Священного Синода. Это разрешение было получено. Жена Пирогова выкупила часть места на тамошнем кладбище, где и соорудила склеп. А впоследствии, на свои средства над склепом – церковь-некрополь Святого Николая Чудотворца. Кладбища рядом я не отметил, а церковь осталась.
Вход в собственно склеп сбоку - открытая дверь рядом с группой экскурсантов.
Восьмёрка усилилась: если катить вел руками, то он теперь не просто притормаживал каждый оборот колеса, а останавливался. Я полностью отпустил тросик заднего тормоза. Завтра нужно было что-то решать.
Утром нашёл веломагазин ВелоХаус, с мастерской. Механика зовут Саша. Саша принял мой вел без очереди, поднял на стойку, посмотрел на цепь, и сказал "Ой!". Затем приставил к цепи какой-то измеритель и обратил взгляд к кассете. И дал понять, что у меня два варианта:
а) поставить новые кассету и цепь.
б) проверить его предположение, что с этими кассетой и цепью я за пределы Винницы не выеду. Без задних тормозных колодок могу, но это удовольствие на любителя. Тросик заднего тормоза я отпустил поздновато, поэтому кончились не только колодки, но и обод тоже начал потеть подмышками.
Я выбрал первый вариант.
Саша сделал всё как полагается, выровнял обод и поставил несколько новых спиц.
И в итоге, выехал из Винницы ближе к трём. Поэтому спокойно проехался до сумерек до выезда из Житомира на Киев и, учитывая, что останавливаться в мотеле и доезжать домой на следующий день сакрального смысла не было, по трассе на Киев ехал уже на четырёх колёсах.
Километраж трёхдневной экскурсии 489,6 км.
Снаряга и навеска, которые со мной, и могут быть рекомендованы:
- седло Brooks. Лучшая в веломире вещь по соотношению цена-польза. За исключением велосипеда, как такового.
- Фара Fenix BC30. Говно. Рекомендуется возить в комплекте с суперклеем, или скотчем, иначе блэкаут наступит в самый неподходящий момент. Под давлением пружинок отвалится задняя крышка из некачественной пластмассы. Но свет отменный, не хуже автомобильной фары. Даже с суперклеем лучшая по соотношению цена-свет-удобство из более-менее нормальных производителей. Мне, скорее, просто не повезло.
- Рюк Turbat Guk. Тоже советую. Изделие Львовских ребят, служит мне три года, с удобными отделениями, безупречно сшит, и ни по каким параметрам не уступает моим же оспреям в своей весовой категории.
Ну, и ещё по мелочи:
- Специальные питательные смеси работают лучше, чем всякие батончики и печеньки. Но весят, как вода.
- Минеральную воду с высокой тоничностью пить, в обычных условиях, не рекомендуют. А вот при длительных нагрузках другой коленкор. Приобретать, или разводить специальные изотоники – ну его. Я беру Поляну Квасову. Минерализация 6,5-12 г/л., близка к изотоничной (9 г/л) Для сравнения у Моршинской – 0.1-0.4 г/л. То есть, утолить жажду в машине или офисе она годится, а для хоть какого-то восстановления электролитного баланса при длительной нагрузке – вряд ли.