Норвегия впервые (юго-запад) лето 2013 или попытка убежать от дождя.
Года три назад, прочитав один из отчетов о поездке в Норвегию я решил это страна must see и когда то я обязательно там должен побывать. И чем больше я читал о Норвегии, тем больше убеждался в этом.
Перед тем, кто впервые едет в Норвегию и хочет не бегло проехать её с северо-востока на юго-запад, ну или в обратном направлении стоит не простая задача. С одной стороны слишком много что хочется посмотреть, и ты начинаешь всё добавлять и добавлять места, куда нужно заехать. Как же без этого нельзя, ведь потом будет жаль. С другой стороны вечная нехватка времени и средств, а тут ещё и капризная погода (ни когда не угадаешь, что тебя ждёт завтра, как показала практика нельзя верить даже yr.no но об этом чуть позже).
Так было и у меня, запланировано слишком много. Сразу по нескольким причинам, во первых лучше больше чем меньше
и во время путешествия можно будет корректировать маршрут и планы вычёркивая на свой взгляд менее интересное, или за тебя этот выбор сделает норвежская погода.
Окончив планирование маршрута я взялся за разработку резервных вылазок на случай плохой погоды, благо на автомобиле чувствуешь себя мобильным и если утром будет идти дождь, всегда можно отъехать 100-150 км в сторону где погода получше.
Тут просматривается ещё один позитивный момент в данном случае была разработана практически программа на две поездки, а значит нужно ехать ещё раз следующим летом
.
И так вот то что у нас получилось
1. 22-24.06. Дорога, Рига, паром TALLINK
2. 25.06. Kjerag (Kjeragbolten)
3. 26.06. Prekistolen - Langfoss – Latefossen - дикая ночёвка на Trolltunga
4. 27.06. Trolltunga
5. 28.06. Husedalen - Voringfossen - Tvindefossen - обзорная площадка Stalheim Hotel
6. 29.06. Aurlandsvegen - Austerdalsbreen – Briksdalsbreen
7. 30.06. Saksa – Brendalsbreen
8. 01.07. Dalsnibba - Geiranger - трек на Trollveggen - Trollstigen
9. 02.07. Trollkyrkja - Atlantic Road
10. 03.07. матрасный день
11. 04.07. Bessegen
12. 05-07.07. Стокгольм – паром TALLINK – Рига – Львов
Добавлено через 5 минут
22.06 Львов – Рига (дорога коротко)
Выехали со Львова примерно в 6-00, 2 часа прохождение границы на Рава-Русская – Hrebenne. Потом заехали в супермаркет в Замости где аж за целых 2 часа были закуплены все необходимые продукты, согласно составленному ещё дома меню кроме хлеба. Хлеб был докуплен в Риге в большом количестве, в основном чёрный и как показала практика пролежал 10 дней, без особых проблем так что нам его практически хватило. Правда пришлось выкинуть 1 бух. заплесневела. Нужно отметить что подход к формированию меню был довольно скрупулезный, по причине не желания тратить время на поиск продуктов в Норвегии, ну и по причине их дороговизны.
Проехав 1025 км, вечером почти в полночь поселились в отель на окраине Риги (рекомендовать не буду, не понравился). Если отнять время потраченное на прохождение границы и закупку провианта то 1025 км за 13,5 часов (средняя скорость 76 км\час, в принципе не плохо учитывая состояние дорог и отсутствие автострад.
23.06 Рига (праздник LIGO) и паром.
В Риге у меня по плану была запланирована встреча со сослуживцем, с которым мы не виделись ещё с 1988г, но время от времени поддерживали отношения благодаря всемирной паутине.
К тому же оказалось что в эту субботу в Риге празднуют LIGO, что то на подобие Ивана Купала как я понял. В центре была сооружена сцена и обещано гуляние до утра, но нас ждал паром на Стокгольм. Просто прошлись по городу, не был здесь с 1986г.
В 15-00 у нас начало регистрации на паром, поплывем вот на нем
Заблаговременно купленный автопакет (машина до 1,9м высотой и 5м в длину + каюта на 4 чел.) обошелся в 420 евро в обе стороны. Может и не совсем дешево но довольно удобно, экономия 2 ночевки в дороге и всё давно посчитано, если ехать через Данию за мосты тоже нужно заплатить + лишнее топливо + лишних 2 дня в дороге (в обе стороны по дню) в общем этот паром был вполне подходящим предложением для нас. Единственное что не совсем устраивало так это прибытие в Стокгольм 10-30.
Для тех кто будет пользоваться этим паромом жпс координаты терминала 56.960046,24.094546
Кто на машинах, тот просто заезжает на погрузку, по дороге предварительно пройдя регистрацию и получив билеты
Добавлено через 3 минуты
24.06. Стокгольм – место дикой ночевки возле Kjerag
Подплываем, красота
Вся сложность заключалась в том чтобы проехать по Швеции – Норвегии с их скоростными режимами почти 900км за день, да и ещё выгрузившись с парома не раньше 11-00.
Но тем не менее мы с этим справились и где то начало первого разбивали палатку и готовили ужин. Как ни странно в основном нагнать время удалось уже в горах Норвегии, где то после 8 вечера на дорогах было практически пусто. Удобных мест на дороге Fv500 для дикой ночевки несколько, я выбрал одно из них ещё дома, долго разглядывая с помощью google street view недалеко от Kjerag чтобы первым на тропе.
Добавлено через 4 минуты
25.06. Kjerag (Kjeragbolten)
Все проснулись рано утром, примерно в 7, быстро приготовили завтрак, собрались и двинули к заветной точке. Не радовало только одно, погода, тучи явно предвещали дождь. Но это был первый реальный день отдыха в Норвегии и мы решили не сдаваться, оделись соответственно и были готовы к треку в дождь. Хотя это и малоприятное занятие, но всё же лучше чем сидеть в офисе
Во время подготовки к походу на горошину с подачи знакомых, а потом хорошо изучив с помощью google street view выяснил один момент, думаю будет интересен многим. Все мы знаем о платном паркинге (кажется 100 крон), на который загоняют всех. Но чуть выше (координаты 59.039037,6.651345) находится небольшой паркинг на 4-5 машин, он конечно же бесплатный и от него тоже идёт тропа на Kjerag. Более того этот паркинг находится выше, а значит набор высоты немного меньше. Основной (платный паркинг) находится на высоте 636 м нум, первый набор высоты до 803 и дальше скидываем до примерно 750 (участок первый км тропы). Сама дикая стоянка находится на высоте примерно 750 м нум (уже больше 100 м в выигрыше, к тому же лишних 100 крон в кармане, опять таки приятно ) мы набираем до 785 м нум и потом спуск до 755 (пройдя примерно 600 метров от стоянки) где и выходим на основную тропу. Экономия и в нум и в нок налицо
Схема маршрута в данном случае будет выглядеть вот так (красный флаг это стоянка)
Фото стоянки я к сожалению не сделал, но вот оно созданное с помощью google street view, по ему я сразу узнал это место, слева от кемпера просматривается начало тропы
На сколько я понял та тропа имеет несколько ответвлений. Знакомые 2 года назад прошли по ней без проблем, мы правда немного сбились (она не маркирована) взяли вправо низом и там был один мало приятный участок над небольшим обрывом, но буквально несколько метров, может быть скользко в дождь. Я так понимаю что основная тропа забирает круто вверх, назад мы возвращались на основной паркинг (чисто для интереса посмотреть что там) и когда подошли уже по дороге к машине наблюдали за норвежцами которые спускались к припаркованной возле нашей машине. Но они спускались по другой тропе.
Итак мы начали подниматься и когда я смотрел на пустой основной паркинг (он просматривался сначала подъёма), и на отсутствие людей на тропе и на нависшие тучи у меня было плохое предчувствие, которые к сожалению меня не обманули. Чуть выше мы вошли в туман, а потом буквально в дождевую тучу, которая зацепилась за Kjerag
А вот и сама горошина
Нос тролля в дожде и при такой видимости решили не искать. Единственно что порадовало так это то что таких как мы было мало.
Уже на спуске немного начал просматриваться Люсе фьорд (Lysefjord)
К машине вернулись почти промокшие, переодевшись и перекусив двинули обратно по 500-й дороге до 45-й потом свернули на 508 и переправившись паромом Lauwika – Oanes (119 крон здесь и дальше буду подавать цены за автомобиль+водитель+2 пассажира)
http://www.norled.no/uploads/documen..._2013_2014.pdf
поселились в PREIKESTOLEN CAMPING N58°59'43.1", E6°5'11.3" за 320 крон . Конечно же мы хотели стать на ночь в Solvik Camping, но он уже не работает, мы знали об этом из переписки но все же заехали в надежде что это ошибка. Но уткнувшись в табличку no camping двинули в сторону PREIKESTOLEN. Хуже чем PREIKESTOLEN CAMPING в жизни не видал, оценка еденица по пяти бальной шкале с натяжкой да и только за то что душ бесплатный, и стоит 320 крон, реально цена завышена вдвое. Ну да ладно, рядом альтернативы практически нет, мы на отдыхе и единственный водитель (то есть я) хочет пива
Добавлено через 4 минуты
26.06. Prekistolen - Langfoss – Latefossen - дикая ночёвка на Trolltunga
Вечером предыдущего дня мы вспомнили о традиции и налили троллям вишневой настойки. Не знаю понравилось или нет но утром дождя не было и это уже не могло не радовать.
От PREIKESTOLEN CAMPING до паркинга у тропы всего пару километров и везде знаки no camping, но правда один кемпер мы всё же видели. Так что если кто и будет планировать дикую ночёвку, то лучше об этом задуматься заблаговременно, а не искать поближе и на месте.
В 9-00 мы уже на паркинге под кафедрой. Кстати забегая наперёд, скажу что когда мы выезжали примерно в 12-30, он уже был переполнен и машины загоняли на дальний паркинг. Несколько слов о самой стоянке, при въезде шлагбаум открывается автоматически, въезжаете и идёте, оплата 100 крон при выезде картой (за день, но сам паркинг работает кажется до 9 или 10 вечера, но могу ошибаться), кстати не чипованную не взял.
Как видно из схемы
От стоянки до кафедры перепад высоты 334 метра, 3,8 км в одну сторону и заявленное время 2 часа в один конец. Метры мы не мерили, но толи мы были слишком полны сил (всё же начало отпуска), толи так хотелось успеть на ночёвку на Trolltunga, у нас на круг вышло всего 3 часа с небольшим, справедливости ради нужно заметить что на фото сессию и медитацию время урезали по максимуму.
С тропы сбиться по моему не реально, сначала вообще дорожка как в парке, потом выложена камнем под ступени, с мостиками и обозначена очень хорошо.
Добавлено через 4 минуты
Одним словом окультурена даже чересчур, но довольно живописная.
И вот она кафедра проповедника
Людей было не много, но на обратной дороге начался настоящий плотный трафик нам на встречу. Так что делайте выводы, лучше быть на стоянке пораньше.
Личное впечатление.
Это конечно сугубо мое имхо и наверное много кто не согласиться, но мне показалось что Prekistolen довольно таки попсовое место, хотя наверное и стоящее посещения. Ну по крайней мере 3,5 часа как у нас на это ушло.
Добавлено через 3 минуты
В 12-30 мы двинулись в сторону Одды, естественно с посещением Langfoss и Latefossen
Пообедали на елке вот с таким видом
По дороге паром Паром Hjelmeland – Nesvik (тоже 119 крон)
http://www.norled.no/uploads/documen..._2013_2014.pdf
и дальше на 13-й дороге
упёрлись в заграждение. Дорога перекрыта , через минут 10 проезжали дорожники и мы узнали что там дальше обвал и нужно ждать до завтра либо объезжать. Быстро прикинув по жпс варианты объезда выбрали паром Sand – Ropeid (опять 119 крон) и дальше по 46-й и 134-й дорогах прямо к Langfoss
Фотоаппаратом мощность и красоту водопада не передать, с моста не снимешь, много водяной пыли, а с этого ракурса он как по мне проигрышно смотрится.
Потом Latefossen
И водопад рядом
Потом ещё по дороге
Где то примерно в 20-30 прибыли на парковку у фуникулера на Trolltunga. Оплатили стоянку на сутки 200 крон. Оплата опять картой, есть всего 2 тарифа стоянка продолжительностью до 12 часов = 100 крон, с 12-ти до 24-х часов 200 крон.
Начали подниматься по ступенькам, но потом всё же по совету спускающихся питерцев спрыгнули и пошли по тропе. Наверное они были правы, по тропе как то приятней и разнообразней.
Поднялись на верх и встали на ночь чуть выше домиков на плато.
Нужно сказать что это было правильное решение, трек на Trolltunga довольно сложный, 11 км в одну сторону плюс приличный набор высоты, но стоп это будет завтра.
Добавлено через 3 минуты
27.06. Trolltunga
Об этом треке написано много, наверное наберётся несколько томов информации, и особенно то и добавить нечего. Потому буду краток, но всё же попробую, хоть немного добавить от себя.
Чисто технически трек довольно сложный и рекомендован для подготовленных людей (общий набор высоты 880м, длина 22 км в обе стороны, нужное время 8-10 часов), но если подойти к нему так как это сделали мы (подъём на плато и ночёвка) то нагрузка сильно уменьшается и он уже будет доступен людям с менее хорошей физподготовкой. К тому же Вы сможете наблюдать прекрасный закат солнца (если повезёт
)
В результате мы без особого труда уложились в 8,5 часов.
Судите сами, старт с паркинга, который находится на высоте примерно 428 м нум, на протяжении первого км вы набираете высоту 424 м (до 861 м нум) при том, что максимальная точка подъёма 1220м, а сам язык находится примерно на 1150м. Общий набор высоты (с учётом нескольких спусков) около 880м на протяжении 11 км (длина трека в одну сторону). Ночёвка на маршруте разбивает набор высоты практически пополам. На следующий день конечно же остаётся пройти больше 20 км.
Как мне показалось сам трек не очень живописен, но всё же кое какие виды радуют. Так уж получилось что с Trolltunga у меня практически нет фотографий. Причиной оказался севший аккумулятор, а запасной остался в машине. Выручил знакомый который к моему счастью имел похожий Никон (несколько раз одалживал аккумулятор).
Виды на Ringedalsvatnet, открывающиеся примерно с половины пути
А вот и сам язык тролля (даже меня запечатлели)
Потом я поднялся чуть выше чтобы снять его с противоположного профиля
Совсем не узнается (люди сидят на языке)
ИМХО язык тролля обязателен к посещению, хотя наверное не самые эффектные виды во время самого пути, но зато Вы будете вознаграждены по приходу на место.
Добавлено через 2 минуты
28.06. Husedalen - Voringfossen - Tvindefossen - обзорная площадка Stalheim Hotel
Рано утром проснулись в кемпинге Kinsarvik Camping с видом на Hardangerfjord (240 крон, душ 10 крон, прачечная машина 30 крон, сушка 30 крон)
Первый солнечный день, наверное это была премия от троллей за Trolltunga
Позавтракали и двинули в сторону долины Husedalen, в национальный парк Hardangervidda
Прибыли к стоянке возле электростанции (кстати она не большая, машин на 7-8, так что тоже лучше пораньше, мы были вторыми). Нижний водопад Tveitafossen фотографировать сложно из-за водяной пыли, вот что из этого получилось.
Решили вверх подниматься по тропе, обратно вниз по тракторной дороге.
Добавлено через 3 минуты
Постепенно подходим ко второму водопаду Nyastølfossen
Тропа подходит всё ближе и ближе
Добавлено через 1 минуту
Виды с тропы открываются фантастически красивые
Ещё немного и мы уже недалеко от третьего водопада Nykkjesøyfossen
А вот и он во всей красе
Дальше к четвёртому Søtefossen решили не идти, в целях экономии времени. Назад возвращались по тракторной дороге. Вот фото Nyastølfossen сверху
Но как по мне так с тропы он смотрится куда выигрышней.
Добавлено через 3 минуты
Дальше двигаемся в сторону водопада Voringfossen и отеля Fossli. Остановившись на паркове ниже отеля обошли все, ну или почти все удобные точки для съемки.
Потом подъезжаем на парковку отеля (платная 40 крон).
Там с нами случился забавный инцидент. Подъезжаю, из будки при въезде ко мне подходит охранник и на украинском языке говорит мне «добрый день». У меня наверное был удивлённый вид, он ещё раз поздоровался и сказал что украинский знает плохо, потому что он из Румынии, но по национальности украинец. В общем за парковку он с нас деньги брать отказался. В общем 40 крон мы сэкономили
Сегодня у нас определённо был день водопадов, следующим был Tvindefossen. Я бы сказал это самый фотогеничный водопад среди всех что мы видели. Его можно снимать в любых ракурсах.
Добавлено через 1 минуту
На последок дня мы заехали на обзорную площадку Stalheim Hotel. От туда открывается отличный вид на долину
На следующий день у нас по плану был трек на Bakkanosi, потому мы на ночь остановились в долине (дикая ночёвка), не доезжая начала трека 1-2 км. Особо хочу отметить туннель, который ведёт в долину. Ощущение что едешь в пещеру к троллям. Словами не описать, это нужно видеть. Жаль не сфотографировал. Туннель рассчитан на 1 машину с карманами разъездами, без освещения вообще, с грунтовым покрытием и порубан очень грубо. Выглядит как будто бы заехал в глотку дракона. В общем стоит проехать обязательно.