Поиски продолжаются:
Об идущих в данный момент времени поисково-спасательных работах на Боржавском хребте.
***
В течение спасработ я не звоню Жене Чизмару практически никогда. Не хочу его отвлекать. Исключением являются случаи, когда нужно передать важную для него информацию.
И либо я звоню ему после завершения всех работ, либо он звонит сам.
Вчера Женя позвонил сам.
***
13 февраля двое горнолыжников – Сергей и Алексей, вышли на вершину Гембы и в тумане начали спуск в ошибочном направлении. Вместо севера они съехали на южные склоны хребта.
В результате двойка оказалась на склонах гребня, ведущего с вершины Жид-Магура.
…
Ещё раз ставлю акцент для тех, кому знаком регион.
Двойка оказалась НЕ на гребне, ведущем на юг с Гембы, что является стандартом для потерявших ориентацию на вершине. И НЕ на гребне, ведущем с Малой Гембы на юг, что является стандартом №2. Они оказались на склонах гребня, ведущего именно с вершины Магура.
Рельеф был им не знаком. Телефонная связь исчезла.
В какой момент к ним пришло понимание, что они спустились в противоположную от подъёмников сторону, значения уже не имеет. Важно то, что они съехали уже очень низко, глубоко в зону леса, и попали на старую занесенную снегом тракторную дорогу. Если бы они пошли вниз - через несколько часов пришли бы в село Березники. Но двойка приняла решение двигаться назад, вверх, на хребет (ошибка №1).
Сергей шёл быстрее, чем Алексей. Он уходил далеко вперёд и ждал второго, даже после наступления темноты (ошибка №2). И в конце концов (со слов Сергея, который был найден спасателями на следующий день), в какой-то момент потерял Алексея. Оба при этом находились ещё в зоне леса.
Устроившись под деревом, Сергей схватил «холодную ночёвку» при температуре около -20. И наутро, 14 февраля, пошёл вниз (то есть накануне пошёл вверх, чтобы переночевать на природе, после чего пошёл вниз). Где и встретил идущих навстречу спасателей.
***
Спасатели после разговора с Сергеем рассыпались по склонам в поисках Алексея. Поиск в зоне леса результатов не дал.
***
Понедельник, 15 февраля.
Группы спасателей продолжили поиск. В лесу были найдены подъёмные следы двойки, спусковые следы Сергея, и… подъёмные следы, принадлежащие предположительно Алексею. Причём эти следы просматривались и выше зоны леса. Алексей, так же как Сергей, схватив «холодную ночёвку» в лесу, продолжил в одиночку путь вверх, на хребет. Выйдя на вершину гребня, ведущего на Магуру.
Женя Чизмар с напарником Василием ушли вверх по следам, в туман.
На данный момент времени склоны Боржавы с юга крайне лавиноопасны.
Женя с Василием в полном тумане по следам дошли до высоты 1346 метров по альтиметру. Температура -22 на термометре. И здравый смысл развернул их назад.
Двигаться вслепую с риском быть снесённым лавиной – верх безрассудства.
Напомню – в 2010 году при проведении поисково-спасательных работ на той же Боржаве в лавине погиб командир отделения Воловецких спасателей Василий Вербищук. Та же лавина завалила и второго спасателя – Владимира Щербину, который был найден по горящему налобному фонарю и выкопан оставшимися на поверхности членами группы. Тело же Василия Вербищука было найдено только через неделю. А заблудившиеся сноубордисты, которые тогда вызвали спасателей, благополучно сами спустились в село Березники.
***
Вторник, 16 февраля.
Сегодня поиски будут продолжены тремя группами.
1. С юга по тем же следам, по которым шёл вчера Женя, будет подниматься группа Воловецких спасателей под руководством Василия Райчинца. Их задача – пройти как можно выше по направлению к вершине Магура НЕ ПОДСТАВЛЯЯСЬ (!) под возможные сходы лавин.
Задачу усложняет туман. Если позволит видимость – внимательно осматривать склоны.
2. Женя Чизмар с группой Межгорских спасателей и волонтёров должен подняться на Гембу, в тумане пройти по хребту до Магуры и внимательнейшим образом обследовать участок хребта вокруг вершины Магура на предмет наличия следов.
Ключевым вопросом является – дошёл ли Алексей до хребта. И перевалил ли на север.
3. Третья группа спасателей, заехав от села Изки, двигается к вершине Магура с севера. Задача – обследование северных склонов вершины.
Пока – всё. Но Post Scriptum, адресованный всем горе-фрирайдерам, я всё же сделаю.
…
Вывод, который можно сделать из действий заблудившейся двойки – Ни Сергей, ни Алексей темой фрирайда на Боржаве не интересовались вообще. Никогда.
Эта тема муссируется в горнолыжных интернет-пабликах уже много лет. И «свал» фрирайдеров на юг Боржавы является типичной, допускаемой в тумане, ошибкой. Причём легко исправляемой. Если съехал уже в зону леса, нужно двигаться ВНИЗ! И через несколько часов прийти в село Березники. А не лезть в туман, на хребет, с риском двух вариантов:
А) замерзнуть (2019 год – на южном склоне Боржавы умер от переохлаждения Виктор Драчев) или
Б) быть снесённым лавиной (2013 год – попадание на южном склоне в лавину двойки Максим Пономаренко и Дмитрий Беляев. Макс погиб, а Дима сутки пролежал на снегу с переломами ног)
И основное правило, которое должно соблюдаться неукоснительно – в туман на хребет вообще НЕ ХОДИТЬ! Катать фрирайд с канатки, с севера, в зоне леса.
Хотя для определённой публики эти наставления будут битьём о стенку горохом.
И я ещё раз напомню две свои статьи, которые могут помочь при выживании в зимних горах вообще, и на Боржавском хребте в частности.
Первая статья (общая) – «Они должны были выжить».
Вторая (частная) – «Боржавские хроники. И личный опыт».
Ссылки будут даны в первых двух комментариях.
Nick Drobotenko - Об идущих в данный момент времени... | Facebook