Предисловие
12-е августа. Тело уже на работе, а мысли еще там, где я провел последние 10 дней - в Норвегии. Отпуск удался, впечатления есть, и из серии "на всю жизнь" - тоже. Наброски этого отчета делал по пути следования, но подумав, что если не финализирую отчет сегодня, то его не будет вообще. В общем, сорри за многобукофф, но где-то так...
...Вообще поездка в Норвегию родилась очень спонтанно. Где-то в апреле-мае я увидел, что Wizzair открывает рейс на Вильнюс с очень вменяемыми ценами (370 грн в одну сторону с человека). В свою очередь Вильнюс всегда был одним из тех "авиагородов", которые связывали старушку Европу с Норвегией (Олесунн, Берген, Ставангер, Осло, Тронхейм). По нужным мне датам был выбран путь Киев-Вильнюс-Берген (с ночевкой в Вильнюсе). И заранее куплены билеты в.ч. Берген-Вильнюс (37 евро с багажом на человека) на тот же Wizzair.
Дальше был небольшой форрс-мажор в виде отмены рейса Wizzair Киев-Вильнюс на нужную мне дату, но желание уже было велико, поэтому пробел восполнили МАУ, кстати по цене в 980 грн. в оба конца с багажом. Так, что замена оказалась практически равноценной. Проработка маршрута заняла несколько дней и была посвящена теме: "полуматрасный тур с осмотром достопримечательностей, элементами хайкинга-треккинга и желанием за 10 дней успеть увидеть как можно больше ". Для этих целей была взята машина на прокат. Мониторя всех ведущих операторов (европкар, сикст, авис, хертц и т.д) я не находил ничего дешевле 540-600 евро на этот летний период - пик туристического сезона в Норвегии, но получил "спешиал оффер", от Wizzair car rent, с предложением забукировать машину или гостиницу под -50%. Что успешно и сделал, в результате чего малолитражка Пежо 208 мне обошлась в 1880 Норвежских крон (270-280 евро), причем букировка в конечном итоге оказалась Europcar-а.
День 0. "На подступах".
Прилетев в Вильнюс вещи лучше оставить в камере хранения - это упростит Ваши планы. Камера хранения находится в зоне вылетов, справа за стойками регистрации. До центра города (ж.д. вокзал) можно добраться поездом или автобусом. Выбрали поезд (ходит каждые 30 минут и идет одну остановку - около 10 минут). От ж.д. вокзала до старого города прогулочным шагом 20-25 минут. Мы забукировали апартаменты в самом центре через booking.com. Очень недорого и уютно (29 евро за номер). Короткая прогулка по центру и ужин. В ресторанах цены киевские.
День 1. "Втягиваемся"
Wizzair из Вильнюса на Берген вылетает рано. 6.00. Поэтому подъем в 3.45. Несколько напряжно, но выбора нет. 2-а часа лету и вы во втором по величине городе Норвегии - Бергеге. Час разницы с Вильнюсом - в 7.35 мы уже были с багажом. Прокат машин тут же - на выходе. Мы показали букировку, на что строгий норвег нам сказал: " у вас машина с 8.00 заказана, а сейчас 7.45. Гуляйте еще 15 минут". Мы сначала офигели от такой принципиальности, но потом поняли, что наша машина была тупо не готова, и он ждал, когда ему принесут ключи. Ровно в 8.00 мы начали оформлять доки, сделали это быстро, а на прощание нам сказали, что в машину встроен чип на платные туннели и мосты, поэтому смело езжайте, а при сдаче машины все это оплатите картой. Первая точка у нас был... "шоппинг": закупаемся продуктами, газом для горелки и т.д. Большой шопинг центр Лагуна расположен в 7 км. от аэропорта, но работает с 10.00. Мы ждали 1.5 часа открытия, поскольку боялись, что по дороге магазины будут со слабым выбором, оказалось зря боялись. Магазинчиков (как и заправок) по дороге масса и они все хорошего уровня.
Ну что в путь:
Первый городок по маршруту - Voss: церквушка,
веревочный парк, парапланы,
озеро, банк (обменять наличные евро или usd лучше здесь, комиссия около 0.6%) и инфоцентр с бесплатными картами и бесплатным каталогом путеводителем. Каждый на своем языке. Выбираем русский и в путь.
Ранний подъем дает о себе знать. Глазки слипаются, ехать тяжело. Проблему решил водопад Tvindefossen, неожиданно появившейся за поворотом.
Походелки, покупалки, умывалки сняли сонливость как рукой.
Вообще водопады в Норвегии это нечто. ОНИ ВЕЗДЕ!!! Первый день был – «ухты» водопад, второй день – о смотри снова водопад, последний день – а это всего лишь водопад )).
Первый фьёрд на нашем пути – Nerofiorden (рукав самого длинного Sognefiord).
Краткий отдых, фотки,
едем дальше. Сегодня наша цель город Flam, но времени хватает, поэтому заметив на карте, что недалеко в городке Undredal есть церквушка, сворачиваем. Церквушка маленькая, милая, и редкая.
Ей сто-пятсот лет, она деревянная, одна из пяти деревянных церквей сохранившихся в Норвегии с тех времен. На пристани есть магазинчик-кафушка, в которой продается коричневый козий сыр получивший несколько международных наград "Сыр года". Когда режешь его такое впечатление, что это шоколадное масло.
На вкус тоже прикольно достаточно, но ИМХО, много не съешь. Наверное, в дань кормилице – тут же памятник козе.
Выруливаем обратно, добрались до Flam-а. Кемпинг прямо у дороги
в 100 метрах от пристани и жд станции (
Flm Camping og Vandrarheim). Хороший (травка, столики, детская площадка, домик большой со всеми сан-узлами и прочими постирочными, душ платный 10 крон 5 минут) - 210 крон.
Чтобы позже не возвращается к этому вопросу скажу, что душ платный практически везде и цена примерно у всех одинакова, хотя как по мне это скорее не норвежское жлобство, а метод регулирования очереди. Ведь обычно на кемпинг в 200-250 человек 4-6 душевых кабинок... И еще о норвежском жлобстве: в одном из кемпингов при нас завернули группу французских скаутов (вроде есть соглашение международное, что они за кемпинги не платят). Им сказали мест нет, хотя дофига его было, а группа россиян, встретившихся по дороге рассказала, что в одном кемпинге их погнали за большую шестиместную палатку, но то такое – это скорее дикое исключение, в семье не без урода.
День 2. "Фламская железная дорога ".
Погода шепчет – все хорошо.
Поезд Flam-водопад Kjosfossen- Myrdal. Типа красиво. Поезд идет под наклоном набирая каждые 18 метров поти 1 м. над уровнем моря. Куча туннелей, в общем красота, но… мы на него не попали. Билеты брать заранее (с вечера приезда)!!! Вообще поезд стоит 380 крон в оба конца или 240 в один. Спросив на кассе как далеко на машине мы сможем добраться – нам ответили станция Berekvam. Фигня! Значительно дальше. При желании можно доехать практически до упора – до собственно подъема на станцию Myrdal. Но как же хотелось потопать пешочком – что мы и сделали. Пофотались у водопада.
Поднялись на станцию.
Поставили галочку, почапали обратно.
Инфа. Вообще есть несколько вариантов путешествия по Фламской дороге: матрасный - поезд туда-обратно и фото водопада со смотровой площадки, матрасно-туристический - поезд туда, а обратно пешочком через ферму с домашней едой и козим сыром, хайкинговый – пешком туда-обратно (15 км. в одну сторону - на весь день), матрасно-мтб-эшый – туда на поезде, на станции Myrdal взять велик на прокат (в основном Мерида), и хороший спуск по серпантину с перепадом в 150 метров, велик оставить потом в Флам-е, вело-мтб – туда и обратно с непростым подъёмом на станцию Myrdal.
На сегодня еще запланирован переезд на Bessegen (около 200 км). Двигаемся не переставая удивляться красоте вокруг:
Миллион туннелей, который сперва напрягают – потом привыкаешь. Но, этот Лердальский … Норвеги его гордо обозвали «Самый длинный в мире» (Википедия говорит, что это не так ведь есть Лёчберг в Швейцарии). Скорее его можно назвать самым длинным проложенным именно в горах. Лердальский – это 24,5 километровый тоннель, разделен на четыре секции с помощью специальных гротов.
Эти гроты служат для разворота автомобилей, и являются местом для остановки на отдых. Гроты красиво подсвечены, и вносят определенный шарм в эту темную трубу, длинной в бесконечность.
Горнолыжный курорт Bygdin по дороге со известными брендами в рекламе ))
Пейзажи ичень разнообразны:
Приехали в городок Gjendebaten, что на озере Gjende.
Отсюда завтра утром нам на кораблике стартовать на Memurubu (
Memurubu Turisthytte under Besseggen). Чтобы не попасть как на Фламе сразу узнаем про билеты на кораблик – сказали прийти на 30 минут раньше и все будет «ок». На вопрос «можно ли у них прямо на озере остановиться» – получаем ответ, да. Более того говорят, что это бесплатно, но тут же добавляют, что на следующий день (день треккинга) чтоянка стоит 100 крон. В общем условный кемпинг нам вышел 100 крон, но тут очень красиво, полюс немного мест в Норвегии где развешают жечь костры.
Прогноз на завтра – пасмурно. Небольшой дождь.
День 3."Бессеген - гора с характером"
Проснулись утром и поняли что идет дождь. Вставать лень, но надо. Встали - дождь закончился.
Палатку не сворачивали, чтобы просохла. Кораблик - 120 крон.
Тут также как на Flam-е есть три варианта: матрасный – туда-обратно на кораблике плюс подняться на первые 300 м и пофотаться, средней тяжести – хайкинг Memurubu – Gjendebaten (если повезет с погодой - безумно красиво),
третий экстремальный если накроет непогода. У нас получился третий. )) Начало подъема: красивая тропинка с условными ступеньками, и открывающийся вид на озеро
Дальше хуже, но все понятно, трасса хорошо размечена. Идем на легке и получаем наслаждение
Начался шквальный ветер. На ногах стоять трудно – сбивает. Ветер сменился часовым дождем, который закончился прямо перед подъемом на хребет.
Подъем на хребет тяжеловат, но осилили – хотя лично мне в отдельных эпизодах было слегка стремно.
А вот с хребта началась полная …опа, сильный дождь, и шквальный холодный ветер превратили дождь в град и это все валило стеной. Видимость метров 15 не больше, на этом расстоянии перестала быть видна тропа. Фотоаппарат достать было нереально, айфон сделал видео на 1-ну секунду и сдох.
И тут я впервые пожалел, что отказался с свое время от подарка в виде GoPro-шки. Ох она бы тут была в тему. Может тот кто хотел подарить передумает ))… Пока было реально шли на «ощуп», но в какой-то момент потеряли тропу. Остановились, сделали круг, и как потом выяснилось пошли обратно. Через минут 15-ть встретили пару шведов, которые сказали, что мы идем неправильно. Мы развернулись и потопали уже вчетвером, а еще через минут 15 к нам присоединилась пара молодых норвежцев, который похоже тоже слегка заблудились. В группе стало веселее, норвеги с вопросом: «начорта вы сюда к нам залезли, может лучше на теплое море?», пошли вперед и задали темп движению. Мы старались не отставать. Спуск тоже получился интересным, там где по идее должны были быть тропы, текли ручейки и маленькие речушки, там что шли в воде и по воде. На спуске дождь закончился, а спустившись таки вниз мы пояли что тут его не было. Но едва мы успели сложить высохшую палатку, как зарядил ливень. В общем, получилось у нас почти 9-ть часов «прогулки», и тут спасибо тем шмоткам, которые были на нас. Штормовые куртки и штаны Schoeffel и Marmot, бельишко и второй слой Craft – тело полностью сухое. Обувь – у жены ботинки Dolomite на Gore и носки треккинг лайт комфорт от X-socks. Все отработало идеально!
Спасибо Денису Быкову, аки джуниор, и магазину 7Вершин
Залезли в машину и согревшись, мы решили, что будем в ней жить )), но надо было сменить карму (погоду), и мы решили валить дальше. , и веселый IGo, который решил, что нам скучно ехать по дороге и свалил на грунтовку FV289, при этом явно колхозная дорога оказалась… ПЛАТНОЙ (50 крон)!!! Мы поржали, что колхозная комунна за наш счет зарабатывает себе на асфальтирование, по дороге встретили еще три жертвы gps навигаторов. В общем… Мы сократили 30 км. в расстоянии, но явно потеряли немного во времени.
Остановились в классном кемпинге Trollvegen (
Velkommen til Trollveggen Camping). Причем их два, рекомендую останавливаться не в первом у дороги, а во втором через 300 м. (ехать под ж.д. мост). Стоимость 190 крон.
Речка, озеро (1000 м), водопад (3 км). Инфраструктура: крытые веранды со столами, мангалы под барбекю, бесплатный wifi, ну и удобства в виде домика. В общем – все для людей.
Бухнули варенухи, понятно с собой привезенной из Неньки, отметили взятие Bessegena и завалились спать!
День 4. "Тропа тролей и ....фьерд"
Утро встретило нас хорошей погодой. Собрались, поехали. Буквально сразу Дорога-серпантин Trollstigen +водопад.
Место, где все фотографируются. Много байкеров - им видимо по кайфу.
Смотровая площадка наверху. Фототася «где все» не интересно, поэтому мы свалили под перила-заборчик. Отсюда получше.
Переезд в Valldal. Паром Valldal- Geiranger.
Билеты бронировали заранее, но походу мы были единственные, кто это делал. Можно было спокойно оплатить на месте, но лучше приезжать минимум за час, бо паром без трех машин был полон, а ходит он всего два раза в сутки. Пока стоишь в очереди можно пополнить запасы печенек в местных двух магазах. Пиво с 9 до 20 в будние и с 9-18 в выходные не продают.
Длительная паромная переправа была выбрана для желания приобщится к толпе японско-русских туристов смотрящих на фьерды с борта многопалубных суден. Типа как оно... Ну, как на 2-а часа прокатиться – норм, но вообще ужасно скучно. Провести так все время - нет. Кстати, существует спец. приложение для дивайсов IOS и Андроид, которое как экскурсовод будет Вам рассказывать на русском языке, что проезжаем.
Прикольные фермы в небесах,
водопады и водопадики. Шесть сестер и жених напротив, который к ним все сватался они его динами и он спился…
Красиво в общем…
Прибытие, переезд в кемпинг (
Geirangerfjorden | Geiranger). Идет дождь. Кемпинг 8.8 по Booking.com, но для палаточников г… полное. Миллион палаток на маленькую территорию, маленькая кухня, два санузла и два душа на кучу народу, правда инет хороший. Посмотрел футбол Шахтер-Динамо в online, скорость позволяла. Кемпинг стоил 200 крон.
День 5. "Дневка"
Прогноз опять нас обманул, но на этот раз в хорошую сторону. Вопреки ожиданию дождя, день нас встречает солныхко и гул пароходной трубы. Прибывает это создание
Изначально осматривая маршрут была мысль сделать здесь дневку – привлекало возможность взять каяк или лодочку на прокат, и плюс походить вокруг в легкий треккинг, но нам показалось, что сделать трек на те же шесть сестер, которые мы видели с водопада – скучно, да и погода грустила.
Лодочку моторную мы таки взяли и сделали круг по Geirangerfjord.
До трипа на лодке спаковались, и по прибытию уехали дальше. Поднялись на «дорогу орлов».
Не хуже ничем тропы троллей - разве без водопада. Народу много, байкеров и тут хватает, они потом сразу на тропу троллей – это одна дорога.
Geirangerfjord красив с Дороги Орлов, есть над чем задуматься
Переезд 120 км. Красивая дорога, куча озер, стремные старые тунели в 1.5 полосы, где с фурой с трудом можно разминутся, музей ледников и кафушечка с домашней выпечкой и вкусным безе.
Симпатичный городок Stryn. Проезжаем Olden и берем курс на Ледник Бриксдаль. Куча кемпингов красивых на озере,
но рекомендую остановиться в кемпинге прямо под ледником – перед парковкой (
Melkevoll Bretun).
Бесплатная сауна с 15.00 до 19.00 с нырянием в речку, колыба с кастриком, чистенько и уютненько, а главное это самый близкий к леднику кемпинг, и у него получится уже оплаченная парковка. посредине и оборудованием для барбекю, ухоженная территория, водопад, «разговаривающий» ледник. Стоимость кемпинга -170 крон.
Прогноз погоды плохой - утром увидим.
День 6. Ледник и Переезд на Согнефьерд.
Прогноз подтвердился. Погода дала время только на то, чтобы собрать сухую палатку и разродилась обильным дождем. Но, выбора нет. Натянув уже всем отрекламированный шмот - вышли.
На этот ледник идут все кому не лень. Экскурсионные автобусы подвозят туристов на стоянку, там им предлагают за 190 крон залезть в маленькую машинку и только последние 300 метров пройти пешком. Вообще дорога до ледника это 3 км. (очень пологого и живописного подъема, который преодолевается за 40-45 минут). Мы понятно пошли пешком, о чем ни секунды не пожалели.
Вообще, для желающих есть еще рафтинг от самого ледника. Большой магазин сувениров, кстати, по ценам на 20-25% ниже чем в других сувенирных лавках.
Следующая точка по плану был Согнефьерд, но в том же магазине сувениров была замечена открытка с дивным камнем в городе Vagsoy. Обточенный океаном, он напоминает надкушенное с двух сторон яблоко. Увидев, что до этого места относительно не далеко мы двинули на его поиски. По дороге повздыхали, бо видимость была метров 100 не больше - мряка и туман сегодня наш попутчик, на самое глубокое в Европе (если верить норвежским путеводителям) озеро Хорниндальсватнет - 531 метр глубиной.
Говорят в нем идеально голубая вода и живет некий зверь - типа свой местный норвежский Лохнесс. Только его никто не видел, но все о нем слышали. ))
Надкушенное яблоко нашли, провели под дождем удачную фотосессию, и двинули в сторону Согнефьерда.
Впервые воспользовались паромом как методом экономии времени - стоило это чудо 99 крон. Паром шел 15 минут и сократил расстояние в 80 км.
Внимание! на этом участке вплоть до Бергена очень мало кемпингов. После долгих поисков нашли вменяемый в городе Forde при выезде из города в направлении Алесунда. Администрация кемпинга работает до 21.00, а мы приехали в начале одиннадцатого вечера, поэтому тупо заехали и стали, решив заплатить утром. До Согнефьерда в этот день мы так и не добрались.
Завтра прогноз впервые за неделю нам обещает солнце. Посмотрим.
День 7.
Прогноз не подвел. Впервые увидели безоблачное норвежское небо, но как нереальный метеопат я спал часа два, не больше – кошмарная была ночь.
Понимая, что мы пофиксили дневку и теперь у нас есть свободный день, мы воткнулись в каталог в муках выбора, а выбора хватало, но остановились на Trolltunga. Переезд туда через Согнефьерд по маршруту (Oppedal – Soltun – Voss – Lofthus - Tussedal). Это нечто. Очень живописная дорога, за каждым поворотом что-то особенное. Супер!
Несмотря на то, что ехали со стороны Tussedal поворота на "Язык тролля" не нашли. Добрались до Odda. Изучили стенд с информацией и опять двинули назад. Проехав длинный туннель, стали на стоянке перед музеем и спросили дорогу. Поднялись вверх 7 км. ну и вот она стартовая площадка на Trolltunga. Изучили маршрут и место старта. Всего 22 км. Сначала идет длиннющая лестница старого фуникулера. Потом достаточно пологий маршрут с небольшим перепадом высот. В общем описания этого маршрута много в сети и останавливаться подробно смысла нет. На инфо доске написали 8-10 часов ходу. Кстати на трассе есть домики. Это небольшая хижина с двухярусной кроватью. Этих домиков два, и при желании можно не рвать жилы, а взяв еды и пару спальников дойти и переночевать там. Многие шли с полной загрузкой и своими палатками, явно собираясь ночевать на верху. Парковка 200 крон сутки, 100 крон 12-ть часов. Можно попытаться стать чуть ниже по дороге в одном из карманов (это будет бесплатно). Понимая план на завтра, мы вернулись в Odda, и нашли местный кемпинг. Тоже очень маленький, при бешеной загрузке (вообще Odda один из центров треккинговых маршрутов Норвегии. Тут хватает машрутов кроме «Языка» и на ледники в т.ч.), но альтернативы нет. Стали. Палатки и машины друг у друга на голове. Поужинали, поставили будильник на 5.30 и спать. Жена вскоре уснула, а мне постоянный движ до 12-ти ночи + два немецких придурка, которые устроили соревнования кто громче испортит воздух, и ржали с этого как лошади. В общем уснул я в 4-е утра.
День 8. Trolltunga
...Когда встал в 5.30 понял, что меня тупо нет. За 48 часов движения спал часа 4-е и состояние как прибитый.
Прогноз погоды переменная облачность с 14.00 дождь.
Попытка на семейном совете изменить маршрут ничем не увенчалась - кто знает мою жену поймет о чем я, но идти в таком состоянии я реально был не в состоянии - "слабак"... Поэтому жена сказала «адью» и двинула сама, а я завалился в машине спать. 4-е часа сна вернули меня к жизни, я собрался и почапал на эту безумную лестницу старого фуникулера.
По дороге туда насчитал 2360 ступенек (обычно средний пролет в наших домах это 10-12 ступенек, так что можно представить, что вы поднимаетесь на небоскреб в 200 этажей), набор высоты 800 метров. Понимая, что весь маршрут я не пробегу поднялся на верхнее плато (3.5-4 км.) сделал пару фоток, полюбовался на местные красоты и пошел вниз. Спуск по той же лестнице занял 18 минут (причем на спуске ступенек оказалось 2506
). И как только я спустился, ровно в 14.00 пошел дождь - редко когда в Норвегии сбылся прогноз погоды. Через час пришла и жена.
Уставшая, но довольная, прошедшая маршрут в 22 км за 7.5 часов (с часовой фотосессией на самом языке), со словами: "по сравнению с Бессегеном это детский сад, самое сложное это первый подъем".
Отдышались и выехали в сторону Бергена. Красивая дорога, паромная переправа...
Остановились с кемпинге в 10 км от Бергена и в 15 от аэропорта. Кемпинг ухоженный, но тоже достаточно загруженный чтобы стать в хорошем месте лучше приезжать не позже 18.00. Бесплатный wifi дал нам возможность составить план по взятию Бергена, и забронировать гостишку на обратную дорогу в Вильнюсе. Ужин и спать.
День 9. Берген
После 10-ти дневного отсутствия мы не могли не привести мелким подарки. Поэтому начали с шоппинга в магазин игрушек. Сами поиграли конечно )). Потом были формальности по сдаче машины и прогулка в центр.
Райончик Брюгген и рыбный рынок. Не смогли удержатся и съели Лобстера – дорого блин, но вкусный гад )).
Ночевка, аэропорт, Вильнюс, старый город, башня Гидеминаса, бельгийское пиво и итальянская еда. В общем все хорошо )). Отпуск удался.
Вместо примечания:
Что бы я изменил, если бы планировал поездку сейчас? Наверное, во-первых, добавил бы несколько дней, во-вторых, стартовал бы со Ставангера (цеплял бы кафедру Проповедника, всем известный шарик между двух скал - гора Черраг), потом поднимался по своему маршруту, уходил бы на легендарный Норд Кап, и через Атлантическую дорогу возвращался опять на свой маршрут. Еще бы поискал какой-нибудь сплав (рафтинг) – очень мы любим это дело…
Смета (на двух человек):
Перелет полный с багажом - 320 евро
Машина – 280 евро
Туннели и мосты – 35 евро
Паромные переправы – 130 евро
Еда – 280 евро
Бензин 95 (97 литров) – 200 евро
Кемпинги (включая все души, прокаты лодок и т.д.) – 200 евро
Разное: 120 евро
Итого (без лобстера :wink:, Вильнюса и сувениров-подарков): 1565 евро на двоих или грубо 780 на человека.
Как при желании сэкономить:
1. по закону о доступе к природе в Норвегии вы можете ставить палатку где угодно и бесплатно, но учтите – только не на частной территории (делайте это подальше от жилых строений).
2. Взять большинство продуктов с собой, но это сразу добавит в ваши рюкзаки веса, а это проблема при авиаперелете. Взвешивайте и считайте.
Ну вот, как-то так…
Не бойтесь самостоятельно организовывать такие туры для себя и друзей, это очень просто, и в принципе по деньгам сносно. Шенгенская виза конечно главное…
Отправимся ли мы еще в Норвегию – однозначно. Будет ли это на следующий год? Вряд ли, ведь есть еще куча безумно красивых мест на Земле, и на Севере в том числе. Исландия и Аляска ждите нас
П.С. На все вопросы с удовольствием отвечу.