Причин для этого путешествия было несколько. Во-первых, мы очень любим Север и Норвегию в частности. Во-вторых, в прошлом году мы по воле случая попали на крайнюю западную точку материковой Европы - мыс Cabo da Roca, ну а потом уже специально и на крайнюю южную - Тарифа, на Гибралтаре.
Претендентов на крайнюю северную точку оказалось целых три. Во-первых, конечно же, раскрученный и самый посещаемый Нордкап, который при ближайшем рассмотрении оказывается просто доступным красивым островным мысом и сразу же сдаёт позиции чуть более отдалённому и менее посещаемому, но тоже островному Кнившеллоден Knivskjelloden - самой северной точке острова Магерё.
А вот что касается материковой части, конечно же, вне конкуренции - Нордкинн-Киннароден, 71'08'02 к северу и 234 метра над уровнем океана. Трек к нему к тому же самый длинный из трёх, заявлено было 24 км пути в одну сторону + высокая сложность маршрута, потому решили начать с него. Описаний в сети оказалось не много. Уже потом мы поняли, что из-за сложности маршрут мало посещаемый. Например в этом году первые туристы из Германии прошли маршрут ещё в начале июня, запасясь снегоступами, а был ли кто-то между ними и нами, мы от Видара так и не услышали...
Желание попасть сюда у нас было огромным. Не испугала дорога в три перелёта: Киев-Будапешт-Осло-Лаксельв. И вот наконец мы почти на самом краю земли. Аэропорт крошечный, но очень уютный. Занавески и милые столики в кафе, горячий бутерброд, питьевая вода бесплатно, оформление машины - минуты две. И вот мы уже мчимся по направлению к нашей первой ночевке в 126км. Ifjord camping & Accomodation, 9740 Lebesby.
Полярный день и усталости нет, несмотря на перелеты. Дорога на 1,5 полосы, но даже встречные фуры умудряются маневрировать. Очень быстро поток транспорта прекращается, и мы остаёмся одни с дорогой и со снегом вдоль трассы 98. Впечатления первого дня - стада оленей, иногда практически сразу на обочине, как коровы, но чаще пугливо убегающие дальше.
В кемпинге за относительно небольшие деньги - теплый бревенчатый домик с двумя кроватями, но без белья.
Закутываемся в спальники и засыпаем. С утра ранний подъем, горячий душ и разведённая горячей водой каша на завтрак. Прилетели поздно, потому магазины с едой было искать бесполезно. Лайфхак номер один: еду на первый приём пищи желательно брать с собой. Лайфхак номер два: полотенца лучше не забывать))) иначе вытирание после душа, как у нас, превращается в челлендж).
Как мы не старались, а до Мехамна, отправной точки маршрута, с заездом в магазин по дороге (кстати, магазины даже на крайнем севере Норвегии меня всегда поражали ассортиментом и обилием товаров) мы добрались лишь в 11.00. Не беда, подумали мы, но, забегая вперёд, скажу, что на маршрут мы вышли только в 14.00. Мехамн- городок с одной улицей, на которой отель, три магазина, почта, кафе и портовые сооружения.
Тем не менее, даже в трёх соснах нам удалось потеряться. Мы пытались попасть в Arctic Hotel, но летом у них не сезон, ездили в порт и не застали ни одной живой души, задавали вопросы во всех трёх магазинах, и штурмовали почту. Наконец, в кафе нам продали за 10 крон карту региона и за это дали полистать книгу с информацией, где мы увидели хоть какие-то ссылки на Киннароден. Задача была зарегистрироваться перед выходом на маршрут и договориться про обратный трип на лодке. Везде в интернете при описании маршрута, да и здесь в информационной книге, упоминалась регистрация в The Red Tree (дом-гостиница при въезде в город).
Его мы сразу не заметили и потом искали довольно долго, но, как оказалось, зря. Гостиница не функционирует, а по телефонам, указанным на двери, сперва мне ответила девушка с двухнедельным ребёнком и сослалась на свою коллегу, а та сказала, что у неё давно нет ключей, но, возможно, на улице есть книга, куда я могу записаться. В общем, когда мы почти полностью отчаялись, решено было ещё заехать в ближайший кемпинг и... бинго! Именно там все наконец завертелось. Начальная точка для тех, кто вслед за нами соберётся штурмовать крайнюю северную точку материковой Европы из Мехамна: Adventure Camp Mehamn.
Его хозяин - Vidar Karlstad - фактически монополист по организации путешествий на Нордкинн. У него мы купили подробную карту местности за 180 крон
и взяли в аренду GPS с ее электронным аналогом за 450 крон. Важное примечание: рельеф на маршруте сложный, вариантов "проскочить налегке" нет вообще, потому рюкзак с палаткой, спальниками и еда с собой - без вариантов. Вода из ледников и горных рек есть по большей части маршрута, но нужны ёмкости для неё на последний участок. Мы рассматривали вариант вернуться назад на катере, но предложенная цена кусалась. Перепроверили её ещё раз в стационарном порту и у местных рыболовов, но никто из них помогать не взялся. На все выяснения времени ушло предостаточно. Решили перед дорогой перекусить (ай-да молодцы!), точка для этого в городе одна - то же кафе, где покупали первую карту.
Салат + сендвич + чай. Дорого относительно качества еды. В Норвегии все и всегда недёшево, к этому надо быть готовыми. Трек начинается от местного аэропорта, и ленточку между двумя камнями, как нам сказали, перерезала сама королева.
Машину бросили прямо рядом с выходом на трек. Посмотрели на время: 14.00. Ну, по словам Vidar, какая разница когда начинать трек, солнце все равно не садится). Сначала небольшой подъем, солнышко в дорогу и мы с удовольствием фоткаемся с видами на Мехамн.
Первый участок не сложный. Хотя вода начинает чавкать под ногами практически сразу. Весь маршрут довольно однотипный: снег, болото и камни. Хуже всего - последние. Они начинаются не сразу, но, начавшись, уже не заканчиваются до конца маршрута: камни по маршруту разные, то большие и острые, то более мелкие и развёрнутые широкой площадкой, то разновысокие, по которым скачешь то вверх, то вниз... от них устаёшь, но деваться некуда.
Вначале мы очень радовались снегу, фоткали его, снимали на видео. Снег коварный. Чаще всего он плотный, но иногда нога уходит глубже и можно либо нырнуть в реку, либо здорово удариться о камень. Метки в виде красной буквы Т должны помогать держаться маршрута.
Но если бы не карта и не GPS, мы бы наверняка ходили кругами. Метки то регулярные, то исчезают совсем, то уходят двумя разными маршрутами. Вначале мы больше опирались на них, и потому давали дополнительные километры, возвращаясь на трек уже при помощи GPS. Плюс, солнце нас радовало не долго. Сначала небо затянуло тучками, потом начал накрапывать дождик, который к ночи только усилился. Нас предупредили, что из-за сильного таяния снегов вода в реках высокая, и места переправы сместились. Придётся обходить дважды, так как вброд с рюкзаками перебираться нереально. Первый крюк был относительно небольшим, и довольно красивым, если учесть ещё и переход по снежному мосту.
Второй крюк мы дали огромный. Во-первых, подвели множественные метки, возвращались на трассу по GPS, а потом ещё и проскочили поворот в тумане, и пошли обходить по большому кругу вокруг озера. Из впечатлений этого круга - богатый охотничий домик, напичканный различной техникой, и первые серьёзные камни, после которых здорово болели ноги.
Если бы камни закончились, было бы не плохо, но дальше краски начали сгущаться: туман, дождь, потом сильный дождь и дождь со снегом, шквальный ветер и камни, камни, камни, иногда куски снега и болота. Палатку даже теоретически поставить было некуда. После 12 ночи местами начали появляться хоть какие-то прогалины между камнями, но дорога в основном шла по гребню, на таком ветру палатку ставить сложно. И мы шли дальше. Ноги уже отказывались передвигаться, и где-то к часу ночи я сдалась окончательно. Мы поставили палатку на склоне, на ветру, но на мох, а не на камни, дождь ещё усиливался, потому внутрь загрузили мокрые вещи и обувь и стали собирать горелку. 11 часов пути. Порядка 20 километров. Второй день показал, что заявленные 24 на весь маршрут очень далеки от реальности. А пока... нас ждало грандиозное разочарование...
Оказалось, что купленный нами газовый балон без резьбы не подходит под Jetboil... Мы крутили его так и эдак, голодный мозг отказывался верить в то, что своими руками мы лишили себя еды, а новенький модный Jetboil превратился в мебель для палатки... Но пришлось смириться с реальностью. И вот мы мокрые, уставшие, голодные под дождём и на ветру, но зато в палатке понимаем, что на двоих у нас 4 булочки хлеба, маленький пакетик с колбасной нарезкой, такой же маленький с сырной, ну и вода. А впереди ещё минимум 9 километров только туда...
Делать нечего, поделили сух-пай на два приема пищи, один слопали и разбрелись греть собой мокрую насквозь одежду по спальникам. Костя просыпался ночью, меня же вырубило до 10 утра. Благо утром, не выходя из палатки, мы словили слабенький эдж и смогли посмотреть прогноз погоды, который давал нам шанс двинуться дальше. Но даже с этим прогнозом мы уже понимали, что обратный трек заберёт ещё минимум два дня и на самолёт мы не успеем. Поэтому, посовещавшись, мы таки решились на обратный трип катером и договорились об этом. Спасибо Видару, который перестроил свои планы и отреагировал быстро. Настроение улучшилось, собрали палатку и, дождавшись окончания дождя чётко по прогнозу, в 13.00 двинулись в путь. Небольшой участок пути с самого начала второго пешеходного дня проходил по долине, вдоль реки. Его нам рекламировали как релаксирующий, так оно и было, но уж больно коротким был Релакс. Не больше 5км). В конце долины набрали воду. Последний участок пути относительно сухой. Питьевой воды на нем нет. На этом участке от таблички с информацией про Киннароден есть два маршрута.
По более короткому мы не пошли, так как были категорически предупреждены: при малейшем тумане путь наверх запрещён! Туман и сложный рельеф исключает GPS как помощь, а маркеры на маршруте разбросаны на 200+ метров, и в тумане их попросту не видно. Поэтому пошли по берегу фьорда. Дорога живописная,
но сложная из-за камней и постоянных перепадов высоты.
Кстати, сегодня, не удаляясь от маршрута и по-максимуму используя GPS и карту, мы опять в общей сложности находили 20км. Решено было бросить рюкзаки в точке встречи с катером, и на сам мыс мы сделали радиалку налегке. Но и подъем и спуск, с учётом пройденных ранее километров, простыми нам не показались. Зато, мы сделали это! Свесили ноги с самого "края Земли". И есть теперь что вспомнить.
В виде бонуса на обратном пути наконец увидели пятерку оленей. Поголовье Норвегии насчитывает 5000 особей. Олени появились откуда-то сбоку мыса, пробежали по долине, держа нас в поле зрения и вновь ринулись наверх, как только мы спустились в долину. Видимо, людям из-за осенних периодов охоты они не очень доверяют.
Rohren - так называется место, с которого нас забирал катер. Внизу несколько каменных кладок под дома и заброшенный деревянный домик с посудой, печкой и инструментами, а также небольшая куча свеже-выструганных досок рядом с домиком.
На песочном пляже в ледяной воде Северного Ледовитого океана после всех мытарств помочили ноги. Пляж - единственное грязное место по всему маршруту. На маршруте нет признаков человеческой жизнедеятельности, все убирают свой мусор. Мы делали то же самое. А вот на пляж океан выбрасывает российский лес, который перевозят из Сибири, бесконечное количество буйков и рыболовецких снастей, массу пластиковых бутылок и емкостей, ну и бывают совсем уж странные находки.
Катер наш пришёл чётко по времени... с панини для каждого и...бутылкой кока-колы, о которой я мечтала весь маршрут... очень нужны были быстрые углеводы.
На обратной дороге Видар показал нам логово морского котика. Сказал, что мы первыми из Украины его увидели. Потом несколько этих животных мы видели на скалах. Поездка сопровождалась рассказом про вторую мировую, про рыболовецкий промысел, про обычаи местных Норвегов...На транспорт Видар сделал скидку, как и на поселение у себя в отеле. Привёз нас и продолжил заниматься хозяйством. Полярный день - это повод больше работать и меньше спать. На часы тут не смотрят). До чего же здорово было отмокнуть в горячем душе и, наконец, снять с себя одежду перед тем, как лечь в постель... после таких треков получаешь дикую усталость))) и массу впечатлений.
Ну и в завершение скромные рекомендации. Может кому-то пригодится:
1. Если есть возможность спланировать время для трека, лучше выбрать июль или начало августа. К этому времени снег сойдёт, и вода будет гораздо ниже. Потому вы: а) будете видеть все маркеры, которые в нашем случае скрывал снег и б) не будете, уходя с маршрута, искать места форсирования рек, тем самым сэкономите 4-5 часов в пути.
2. В финальной части маршрута от таблички Velkommen, если позволяет время, выбирайте нижний трек. Два горных рыбных озера + красивейший песчаный пляж в конце с кучей выброшенных на берег брёвен гарантируют вам отличное место для ночевки и отдыха + дрова для костра. Несмотря на то, что мы видели на пляже обугленные головешки, костровая романтика - на ваш страх и риск. Разведение открытых костров в необорудованных местах Норвегии в летний период (с 15 апреля по 15 сентября) категорически запрещено.
3. Тщательно перепроверяйте и тестируйте экипировку. Наша история с Jetboil имеет счастливый конец, но все могло быть далеко не так весело.
4. Даже если у вас в наличии скачанная из интернета карта или собственный Garmin или другой GPS-прибор, обязательно зарегистрируйтесь перед выходом у местных спасателей или в ближайшем кемпинге. По своему опыту рекомендую Adventure Camp Mehamn.
5. Вода по маршруту в реках и озёрах везде питьевая. С собой возьмите стартовый литр и емкость на последний участок, чтобы вам хватило на питье и готовку, в зависимости от того, сколько вы захотите задержаться в крайней точке.
6. Так как большая часть маршрута - камни, а остальное - водные преграды в виде снега, болотистых участков с мокрым мхом и открытых водоемов, правильная обувь на GoreTex - обязательна!
7. Палатки, спальники и еда на маршрут, как уже говорила в начале, - не роскошь, а минимальная необходимость. Также нам очень пригодились треккинговые палки и флисовые внутри и шерстяные снаружи перчатки, купленные в местном "бутике"), они грели даже будучи мокрыми насквозь.
8. Обратное путешествие на катере выгодно планировать, если вы идёте в трек группой в 4-6 человек, так как стоимость подачи катера делится на всех.
9. Не торопитесь. С наскока этот маршрут не возьмёшь. Нужно терпение и время. Ну и пусть вам повезёт с погодой)