Казалось весь огромный автозаправочный комплекс наполнился тревогой и непониманием происходящего … Но кофе подходил к концу и надо было принимать решение. Что тут думать, едем в Тбилиси, у нас еще три дня программа. За это время или что-то выясниться или ничего не выясниться. Но селились в Тбилиси мои попутчики немножко нервозно и молчаливо . Значит завтра в Кахетию, иначе я потеряю коллектив .
Бодбе. Монастырь святого Георгия. Скромный снаружи, очень трогательный внутри . В правом приделе покоятся мощи святой Нины . Нины, которая крестила Грузию крестом из виноградной лозы . А перед этим обратила в христианство царя Мириана и царицу Нану. Я так думаю, вначале царицу, а затем уж Мириана . Тем не менее, по разным данным 327 или 336 год нашей эры – год официального признания христианства государственной религией Грузии . Прошу запомнить эту дату.
Монастырская территория в идеальном порядке. Просто рай земной. Умиротоворяет. Тишина такая, что слышны крылья птиц в звенящем раскаленном воздухе.
Алазанская долина …Многие до этого видели ее только на этикетке . Поездку в Кахетию я так и называю – тур по этикеткам . А как иначе назвать маршрут – Гурджаани-Алаверди-Енисели –Цинандали-Мукузани-Вазисубани-Напареули…
И очень символично, что Сигнахи первый раз показывается нам с расстояния. Он словно плывет на фоне бесконечной Алазанской долины . Сам городишко мал, пешеходно доступен и немножко лубочно наряден . И еще его надо успеть посмотреть пока народ не проголодался . А то знавал я людей, которые с видом знатоков говорили – « Ну вот сейчас пообедаем и продолжим смотреть Сигнахи ! « Святая наивность . Да таких шашлыков я не ел в жизни. Я еще не знал тогда дедушку Тимура с ткибульского перевала . А баранина – мягкосочная ароматноневесомая ….А хачапури на шампуре … Аджапсандали. Непревзойденный харчо . Лобиоооо ….
И, пожалуй, только продукция самых известных виноделов Кахетии вкупе с великолепным кахетинским шашлыком из молодого барашка смогла растопить некоторое напряжение в коллективе. Даже не столько напряжение, а ожидание неизвестности . Меня наоборот накрывало безудержное веселье . Приключение становилось опасным и непредсказуемым. Значит мне туда . С головой, слегка затаив дыхание .
Вечером мы принимали судьбоносное решение . На вопрос о количестве вариантов я дал исчерпывающий ответ . Их три . Ждать восстановления дороги, жить, путешествовать, получить деньги на карту и продлить свой отпуск . Либо возвращаться домой через Азербайджан-Дагестан-Чечню . Тут я получил такие испепеляющие взгляды, будто сам отвез коллектив, вернее его женскую часть в какой-нибудь заброшенный аул где –нибудь в Гунибском районе . Не проходит . Все склонялись к третьему варианту . Считать ситуацию форс-мажорной и лететь домой на самолете . Я же не брошу машину и буду терпеливо ждать открытия дороги . Экономно жить –поживать, познавать любимую страну, надеяться на прогресс и динамику в дорожном строительстве и верить в ратные подвиги грузинских автодоровцев .
Аэропорт имени Шота Руставели в Тбилиси принимал и отправлял десяток рейсов одновременно . Прощались мы тепло, поездка все-таки удалась . И только помахав улетевшему самолету , я понял что остался один . За 1700 км от дома, отрезанный могучим селевым потоком . В другой стране . И даже за Главным Кавказским хребтом .
Милейшая хозяйка Нана предоставила мне бонус, учитывая нестандартность ситуации, мои трудовые заслуги, стаж нашего знакомства и мою безупречную репутацию в Грузии и окрестностях. Я мог некоторое время пожить в ее апартаментах на улице Цинамдзгвришвили в самом сердце тбилисского района Чугурети . Для начала я изучил историю улицы , на которой я обитал несколько десятков раз . И понял что наверное судьба жить на улице имени такого известного академика, кардиолога, терапевта, к тому же закончившего медфак именно Харьковского университета .
С утра установил себе жесткий распорядок – соберись тряпка !! И не беси меня ….Зарядка, пробежка, завтрак из мацони и чая . И на весь день изучать Тбилиси . Пешком, внимательно, скрупулезно, дотошно. Как свой микрорайон .
Агмашенебели – район театров и кафе . Такой новенький и чистый, такой строгий и прямой, брыжущий фонтанами, вечером зазывающий арабской и турецкой пищей . Здесь даже есть Макдональдс у метро Марджанишвили !!
Тамар Мепе – рынок « Дезертир», оптовые кофейные развалы, овощные ряды, мука, сыры . Стадион «Динамо « . Цотне Дадиани- бесконечные автосервисы , железнодорожный и автовокзал . Авлабари – один из старых и бедных районов . Интересно, почему президентский дворец именно здесь – может чтобы не отрывался от коллектива ….
Церетели, улица Кипиани …Да-да, именно имени футболиста Давида Кипиани. Это уже Дидубе, рядом с пантеоном. Задушевная беседа со сторожем автостоянки Игорем. Дидубийский пантеон, я почему-то искал там могилу Миши Хергиани, позабыв что прощались с ним в Дидубе , а похоронили в Местии .
Пиросмани, Чикобава, Узнадзе, Дэвид Буш авеню…. Эк меня занесло !
А вечером –фанзона и футбол . Под оглушительным ливнем, зато под одним дождевиком с тремя парнями . Их не волновало кто я и откуда, мы смотрели футбол под одним дождевиком .
Бесконечный Руставели, Кашуети, Мтацминда, сололакский хребет, пешеходная тропа в Нарикала, Верхний Бетлеми, Атешга ….
Анчисхати, башня Габриадзе, Шавтили, резиденция Патриарха, шумная Леселидзе …Здесь я свой и успеваю раскланиваться, пропускаю бокальчик-другой у старых знакомых . Абанотубани, сквер Алиева, улица Гришашвили, уже еле бреду от усталости , чудом не забрел в Крцаниси .
Ноги гудят, а душа радуется . Сколько еще могу показать-рассказать . Но по-моему пора и честь знать, а то для меня в бесконечных походах по утренне-дневному-вечернему –ночному Тбилиси время явно замерло . А вдруг я уже навязчив и нескромен . И несмотря на уверения Наны что я могу жить практически бесконечно, Слегка похудев на овощной диете и пеших нагрузках, я собираю нехитрые пожитки путешественника и отправляюсь в путь . На выезде из города расстилаю карту и прикидываю направление . И не промахиваюсь. Я еду в Рачу .
До поворота на Терджолу путь мною изучен до мельчайших подробностей . Магистраль уверенно приближается к Батуми , в свою очередь оттуда с не меньшим воодушевлением спешать соединить две дороги в одно целое. Я представляю, как можно будет после работы в пятницу махнуть 340 км и к вечеру быть уже в Батуми .Провести викенд и раненько утром вернуться на работу в Тбилиси .
А пока мне направо и в неизвестность . Терджола, город шахтеров Ткибули . Время дернулось и замерло . Уголь стал никому не нужен . Какое-то время социальную напряженность снимали дотации и выплаты . Сейчас выживает кто как может .Если бы не земля Чиатура и Ткибули вымерли бы . Прекрасное ткибульское водохранилище . Дорога сменяет тещин язык хвостом хамелеона, периодически подбрасывая открыточные виды с обрыва . Неизвестность немного пугает меня и я с легкостью откликаюсь на взмах руки двух молодых парней . Попутчиков надо подвозить – таков закон гор . Из всего сказанного я понял одно – «Шаори» . Ок, Шаори, по пути.
Как же вам получше обьяснить … Ну вот когда зеркальная гладь до горизонта . А вокруг горы . И леса . И вода зеркальная и прозрачная . И тишина . Это Шаори –жемчужина Грузии, бриллиант. Великолепное чистейшее озеро, в изумрудной оправе лесов .
Увлекшись Шаори я потерял пространственно-временную ориентацию, позабыл зачем я еду в Рачу, совершенно утратил нить поиска винзавода Бугеули и абсолютно не представлял на каком повороте трассы я заночую в машине .
Шаори, Никорцминда, Амбролаури, Бугеули …Ревущая Риони под мостом – в горах наверное дождливо .
Бугеули –где-то здесь по описаниям винзавод. А он производит лучшее вино мира – иссиня-черную Хванчкару . И я ехал не сколько за Хванчкарой, а за знанием – где такое чудо делают, из чего, каким образом . Хотя и был уверен что без дегустации не обойтись .
И пролететь бы мне как известная фанера из анекдота, да научила мать –Грузия, не стесняйся, остановись, поздоровайся с людьми, спроси как у них дела, спорится ли работа, нужна ли помощь . И они тебе подскажут . Поэтому уже пролетев нужный поворот и уверенно едучи не туда, я притормозил, сдал немного назад, вылез из-за руля, улыбнулся и произнес « Гаумарджос ! «
Мой дорогой Авто ! Это сейчас мы с тобой узнаем друг друга по голосу, понимаем друг друга с полуслова, поднимаем чаши по обычаю «вахтангури « . А тогда меня очень обрадовал вопрос « И что привело Че Гевару в Бугеули ? « Да это же я Че Гевара, у меня же на футболке лик пламенного революционера ….И я выложил за две минуты всю историю своих приключений . А через пять минут моя судьба круто повернулась лицом ко мне . В-первых, мне здесь очень рады, такой гость большая редкость в селе виноградарей в долине реки Риони .Во-вторых, через часок я приглашен на ужин с вином по случаю своего прибытия .В-третьих, я ночую не в машине на сельской улице, а в огромном доме своего нового друга Бежана . Правда Бежан ни слова не понимает по-русски, а я еще не очень силен в грузинском . Тут Авто укоризненно посмотрел на меня и сказал, что такой авторитетный путешественник мог бы и больше уделять внимания языку любимой страны . Сумерки скрыли красноту моего лица и я в душе поклялся в следующий приезд хоть что-то сказать и хоть что-то понять на грузинском . А пока остывает вино, Автандил на правах хозяина покажет мне знаменитые виноградники с Александреули и Муджуретули, которые затем после прерванной ферментации – фишки долины Риони превращаются в самую настоящую Хванчкару или черное вино как говорят в Бугеули.
Я прожил у Бежана в Раче четыре дня . Я помогал по хозяйству, вел бесконечные беседы с моими новыми друзьями- Авто, Датико, Горда, Кахой, Элизбаром, Бежаном …Я ездил на виноградники, к водопаду Тхмори, церкви Баракони …
Негози, тапли, пури, чача, ньорицкали, ткемали, лобиани- простая пища рачинцев была на нашем столе . Я купался в грузинском гостеприимстве, старался отвечать тем же. Я много рассказывал о своей стране, учил язык, учился ухаживать за виноградом, пел грузинские песни, говорил тосты.
И я почти позабыл об оползне, засыпанной дороге. Но календарь перевернул очередной лист . Меня же ждут дома, меня же ждут люди, которых я везу в Грузию. Только теперь еще и к новым друзьям в Рачу . Я увозил дружеские обьятия половины села, бутыль хванчкары и ворох воспоминаний . Оставлял немного в принципе – часть души . Чтобы возвращаться почаще .
Первая точка с вайфаем меня немного осадила . Делают, но трудно . Терек вернули в русло, но до открытия еще далеко . И я рванул через Кутаиси в Цхалтубо .
Свернул к зеленеющим куполам Гелати, полюбовался древним просветительским центром. Еще разок отметил, что во времена Давида Агмашенебели грузинское царство насчитывало 12 млн человек . Великий человек .
Цхалтубо мне запомнился двумя работающими санаториями из бывших двадцати трех, отличным парком, занимающим весь центр и прекрасным обедом . Город-парк потихоньку оживал из руин девяностых. Я уютно переночевал, разложив себе диван из кресел в машине и нагловато подключившись к свободному интернету санатория «Прометей « .Аккуратно изучил все новости, ужаснулся очереди перед границей из армянских автомобилей, везущих абрикосы, убедился, что правильно не поехал на паром и откинулся до утра . Утром меня ждали пещеры Прометея и Сатаплия .
И если Прометея поразил величиной залов, глубиной лабиринтов, озером, игрой света на сталактитах и сталагмитах, то Сатаплия взяла свое реликтовым парком, смотровой площадкой над километровым обрывом и новостью, что завтра открывают дорогу .
Через час я уже летел в сторону Тбилиси . У меня была еще куча незаконченных дел и полуфинал чемпионата Европы по футболу . Утром, выспавшись до упора и загрузившись подарками на Дезертире, я покидал Грузию. Перерастя своей влюбленностью в крепкое сильное взаимное чувство .