Люди занявшиеся роллер-спортом со временем начинают сталкиваться со специфическими названиями и не только.
Я немножко расскажу о роликовых коньках, в меру моих познаний.
Роликовые коньки состоят из:
Шел, лайнер, каф и бакли составляю Ботинок, или в простонародии бут.
В большинства фитнес роликов и хоккейных нет разделения на комплектующие. Там шел и лайнер составляют одо целое.
По отдельности это все выглядит так:
Шел, как правило, в ФСК, агресивных и слаломных моделях сделан из прочного пластика. Я бы сказал, является основой, на которой все крепится.
Как вы можете видеть, под пяткой находится антишок из материала похожего на прессованный пенопласт, потом стелька из подобного материала.
В данной модели каф к шелу крепится жестко, в некоторых моделях угол наклона кафа можно изменять с помощью эксцентриков, либо каф бывает подвижным относительно оси заклепок.
В шел вставляется валенок (лайнер):
Многие фирмы в состав валенка добавляют материал, который формуется по ноге, после окончания формовки ботинок на ноге сидит как влитой.
Владельцы роликов SEBA говорят, "Нога формуется под ботинок а не ботинок под ногу" .
К ботинку, снизу крепится рама, на ней установлены колеса.
Различные стили катания и области применения роликов предъявляют различные требования к конструкциям этой важной детали: рамы делаются различной формы, размеров и из разных материалов.
Рамы средней высоты и длины для фитнеса. Такие рамы предусматривают установку колес диаметром от 74 до 84мм .
Для слалома используются короткие рамы.
Хоккей - укороченная рама должна быть максимально жесткой и прочной. Хоккейные рамы рассчитаны на установку колес диаметром от 64 до 76 мм. Бывают как алюминиевые, так и пластиковые.
Для агрессива необходимы низкие прочные рамы - под колеса небольшого диаметра (до 61мм). Этим достигается устойчивость и безопасность приземлений при высоких прыжках.
Для скоростного катания и даунхилла нужны длинные рамы.
Существует несколько материалов для изготовления рам, приведу два основных:
Рамы из алюминиевых сплавов: эти рамы легкие и очень жесткие, они наиболее полно, без потерь на изгиб и кручение передают энергию толчка.
Именно поэтому такие рамы ставятся на топовые модели роликов для фитнеса, хоккея, на тренировочные и гоночные спортивные коньки.
Ролики с алюминиевой рамой обычно стоят несколько дороже.
В зависимости от примененных технологий могут очень сильно разниться по свойствам. То есть алюминиевую раму одних роликов можно погнуть, спрыгнув с бордюра,
а раму других погнуть можно только разве что положив их под бульдозер. Пример - рамы роликов Salomon FSK EA247 изготавливались не штамповкой, а фрезерованием, что позволяет применять в них более твердые и не пластичные присадки (добавки в сплав). В результате - отличные прочностные характеристики, но вот цена...
Композитные рамы с применением стекловолокна, иначе говоря - стеклопластиковые. В качестве матрицы выступает стекловолокно, в качестве наполнителя - нейлон.
Результат: снижение массы по сравнению с "чистым" нейлоном, улучшение упругости. Применение стекловолокна, имхо, продиктовано относительной простотой
и дешевизной технологии. Основной недостаток - недостаточная прочность рамы. Для большинства людей это пройдет незаметно, но вот для толстяков и для любителей попрыгать - нет,
а уж для толстых любителей попрыгать ...
Кратко о штатном тормозе, штатный тормоз можно снять в течении 2-3 минут, при наличии необходимых ключей, которые роллеры возят с собой как правило.
К раме прикручиваются колеса!
Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.
Ступица - жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки -
ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании. Обычный материал ступицы - нейлоновые термопластики разных видов.
Сплавы легких металлов и композитные углепластики для ступиц используются крайне редко - только в узкоспециализированных колёсах (гоночных).
Конструкции ступиц встречаются самые различные как по количеству спиц, их форме и параметрам.
Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, ступицы специально рассчитываются, ведь у нее масса задач:
* обеспечивать жёсткость и курсовую устойчивость колеса
* отводить тепло от подшипников и оболочки
* она должна быть при этом достаточно лёгкой
При все своем мнообразии, колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр (размер) и твердость (жесткость).
Тут имеются виду свойства оболочки колеса - которая и катится по асфальту.
Колеса хороших производителей кроме логотипа самой фирмы всегда имеют маркировку размера и жесткости. Это позволяет хоть как-то ориентироваться при подборе колес.
Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", это основной показатель характеристик колеса; на самих колёсах этот показатель обозначается двузначным числом:
от 72А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Буква А просто указывает на то, какая шкала твердости употребляется (шкала А).
Стандартный ряд диаметров колес 72-76-80-84-90-100-110 мм.
Жёсткость колёс для фитнеса - от 72А до 85А.
Выбирая колеса, нужно учитывать и свой вес - человеку с приличным весом (больше 80 кг ) лучше взять колеса потверже.
Я со своим весом в 90 кг использую колеса жесткостью 84А, 85А.
Для хоккея на роликах делаются своеобразные колёса - в целом они похожи на обычные (для фитнеса), но их отличает очень прочная литая ступица
без спиц или же с толстыми короткими спицами: жёсткость и прочность тут на первом месте.
Размер хоккейных колес - от 59 до 80 мм, жесткость - от 75 до 84. Колеса подбираются под конкретное покрытие и размер площадки.
Колеса для агрессивных роликов делаются самые прочные, их размеры - от 53 до 64 мм. Ступица ( Core) колес для агрессива всегда делается сплошной
(без спиц), это делает её максимально устойчивой к ударным нагрузкам.
Колеса для скоростного катания - speedskating.
Новые колёса в магазине при прочих равных параметрах могут отличаться профилем. Он может быть:
* заострённым у гоночных колёс
* полукруглым у колес для фитнеса и хоккея
* уплощенным или совсем плоским для агрессивных колес.
Внутрь ступицы колеса ставятся два подшипника 608 и втулка, колесо к раме крепится оськой.
Оси бываю различной длинны, и как правило двух размеров в диаметре, 6,2 мм и 8 мм.
Примеры комлекта с осью 6,2 мм:
В таком комплекте используется втулка, на которую садятся подшипники.
Пример комплекта с осью 8 мм:
В таком комплекте втулка вставляется между подшипниками и имеет внутренний диаметр такой же как и подшипники.
В роликовых коньках, как и во всей скейтинг-индустрии используются радиальные прецизионные шарикоподшипники.
На пылезащитных пластинках (пыльниках) наносится обозначение размера подшипника: число 608.
Подшипники делятся на:
Разборные: пылезащитные пластинки таких подшипников закрепляются -C- образными стопорными кольцами, сняв которые можно получить доступ для обслуживания подшипника.
Неразборные: пылезащитные пластинки завальцованы в проточке внешней обоймы подшипника.
Подшипники изготовливаются с разной точностью. Поскольку скейтинг-индустрия зародилась и получила наибольшее распространение в Северной Америке,
чаще всего встречаются подшипники, маркированные с обозначением класса точности по американскому стандарту ABEC.
Таблица допусков по стандарту АВЕС.
Подшипники разных классов точности имеют существенную разницу в цене, поэтому производители роликов в дорогие модели ставят подшипники
высоких классов точности - ABEC7-9, а в ролики подешевле - ABEC3 или 5.
Класс точности изготовления - Не класс скорости!!!
"Визуальная" лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная смазка (густая-консистентная),
то на стенде в магазине колесо будет вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным.
Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и совсем другое дело, когда это будет происходить под вашим весом, и на асфальте -
тут-то вся эта "магазинная разница" станет незаметна. К тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше,
да и в обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать, подшипники изнашиваются достаточно быстро.
Vyacheslav (Funtik) 04.2009