Илья Колмановский: Сигарета убивает за 20 минут
Новое исследование доказывает, что роковые мутации в генах наступают через 15-30 минут после выкуренной сигареты. Еще один возможный вывод: бросив курить, мы немедленно резко сокращаем риск рака легкого, даже при большом стаже
В новом исследовании фармакологи из университета Миннесоты изучали один из десятков классов ядов, которые попадают в наш организм при курении, — полициклические ароматические углеводороды (ПАУ); эти вещества считаются важным фактором риска для рака легкого.
Эксперимент был прост: матерым курильщикам платили $500 и мучили их целые сутки. Сначала они выкуривали по одной сигарете под присмотром компьютера, который строго говорил им, как затягиваться и когда выдыхать: это было нужно для стандартизации результата. В табаке были специальные меченые молекулы; под ключицей волонтеров — катетер для регулярных анализов крови в течение суток. В итоге исследователи доказали: после того как ты выкурил сигарету, ПАУ достигают максимальной концентрации в крови невероятно быстро — через 15-30 минут, а потом довольно быстро их концентрация падает.
В чем оригинальность этого результата? В том, что выясняется: человек умирает от конкретной выкуренной им сигареты, и все главные события происходят в пределах часа после курения. Смотрите: человек покурил, яд достиг в крови максимума через 20 минут, потом под действием яда в одной конкретной клетке случилась мутация, нарушение последовательности «букв» в некоторых генах. Клетка начинает бесконтрольно делиться, опухоль развивается, через несколько лет диагностируется и еще через пять лет убивает.
Итак, несколько лет назад 2700 жителей этой планеты добровольно сделали затяжку — на вечеринке, в офисе, на улице. Через час у них случилась мутация, которая сегодня, 19 января 2011 года, их убила. А еще, пока вы читаете этот текст, сотни людей проживают эти роковые 20 минут — от затяжки до приговора.
Почему чаще умирают курильщики со стажем? Дело в том, что организм уникально пластичен, защищен от ядов; ПАУ быстро вычищается из крови, а большинство все же случившихся мутаций удается отыграть назад или как-то иначе нивелировать. Если вы играете в русскую рулетку один год — риск нарваться ниже, чем за 30 лет. Но рано или поздно это происходит — и сегодня мы узнали об этом процессе немного больше, чем знали вчера.
Теперь понятно, почему очень полезно бросать даже при большом стаже (это хорошо известный факт: смертность резко снижается, даже если в момент бросания вам за 60).
Ведь если вы до сих пор не заболели раком легкого, достаточно бросить — и вы, по крайней мере, перестаете резать ДНК в клетках при помощи ПАУ (увы, остаются другие, долгосрочные эффекты, но они в разы менее летальны,
см. картинку).
Чтобы рассказать о самом любопытном выводе этого исследования, я должен сделать одно уточнение. Вообще-то, мы не вдыхаем ПАУ — на самом деле они образуются уже в крови, это метаболит других веществ из всосавшегося дыма. Как мы узнали, все происходит очень быстро: ПАУ образуются, а потом выводятся, работает защита.
Так вот, я спросил ведущего автора исследования, профессора Стивена Хехта, что еще он хочет узнать про яды в табачном дыме, какие, мол, дальнейшие перспективы его работы. В ответ он рассказал интересную вещь: «Главное, что мы хотим научиться делать, — это обнаруживать людей, особенно беззащитных перед раком. В наших испытаниях выяснилось, что между разными людьми может наблюдаться 20-кратная разница в количестве ПАУ, которое образуется в крови в результате одинаково выкуренной сигареты».
Интересно ведь получается: можно сделать такой доступный тест, чтобы получить частичную информацию о своих шансах. Это же просто анализ крови после курения… Забыл спросить Хехта про такую практическую идею. Но это не страшно: я еще буду звонить ему, чтобы получить ответы на вопросы участников проекта об этом исследовании. Ведь они у вас наверняка появятся, да?