Гірськолижний форум

Гірськолижний форум (https://extreme.com.ua/forum/forum.php)
-   How to (https://extreme.com.ua/forum/99-how/)
-   -   Целина - техника катания (https://extreme.com.ua/forum/how/28-celina-tehnika-kataniya.html)

Sheridan 02.09.2005 14:47

Целина - техника катания
 
Законы целины

Напряжение, скованность, переторможение - вот ваши враги в целине. Терпение и мягкость - ваши друзья. Позвольте снегу диктовать вам манеру езды. Новые лыжи - мягче и шире. Они делают целину более доступной всем, однако очень важно выбрать место для учебы. Там где можно будет заняться поисками равновесия, чувства ритма, где можно безбоязнено оставаться на линии падения воды.

Запомните основное правило целины: "Она ваш союзник в целине, ибо она - скорость".

Ниже приведены основополагающие принципы катания по целинному снегу, и некоторые мифы сдерживающие развитие лыжников.

Закон 1: Экипировка

Некоторые лыжи хорошо работают в легкой нетронутой целине, но когда глубокий снег разбивают и он становится более плотным (его называют chowder – производное от powder и chopper), далеко не все из них работают также хорошо.
Условно можно сказать что лыжи, особенно лыжи для слалома, плохо идут по целине. Они слишком узкие чтобы всплывать под весом лыжника. Широкие, "целинные", модели (их называют Fat) гораздо лучше, они выходят на поверхность и плывут, как сноуборд, становясь более послушными при входе в поворот. Опытные "целинные" лыжники опору создают ногами, разгибая их и уплотняя снег под лыжей. Райдеры часто выбирают внетрассовые модели (их называют mid-fats). Это лыжи с выраженной карвинговой геометрией и сравнительно широкой талией. Например, Salomon X-Scream Series, ELAN M Series, Rossignol Bandit series, Volkl Vertigo G30, Volant Chubs и K2 X-14 и X-15.
Ширина этих лыж обеспечивает стабильность как у классической лыжи и геометрию достаточную для поворота в глубоком снегу. Распределение жесткости по лыже должно быть равномерным. Если жесткая пятка, то носок имеет тенденцию нырять под снег. Его, носок, делают также жестким, для того чтобы лучше поддерживалась скорость необходимая для глиссирования.
Многим экспертам "целины" нравится, когда ботинок расположен настолько близко к лыже, насколько это вообще возможно. Имеется в виду, что они не используют платформы и ботинки для карвинга, которые поднимают вашу ногу над лыжей. Платформы, которые вам помогают на жестком снегу, станут ловушкой в глубоком и мягком снегу. Stay down on the deck.

Закон 2: Плавание

Насколько хорошо лыжи плывут в целине во многом зависит от пилота. Лыжники "жесткого снега" привыкли загружать носок лыжи для более легкого входа в поворот, поэтому их лыжи в мягком снегу имеют тенденцию тонуть (A). При этом возникает чувство как будто вас бросает через руль мотоцикла. Вы нервничаете, потому что не видите носки лыж в глубоком снегу.

Многие новички пытаются уйти в заднюю стойку, чтобы поднять носки на поверхность (B). Такая стойка - не всегда хороший выбор (смотри Целина, миф первый). Сидя на пятках, вы становитесь неуклюжим, вам трудно управлять лыжами. Лучшая стойка, в глубоком снегу, - центральная, когда центр масс расположен над наиболее узкой частью лыж. Бедра - прямо над стопами (С). Ноги лыжника погружены, но носки лыж держаться на плаву, потому что он поддерживает адекватную скорость.

Целина, миф первый: нужно садиться на пятки.

Инструктора проводят много времени обучая лыжников идти наперекор естественному желанию ехать на пятках. Проблема в том, они говорят, что новички бояться ехать на скорости достаточной для глиссирования лыж в целине, поэтому они отклоняются назад, сохраняя носки на плаву. "Снег это просто другая форма воды. Киньте плоский камень достаточно быстро, и он будет скользить по поверхности. Камень утонет тогда, когда скорость упадет".
Совет: Лыжи направьте вниз, по линии падения воды. Найдите равновесие и ждите. Потом подождите еще. Когда вы думаете что быстрее ехать уже не получится, начинайте поворачивать.

Закон 3: Распределение веса.

В целине, то, как вы распределяете вес между лыжами, возможно, даже важнее чем равновесие в переднезаднем направлении. Вес нужно перемещать очень точно, тонкими и аккуратными движениями. Абсолютно равное давление на обе лыжи - вот один из ключей к ровному, аккуратному повороту.

Ведёте ли вы лыжи вместе или чуть порознь, неважно. Главное, чтобы обе лыжи работали как единое целое. Усильте давление на внешнюю лыжу, и она нырнет под внутреннюю - это приведет к тому, что лыжи скрестятся и тогда падение неизбежно. Заметьте, как мягко давит лыжник на внешнюю лыжу в конце поворота (A). Правильная постановка палок делает вас более устойчивым. Это помогает держать ваши плечи и бедра развернутыми в долину, что очень критично в целине.
Поскольку вы меняете канты при повороте, думайте о переносе веса с внутренней лыжи, ведь вам необходимо обеспечить равномерную загрузку лыж(B).
Заканчивайте поворот очень осторожным давлением на будущую внешнюю лыжу (C). Насколько хорошо вы выполните поворот определяется не только тем, где вы начинаете новый. Очень важно насколько вы быстры в начале своего нового поворота.




Закон четвертый: Тактика.

Тактика - это ваша линия атаки целины - вопрос скорее психологический, а не технический. Несчастья лыжников начинаются с того, что они подходят к склону робко и непоследовательно. Найдите такую зону, в которой вы будете чувствовать себя достаточно комфортно, где вы сможете заняться поиском ритма и не будете бояться оставаться на линии падения воды.

Как проедут новички? Поскольку склон слишком крутой для них (или снег слишком глубокий), они начинают движение траверсом, поперек склона. Они делают аккуратный поворот, заканчивающийся следующим траверсом. Так как они двигаются очень медленно и делают поворот почти на 180 градусов, лыжи не успевают набрать скорость и энергию достаточную, для того чтобы пробить в снегу канаву. Их поворот есть ничто иное, как слабый наклон.

Теперь посмотрим на следы опытного лыжника (C). Он направляет свои лыжи вниз, почти по линии падения. Это позволяет ему набрать скорость достаточную для плавания в целинном снегу. Это же обстоятельство позволяет ему начать работать ногами. В результате - он расслаблен, дуги получаются мягкие, округлые.
Ваши следы - это отчет, написанный несмываемыми чернилами. Начните спуск по линии падения, наберите скорость и пишите аккуратные дуги. Такие, чтобы ими можно было гордиться.

Целина, миф второй: не тормозите соскальзыванием в целине.

Многие лыжники верят, что в целине возможно только узкое ведение лыж, при котором остается узкий, как бы резаный след. Ведете лыжи широко - "поймаете" внешний кант и вас неминуемо бросит через внешнюю лыжу. Опытные лыжники не подписываются под этим. "Все зависит от снега", утверждают они, "особенно на крутом склоне, когда необходим контроль скорости (см. Закон шестой)".
Теория заключается в следующем: когда лыжа идет в целине юзом, то внешний кант движется к поверхности. Чем шире лыжа, тем охотнее он всплывает. Лыжник рисует широкие следы (D). Заметно как носки его лыж выходят на поверхность. Внешний кант движется над опасными, плотными слоями снега, по более легкому и свежему снегу.

Закон пятый: Давление

Лыжник должен всегда думать о том, как, где и когда он будет загружать, и разгружать лыжи. От этого зависит насколько успешно он будет выполнять повороты. Но если вы можете ехать по ухоженному склону на прямых ногах, то целина вам этого не позволит.
Вместо того чтобы сгибать и распрямлять ноги, новички обычно начинают подпрыгивать при катании по целине. Это пойдет, пока вы на ровном месте. Пока вы в воздухе - ваше тело невесомо, а это и есть ваша основная цель.

Но есть и другой путь, помимо описанного выше способа. Сделайте укол палкой и опустите свой центр масс (A), распрямите ноги (B), поверните свои лыжи пока вы в воздухе. Я делаю это, пока падаю вниз и ничего не вешу.

Этот прием работает в любом снегу. Руку с палкой вперед, укол (D), быстро опустите бедра и тяните ваши бедра вверх (E), меняйте направление движения (F). И Вы оказались в воздухе, но, возможно, вы выпрыгнули слишком высоко. Это грозит вам потерей равновесия. Продвинутые "целинные" лыжники движутся так, что их центр масс остается на одной высоте относительно поверхности снега.
А теперь рассмотрим технику опытного лыжника. Вначале он кантует внешнюю лыжу и создает давление под ней (G). Затем он ослабляет давление, подтягивая бедра вверх, к груди (H). Далее все повторяется (I).

Вы должны законсервировать энергию. Постарайтесь перейти с канта на кант в то время когда вы в воздухе. Все должно произойти тогда, как ваше тело невесомо.

Закон шестой: Контроль скорости

Чем глубже снег, тем сильнее он тормозит вас. Толкайте ваши ноги вглубь так далеко, насколько это возможно. Большее давление на лыжи позволит лучше контролировать скорость.

Когда склон становится слишком крутым, вы разгоняетесь очень быстро. Необходимо держать лыжи поперек линии падения воды, чтобы гасить скорость (A). Держите корпус развернутым в долину, и позвольте вашему телу двигаться вниз, пока лыжи развернуты поперек склона (B, C). Это поможет разворачивать лыжи в направлении линии склона (C). Если ваше тело всегда движется вниз, вы никогда не траверсируете, вам не надо думать о том, как начать новый поворот. Он уже начался.

Базовые принципы, вероятно, противоречат тому, что вы думали о катании по целине. В глубоком снегу вам, возможно, хочется меньше кантовать лыжи, катиться на плоских лыжах. Многие лыжники считают, что поворот в глубоком снегу должен быть резаным. Но вы не можете этого добиться. Катитесь на плоских лыжах. Позвольте им соскользнуть. Гравитация, скорость и угол склона помогут вам повернуть лыжи, погруженные в снег. Если же лыжи плоские, то вам придется больше прилагать усилий.
Если вы пытаетесь ехать на плоских лыжах по плоскому склону, то ничего не произойдет, вы не сможете поменять направление. Но если вы поставите обе лыжи на кант (D), то появится возможность их плавно перекантовать (E), и повторить все снова (F).

Вопросы?

zebra 11.01.2006 11:17

как избавиться от задней стойки в целине?
 
как избавиться от задней стойки в целине? так и хочеться ответить "гусары молчать" :wink:
но вообще я серьезно. Почему как только попадаешь в целину сразу относит в заднюю стойку? В теории все вроде понятно но на практике...Есть ли вообще какой-то способ контроля стойки?

Sheridan 11.01.2006 12:03

Специальные крепления типа ELD 12 Railflex от Тиролии или ESP 13 от Элан дают такую возможность. Опытным путём всё крепление сдвигается назад по сантиметру до достижения оптимальной средней стойки в целине. Проверено. Работает. На бэккантри лыжах, конечно.

zebra 11.01.2006 17:05

спасибо, попробую. У меня и так крепы сдвинуты немного назад, но обычные, в данном случае ски-турные. Попробую в следующий раз. Но мне кажется дело не токо в этом...узкое ведение, опора на внутреннюю лыжу...Да только почему-то как в целину попадаешь родное широкое ведение так и тянет применить- от узкого как-то неустойчиво и некомфортно

deema 11.01.2006 22:38

главное - начать... :)
у меня например только в этом сезоне появился именно кайф от целины. Может быть - это связано с новыми MagFire 10? может - просто попал на хороший снег...:)

Wakerunner 12.01.2006 01:00

2 Zebra: Есть несколько вариантов...
1) Использовать Фэт-ски наподобии Elan 777, Elan 999 etc...
2) Скорость, скорость и ещё раз скорость...+безостановочное движение. Выйди на открытый и широкий склон и постарайся перестать сбрасывать скорость торможениями даже если набор скорости тебя пугает. Только достаточная скорость позволит лыжам плыть не ныряя под снег и избавит тебя от необходимости заваливаться назад для освобождения носков лыж из под снега и выведения лыж (и себя) в режим гидроскольжения.
Только незабывай что набор скорости должен сопровождаться равномерной загрузкой на обе лыжи, иначе придётся кувыркаться, что особо неприятно при катании по лесу и между деревьями!
3) Небольшую помощь может оказать установка креп на пару см назад от стандартной центровки лыжи. В данном случее для треннировки и нахождения своей центровки для катания в целине хорошо подошли бы прокатные крепы с перемещаемым передним маркером и соответсвенно дающие возможность сдвигать креп относительно центра на несколько см в обе стороны

P.S. И не запаривайся литературой по технике катания в целине. На личном опыте могу сказаь что тут всё работает на очень тонких индивидуальных ощущениях, которые нарабатываются практикой катания... зачастую многолетней. Так что побольше практики... а ценность литературных советов как раз осознаётся когда приходит опыт и практическое осознание правильности или неправильности техники катания в глубоком снегу. Тогда читаешь и думаешь... "нада же... а ведь оно на самом деле так и есть" :wink:

zebra 12.01.2006 11:11

оно-то понятно... Согласна, практика, это главное. Иногда получается в неглубокой целине поймать этот самый центр тяжести, но токо если склон в меру крутой и в меру пологий, градусов 20-25, и настроение хорошее :aha: если меньше уклон, то как это ни странно тоже некомфортно, если больше начинаются разворотики из упорчика.
Ждем-с целины. Пока что-то дело к весне идет, увы :cry:
Пришла в лес недавно, хотела на беговых покататься, а там прошлогодние листики :cry:

Sheridan 12.01.2006 12:08

Антоха прав. Как всегда.
Zebra, в твоем последнем ответе квинтэссенция мудрости катания в целине - градус склона. На пологих склонах никто не сможет набрать достаточной скорости для средней стойки и длинных шикарных дуг. На плоской Красии у меня получалось сделать три-четыре длинные дуги только предварительно разогнавшись под подьемником. После этого начиналась старая техника прыжкового перемещения по целине - не разгрузишь - не перекантуешь. Фигня, в общем.

Надо будет как-то собраться на паудер викенд с Антоном. Опытный глаз фрирайдера сразу отметит ошибки в технике. А мне это ой как не помешает...

P.S. Разделил тему в Целина How to.

Sheridan 16.09.2006 17:42

Техника фрирайда. Есть ли она?

Прежде всего, давайте договоримся о том, что фрирайд это не только катание вне трасс по целине или по свежевыпавшему снегу. Фрирайд - это катание по любому снегу, в том числе и по мягкому, идеально заглаженному ратраками. Это катание по любому рельефу, от широких пологих фирновых полей до узких крутых кулуаров, не исключая и искусственно нарытые бугры на трассе могула. Если и говорить о технике фрирайда, то скорее как о технике наиболее универсальной, которая включает в себя все базовые элементы горнолыжной школы. Например, изучаемое в "первом классе начальной школы" соскальзывание. Оно применяется в узких кулуарах, где нет места даже для того, чтобы прыжком развернуть лыжи. Используются во фрирайде и элементы спортивных поворотов разнообразного радиуса, как резаных, так и с проскальзыванием, выполняемых на высокой скорости. Такие повороты применяются при прохождении широких полей вне зависимости от состояния снега, который может представлять собой что угодно: от пуха до жесткого наста с застругами.
Все базовые технические приемы уже не раз были описаны в литературе, разработаны и используются подробные методики обучению горнолыжной технике, освоение которой является необходимой базой для дальнейшего совершенствования и повышения уровня мастерства. Эти движения и приемы могут с различной эффективностью применяться при спусках по любому из видов рельефа, но мы будем подходить к формированию своего технического арсенала с точки зрения максимальной экономичности и надежности каждого из приемов. Основные виды рельефа, с которыми имеют дело все катающиеся вне трасс, это:
- широкие поля;
- бугристые склоны;
- узкие кулуары различной крутизны и длины;
- лес.
Многолетний опыт катания вне трасс и трехлетняя практика работы проекта "Фрирайд с гидами" позволили подобрать для каждого из видов рельефа технические приемы, которые наиболее часто (и эффективно) используются райдерами. В этом материале обратим внимание на те приемы, которые особенно хорошо работают при катании по широким, просторным склонам с пушистой целиной, настом с коркой, мокрому снегу ("каше").
Начнем с положения ног. При малых скоростях ноги желательно держать близко друг к другу (расстояние между ботинками - не более двух кулаков), вес распределяется равномерно между обеими лыжами, которые должны работать как одна общая площадь, чтобы исключить более глубокое погружение в снег одной из лыж. Разножка минимальна, причем, чем выше будет ваша скорость и меньше глубина снега, тем шире вы должны расположить лыжи и использовать большую разножку.
Стойка близка к средней равновесной, но в процессе поворота она меняется от слегка задней (в начале поворота), используемой для того, чтобы носки лыж могли всплыть, до средней или немного передней (в основной фазе). Насколько сильно вам придется уйти вперед в основной фазе поворота, будет зависеть от крутизны склона, а вот заканчивать поворот вы будете уже чуть в задней стойке. При выборе стойки во время катания по глубокому снегу необходимо также учитывать сопротивление массы снега, которая при катании в целине неизбежно соберется перед вашими ботинками, чтобы при переходе в немного переднюю стойку на скорости не зарыться и не "клюнуть" вперед.
Все движения выполняются плавно. Избегайте резких движений, особенно тех, которые могут привести к зарыванию лыж глубоко под снег.
В завершающей фазе поворота под давлением лыж из снега формируется достаточно плотная платформа. Находясь в слегка задней стойке, вы отталкиваетесь от нее, одновременно подаете корпус вперед-вниз при помощи выполнения укола вытянутой вперед рукой с палкой. Оттолкнувшись от снежной платформы, вы, подтягивая лыжи к корпусу, разгружаете их: как бы останавливаете корпус, а ноги с лыжами его догоняют - это и есть конец поворота и начало следующего.
Обратить особое внимание на следующие важные моменты:
1. Корпус всегда смотрит вниз (в долину), но старайтесь, чтобы линия, соединяющая плечи, была почти перпендикулярна направлению лыж. Это позволит более стабильно и сбалансированно ощущать себя при спуске.
2. Руки не прижимаются к корпусу, согнуты в локтях примерно под прямым углом, расположены чуть ниже уровня плеч. Кисти рук слегка выдвинуты вперед, как будто вы держите большой руль автомобиля. Чем шире находятся руки, тем легче будет удерживать равновесие, вспомните канатоходца с шестом. Ваши руки это своеобразный шест - балансир.
3. Не оставляйте руку с палкой позади себя после укола, держите её всегда впереди корпуса, иначе она вас затянет в заднюю стойку. Если вы будете оставлять палку позади корпуса и опускать руки низко, то очень быстро за рукой отстанет плечо, а за ним и весь корпус, что приведет к глубокой задней стойке, из которой будет очень трудно выталкиваться в следующий поворот.
4. Не заканчивайте поворот слишком круто, сведите к минимуму ту часть дуги, которая будет идти поперек склона, постарайтесь полностью исключить траверсы. В противном случае вы будете терять скорость, а входить в новый поворот на малой скорости очень затруднительно: придется проворачивать лыжи в большой массе снега. Запомните, что контролируемая скорость это ваш лучший союзник, вы должны "плыть" по снегу, а не "ворочать лыжами-лопатами", разгребая снег.
В последние годы, с развитием широких карвинговых лыж, родилась новая, весьма экономичная, техника, применяемая райдерами при катании большими дугами на высокой скорости. Ее особенность состоит в следующем: райдер едет в основном в слегка задней стойке и только перекладывает корпус (переносит центр тяжести) внутрь при входе в новый поворот и одновременно с этим плавно перекантовывает лыжи. Такой поворот близок по смыслу к современной спортивной технике, особенно к поворотам слалома-гиганта и супергиганта. Другими словами, во время поворота тело наклонено внутрь, как и у мотоциклиста на шоссейном мотоцикле, что позволяет компенсировать центробежные силы, оставаясь сбалансированным над лыжами.
В случае применения такой техники лыжи ведутся широко, и давление сосредоточено преимущественно на внешней лыже - высокая скорость и широкие лыжи позволяют это. Для простоты освоения приема немного разгонитесь и вытяните внутреннюю руку в сторону поворота, как бы по радиусу дуги, а затем плавно подайте (завалите) корпус вслед за ней, но не забывайте, что для сохранения равновесия другая рука не должна быть прижата к корпусу и не должна опускаться вниз. В завершающей фазе ведения дуги центробежная сила в сочетании с вашим весом полностью прогнут лыжи. Вы почувствуете, что дальше тянуть дугу просто некуда, и, находясь в низкой стойке, разгрузите лыжи, которые, подобно сжатым пружинам, вытолкнут вас в следующий поворот. В этот момент, переложив корпус в другую сторону, вы плавно войдете в поворот в высокой стойке. Выписывая дугу, вы плавно выжимаете лыжи до той точки, где кончается поворот и начинается новый.
Вы должны сами почувствовать, когда пора переходить в следующий поворот. Это самый важный, ключевой, момент поворота, и не надо пугаться того, что вас как будто вытолкнуло из дуги, и вы на какой-то момент очутились в свободном полете. Анализируя свои следы на свежевыпавшем снегу, я наблюдал, что в стадии перехода в новый поворот пролетал по воздуху на скорости иногда более двух метров и след в каждой дуге был прерывистым.
При спусках по жесткому насту или плотно упакованному ветром мягкому снегу, в котором лыжи не утопают, техника абсолютно не отличается от традиционной карвинговой, применяемой спортсменами и квалифицированными любителями на жестком гладком склоне.
Если весь склон покрыт проваливающейся коркой, я бы рекомендовал использовать повороты на малой скорости, с целенаправленным пробиванием корки и равномерным распределением давления на обе лыжи. Особенно эффективна такая техника спуска, если лыжи не очень широкие (менее 80-85 мм в талии) и вы не очень хорошо держите баланс на скорости, а в случае вероятного ухода лыжи под корку не сможете моментально ее выдернуть на поверхность. Конечно, пробивание корки в каждом повороте требует некоторой физической подготовки, т. к. ваши ноги будут пробивать ее за счет прыжка. Каждый новый поворот необходимо начинать с отталкивания обеими ногами, одновременно подтянув их к корпусу, а затем синхронно ударив ими корку. При этом активно используйте палки, в случае необходимости применяйте и одновременный укол обеими папками, что позволит вам легче выпрыгнуть из снега.
Мокрая целина или "каша" может образоваться в двух случаях - если снегопад переходит в ливневые осадки или под воздействием солнца, в условиях весеннего ежедневного подтаивания снега. Эти два состояния снега кардинально различаются по своим свойствам. Первый вариант - липкая целина, по которой лыжи скользят плохо, а второй - пропитанный водой тяжелый снег, достаточно скользкий, но лыжи проваливаются в него гораздо сильнее. Поэтому первое: используйте мази. Второе: выполняйте повороты на скорости, чтобы лыжи всплывали, а не проваливались. Третье: выходите весной на склон пораньше и по возможности выбирайте экспозицию склона. Начните утром катание на тех склонах, где снег ещё не оттаял после ночи, обкатывайте сначала южные склоны, а потом, по мере того, как их "отпустит", переходите на склоны северной экспозиции.
Помимо техники, надо уделить внимание тактике выбора траектории спуска при разнообразных снежных условиях. Обычно участки склона с различным состоянием снега различаются по виду поверхности снега, по-разному "отсвечивают" при взгляде через фильтр очков, имеют своеобразный микрорельеф, а иногда даже разный цвет. Выйдя на склон с различными характеристиками снега, опробуйте на небольшой скорости, в каких местах наст жесткий, где проламывается, а где участки относительно мягкого снега. В зависимости от этого, выбирайте, где вы будете закладывать поворот, а где будете избегать излишнего давления на корку, чтобы лыжи не провалились. Избегайте застругов, особенно если они твердые, не закладывайте на них дугу.
В заключение хочется подчеркнуть, что используемые технические и тактические приемы практически всегда дают качественный скачок в катании, что позволяет людям делать спуски вне трасс более уверенно, комфортно и главное - безопасно.

Станислав Рунич, гид программы "Фрирайд с гидами", неоднократный призер первенства России по фрирайду.

Статья была опубликована в журнале "Горные лыжи" №6 2003.

Wakerunner 22.09.2006 19:48

2 Sheridan и Funcarver: Во время нашей последней встречи забыл спросить пришли ли НикИмпексовские лавинные лопатки. Думаю для постройки трамплинов при всяких там бэк-кантри турах эта штучка будет просто незаменима;) В общем если такой стаф пришёл прошу забронировать одну на моё имя :agree:

Sheridan 16.03.2007 15:26

Техника катания по целине by Николай Веселовский.

Лучшее катание, истинное наслаждение, подлинный рай для горнолыжника - какими только эпитетами не награждают это невероятное, чудное состояние скольжения на лыжах в белоснежной воздушной субстанции под названием "целина".
И это правда - поддержат настоящие горнолыжные волки.
Что вы, это просто мучение - воскликнут чайники.
Так то оно так, да только где взять столько сил - погрустят хрупкие дамы.
Все-бы ничего, однако мокровато (после бесконечных падений) - пошутят горнолыжники со стажем.
Каждый из Вас, конечно же прав. Катание по глубокому снегу это и кайф, и восторг, и кувыркание в снегу, и дикая усталость в ногах, и царапины на лице, и порванная одежда, и... нескончаемая радость от бесконечного скольжения.
Попробуем разобраться как же перейти из состояния борьбы, усталости и злости на самого себя к парению, свободному полету над бескрайними белоснежными полями.
Для начала - пару слов о том каким же бывает снег.
ЛЕГКАЯ БЕЗДОННАЯ ЦЕЛИНА. После тихой морозной ночи со снегопадом Вы имеете шанс получить лучшее катание. Глубокий, пушистый, легкий снег, который разлетается от одного лишь Вашего дуновения - это и есть предел мечтаний любого горнолыжника. Нет более хороших условий для начала занятий.
ТЯЖЕЛАЯ МОКРАЯ ЦЕЛИНА. Довольно частое явление весной или на курортах с низкими высотами, а также на южных склонах и в зимнее время. Характеризуется нестабильностью, необходимостью сильной концентрации внимания, а также хорошей физической подготовки.
НАСТ. Снежный покров с относительно плотным верхним слоем и мягким, пушистым снегом внутри - наиболее неоднородный, труднопрогнозируемый и труднопреодолимый снег.
После снегопада, сопровождаемого сильным ветром, а также после морозной ночи весной сильные горнолыжники имеют отличную возможность проверить свой уровень, а начинающие - понять, что они еще ничего не умеют. Верхний слой - наст - может быть чуть заметным, легко "пробиваемым" лыжами или полностью сформировавшимся, плотным покрытием, по которому лыжи скользят как по подготовленной трассе, или чем-то "непонятным"; Вы вроде "плывете" в целине и вдруг натыкаетесь на плотный слой, который, однако, ломается под вами как лед Иногда лыжи ныряют под него, и вы летите кубарем через голову.
При спусках наши лыжи передвигаются в одной плоскости: слева направо и наоборот. При движении в глубоком снегу возникает новое принципиальное отличие -лыжи перемещаются вверх-вниз в толще снега. Возникает новое "второе" измерение, которое, казалось бы, должно сильно усложнить задачу.
Однако, это совсем не так. Для всех желающих научиться или безуспешно пробовавших кататься в целине необходимо запомнить одну простую истину -принцип скольжения не зависит от типа снежного покрова. В чем же принцип? Когда наши ноги давят на лыжу, она прогибается, а когда мы наклоняем колени влево или вправо, ставя лыжу на кант и смещая центр тяжести внутрь поворота, лыжа скользит по дуге и поворачивает. Давление на лыжу (прогиб лыжи) и смещение центра тяжести внутрь поворота (создание центра вращения) приводит к повороту.
Однако давить на лыжу можно сколько угодно долго, а она не будет прогибаться, если нет опоры, а ее-то и нет в глубоком снегу. Именно "искусственное" создание опоры в толще снега и есть первый шаг в освоении.
Вспомните незатейливую детскую игрушку - маленький мячик на резинке, вы опускаете руку вниз, отпускаете мячик и он плавно двигается вниз. Затем вы поднимаете руку вверх, резинка натягивается и мячик следует за рукой. Теперь представьте, что ваш корпус - это рука в игре, а Ваши ноги - это мячик. Перемещаясь вниз, более тяжелый корпус давит на ноги, а те, в свою очередь, на лыжи, уплотняя снег и создавая опору от которой можно оттолкнуться. Последующее выпрямление и подтягивание ног позволяет лыжам "всплыть" на поверхность из толщи, и здесь их легко развернуть и ввести в новый поворот.
Итак, первый этап: уплотнение снега - создание опоры и последующее всплытие на поверхность.
Направьте лыжи поперек и чуть вниз по склону, начните движение - приседайте, уплотняя снег под собой; почувстовав опору, выпрямляйтесь, слегка подтягивая ноги, и снова давите на снег. Для большей устойчивости и облегчения разгибания, используйте опору на палку, как и в "обычных поворотах".
Основное, чем вы должны овладеть - это плавные движения вверх-вниз и поддержание ритма: мягкое, но активное приседание - создание опоры - отталкивание - подъем на поверхность - спокойное скольжение и снова ...
Основная ошибка - вы беспорядочно дергаетесь и совершаете неритмичные мелкие скачки. Не торопитесь, сделайте полный цикл, а потом катитесь свободно.
Если этот этап прошел более или менее успешно, и не только Вы, но и ваши ноги "поняли" принцип, перейдем ко второму этапу - отдельные повороты.
Исходное положение то же: лыжи смотрят поперек-вниз по склону. Ваша стартовая скорость не слишком высока и вас не разносит, а с другой стороны достаточна для совершения поворотов. Сделайте динамичное приседание, создайте опору и отталкнитесь от нее. Вот теперь и начинается самое интересное. Почувствовав, что вы всплыли на поверхность, слегка разверните лыжи голеностопами в сторону нового поворота и, плавно устремляя корпус вниз, "вдавите" лыжи в снег, разрезая толщу. Не прекращая движение.сделайте небольшой траверс и повторите движение, совершая поворот в другую сторону. Ну что, получилось? Думаю, не совсем.
На данном этапе вам предстоит освоить три основополагающих элемента техники катания в глубоком снегу: "мягкие ноги", "плавный ввод лыж в поворот" и "игра коленей".
"Всплыв" на поверхность, не торопитесь перебросить лыжи в новый поворот поставив их поперек склона - вы лишит' себя того, зачем встали на лыжи - слад кого чувства скольжения: при резком раз вороте лыж поперек вы останавливае тесь, лыжи застревают в снегу и сползают "юзом" вниз. Вместо этого попробуи те лишь слегка развернуть носки лыж - сторону нового поворота, после чего плавно присядьте и, наклонив колено внутрь поворота, вдавите лыжи в снег В первый момент скорость будет нарастать, но не надо этого бояться: больше наклоняйте колени внутрь и активней создавайте опору, давите на снег. Подключите свое воображение - вы подбросили мяч вверх и должны поймать его. Чтобы не отбить ладонь, вы, конечно же, плавно опустите руку, продолжая движение с ним вниз прямо в момент его прикосновения к ладони. Попробуйте повторить это же движения на лыжах. Добивайтесь "идеального" контакта лыж со снегом при входе в поворот.
Мы уже говорили, что ключ к любому повороту - это давление на лыжи и наклон центра тяжести внутрь поворота - создание центра вращения.
В глубоком снегу это важно вдвойне, поскольку толща, которую разрезают лыжи, создает дополнительное препятствие. Тренируйтесь в активном наклоне коленей внутрь будущего поворота. Никогда не стойте над лыжами - лыжи всегда должны быть сбоку от вашего корпуса, вращаться вокруг вас.
И,наконец, давление на лыжи. Мы, конечно, слегка лукавим, призывая вас приседая давить на снег (приседание приводит к ослаблению давления). На самом деле, сгибание ног в первой стадии поворота позволяет верхней части тела, двигаясь вниз, набрать достаточную кинетическую энергию, затем мы "выключаем" колени и весь накопленный энергетический потенциал более тяжелого корпуса передается на лыжи и они продавливают снег, создавая опору. Приседание необходимо лишь в самой начальной стадии поворота: во-первых, чтобы обеспечить мягкий контакт со снегом, во-вторых, чтобы создать достаточный запас для последующего разгибания ног и выталкивания себя на поверхность.
Несколько слов о стойке при катании в глубоком снегу.
Первое желание начинающего - отклониться назад, "выдернув" носки лыж на поверхность. Не стоит!
Через 50 метров ваши ноги нальются свинцовой тяжестью и вам будет не до поворотов - лишь бы устоять.
С другой стороны, при "задней стойке", вы лишаете себя возможности активно "играть" коленями, а значит будете катиться вниз, почти не поворачивая, и набирать скорость, а значит упадете.
Стойка при катании в целине такая же как и всегда - равновесная: центр тяжес-ти располагается над серединой ваших ботинок, при этом лыжи загружены рав-номерно по всей длине. Основное отличие - в поперечной загрузке лыж - распределении нагрузки между лыжами. В глубоком снегу крайне важно на начальной стадии освоения техники обеспечить равномерную загрузку обеих лыж. Для этого постарайтесь держать лыжи вместе, не позволяя им разъезжаться более чем на 10 см друг от друга - это не просто, но необходимо. С другой стороны следите за своим корпусом (плечами). Плечи всегда на-правлены вниз - ведь именно туда вы катитесь?! Не надо наклонять плечи в сто-роны или вращать ими - это не поможет в поворотах, зато сильно помешает в обеспечении равномерной загрузки лыж. Попробуйте развернуть плечи в сторону нового поворота, ну скажем, направо, - в следующее мгновение ваша левая лыжа, получив большую нагрузку, уйдет под снег и Вы летите через нее вниз по склону. Каждый раз перед началом спуска направьте носки лыж вниз по склону, плечи также смотрят строго вниз. Сохраняйте это положение в течение всего спуска - верхняя часть корпуса остается неподвижной, в то время как ноги "танцуют" вокруг него вправо-влево, раз-два, раз-два... Работа рук также имеет важное значение. Вы уже знаете, что поддержание ритма крайне необходимо при спусках в целине. Как ни странно, именно руки задают этот ритм. Постарайтесь делать уколы палкой, не пропуская ни одного поворота. Одна ошибка и ваши плечи начнут вращаться в сторону поворота и... Да, снег то мокрый! Делайте четкие, акцентированные уколы. Ставя палку на снег, Вы на мгновение фиксируете плечи, и они сохраняют правильное направление. С другой стороны, укол палкой - сигнал к началу разгибания, к новому повороту. Считайте "про себя": раз-два, раз-два. Работайте руками. Танцуйте!
Техника катания в мокрой целине или по насту имеет ряд дополнительных особенностей. Чтобы совсем не отбить желание, выходите на сложный снег только, если легкая целина не вызывает трудностей.
Основное отличие этого типа снега заключается в том, что он настолько плотный и тяжелый, что невозможно, или почти невозможно, провернуть лыжи в толще. Поэтому на первый план выходит необходимость совершать вход в поворот (разворот лыж) практически без контакта со снегом - проще говоря, вам надо оторвать лыжи от поверхности и в этот момент развернуть их. Здесь Вам пригодиться все, чему вы научились, катаясь в легкой целине. Но будьте готовы к тому, что поначалу вновь почувствуете себя чайником. Этот снег не прощает даже малейшей неточности.
Психологический настрой имеет первостепенное значение. Не выходите на склон после кружки пива или бессонной ночи. Подготовьтесь к схватке "не на жизнь, а на смерть". Снег больше Вам не друг. Злитесь на него.
Ритм - это то, без чего вам не обойтись. Вспомните, что именно руки имеют первостепенное значение. Делайте более активный, акцентированный укол - снег достаточно плотный и ваша палка не провалиться глубоко. Представляйте себя пикадором перед решающим ударом - колите!
Игра коленей. Более тяжелый снег потребует от вас большей скорости и большей амплитуды движений.
Оттолкнувшись и "взлетев" над склоном, не раздумывая разворачивайте лыжи в новый поворот, используя голеностопы и наклон коленей внутрь поворота с большей, чем до сих пор, амплитудой, прорезайте толщу и опять готовьтесь к взлету. Стоит вам запоздать с наклоном коленей, и снежное болото засосет лыжи в капкан. Вы уже не сможете их провернуть. Строго говоря, при катании по крепкому, но "пробиваемому" насту вы не ведете поворот - верхняя корка не позволяет. Ваша задача отскочить, выпрыгнуть из снега как каучуковый мячик - чем быстрее тем лучше.
Мягкие ноги - ключ к успеху. До сих пор ваши лыжи все время находились в контакте со снегом. Теперь же вам необходимо приземляться после каждого поворота. Чем плотнее снег, тем сильнее разворот лыж при входе в поворот, а значит, идеальнее должно быть приземление. Пробуйте еще и еще. Добивайтесь быстрых, но мягких поворотов.
Стойка имеет одну маленькую особенность. Для того, чтобы облегчить выход из тяжелого снега, в последний момент едва заметно отклонитесь назад, позволяя носкам лыж "пробить" корку или вынырнуть из мокрого снега (вытащить лыжи целиком может оказаться слишком затруднительно), после чего незамедлительно вернитесь в равновесную стойку.

Sheridan 07.11.2008 21:09

Xочешь целины – вставай рано, или несколько правил целинного катания

http://www.elanskis.com/baza/images/..._snowghost.jpg

Ожидаемое свершилось. Тяжелые армады облаков уже вовсю бомбардируют склоны сверхлегкими кассетными зарядами. Мир исчезает в тучах белых химер. Коммунальные службы и Эмчеэсники налегают на валидол, а лыжебордеры лихорадочно стремятся вспороть целячка. Как это обычно происходит, и что можно предпринять для более полного удовлетворения собственной ненасытной тяги к фрирайду.

1. Будь готов (снаряжен и в физической кондиции)
2. Следи за цимусом (говорят, что эскимосы различают более 400 оттенков консистенции снега)
3. План Барбароссы (как хапануть по максимуму)
4. Нюансы


Многолетний опыт целинного катания похож на старую-престарую восточную мозаику: вроде бы и видно, что состоит она из весьма отдельных деталей, но что-либо вычленить и обособить - очень проблематично – слишком уж все это дело слежалось и попривыкло друг к другу. Попробуем все же расчленить и описать эти, в общем-то, тривиальные детали, которые, как ни странно, дают в своей сумме вовсе не пресловутую мозаику, а блаженное ощущение настоящего фрирайда.

Допустим, вы – Ас, стоите наверху заснеженного склона в небольшой компании друзей и домочадцев и хотите непременно насладиться, слиться в экстазе и все такое.

Тогда для вас правило номер один: "cлабые и глупые лошади должны быть немедля пристрелены…".

Если ваша обворожительная подруга не обладает сноровкой полярной лисицы, либо при выборе катальной снаряги руководствуется только расцветкой, начисто игнорируя понятие эффективной либо контактной длины, смело «прикапывайте» такую подругу в любом близлежащем баре на часок-полтора, ибо это самый гуманный выход из немногих возможных. Пункт номер один-бис - это цветы жизни, то бишь – дети. Ревущее вниз головой из-под елки чадо, как правило, не способствует гармоничному восприятию природы, поэтому, если чадо не держит марку, избавляемся от него, используя описанные выше методы.

Итак, вы стоите наверху с одним или несколькими уверенными в себе целинными катальщиками. Лыжи соответствуют немереному снегу и рельефу, перчатки или рукавицы плотно дружат с рукавами, куртка с капюшоном, шлем-маска из виндблока или неопрена, двойная маска с хорошей вентиляцией и максимальным объемом «воздушной линзы». Все эти маленькие тонкости бытия, отсутствие которых порой незаметно на трассе и фатально где-нибудь в той запинде, куда вы, возможно, прибудете, сами того не желая. ))))

Правило два: "в один и тот же снег нельзя войти дважды"…

Ибо снег - это не вещь, а процесс. Он постоянно меняется, даже пока снег валит из одной конкретно взятой тучи, он может пройти все стадии, например, от дождя и мокрого вязкого - до сухого и предательски пушистого. Ветер, солнце и колебания температуры могут изменить состояние снега буквально за время одного спуска (или вашего подъема). Мокрые либо ледяные участки могут неожиданно чередоваться по высоте, образуясь в локальных теневых, ветреных и лесистых участках. Неожиданный льдистый крутяк, как правило, напрягает. Мокрая каша на пологих «засадах» тоже обычно не радует. Выход один - тренировать свое чувство снега вкупе с чувством рельефа. И опыт, сын ошибок трудных, само собой и регулярно…

Третья думка. Как успеть насладиться нетронутым пушистым, если вокруг полно таких же жадных до услады безбашенных подонков, как и вы???

Здесь два аспекта: чтобы всех порвать – перво-наперво надо рано встать. Ежели, радуясь милостям природы, поднимать тосты за целячок до самого утра, то десять против одного, что божью милость поутру досуха выкатает кто-нибудь другой, тот, кто вечером еще намазал и отрегулировал снарягу и выспался как след, а не абы как…. Ладно, встали первыми, не важно уже с перегаром или без, катим вверх на подъемнике, любуясь многочисленными трассами и дикими склонами.

Как хапнуть быстрее и больше всех?

Надо иметь стратегию, наподобие немецкой Барбароссы… В первую очередь раскатываются самые доступные трассы с возможностью быстрого подъема. Старайтесь избежать очередей, прогнозируйте возможные затыки и избегайте их, уходя на менее посещаемые ветки подъемников, раскатывайте сначала самые логичные маршруты с минимальными траверсами. Как только растопчутся все трассы и досягаемое около трассовое пространство, можно начинать все более дальние забеги по гребням и прочим полудоступным местам. Главное - катать быстро и без затыков, любые попытки серьезных съемок на фото-видео противопоказаны. Тут либо съемки, и тогда уже прощай катание, либо наоборот….

Нюансы. Лавинная опасность.

Это отдельная большая тема, далеко выходящая за рамки этой публикации, но строго обязательная для любого целинного катальщика. Хотя есть на земле и воистину «святые» места, где можно пороть метровую целину, не запариваясь особо по поводу лавин. Например, наш Шерегеш, где возможно фрирайдовое катание практически без лавинного вопроса. По приезду в новое для вас место постарайтесь проникнуться им. Увидеть грацию, присущую именно этому объекту катания, прочувствовать такие прозаические аспекты, как особенности микрорельефа и нюансы снегонакопления. Это облегчит постижение и овладевание. ))))

И вообще, при захвате какого-нибудь аппетитного заснеженного ущелья стоит взять «языка» из местных, например, из инструкторов. Порой под чутким руководством местного райдера можно открыть для себя настоящие жемчужины катания, недоступные, скрытые и секретные лакомые местечки. В этом вопросе снобизм противопоказан. Подружитесь с «локальными» райдерами, и они с радостью поделятся с вами «своими» каталками…

© Zuk, Горнолыжные курорты, горные лыжи, сноуборд, беговые лыжи, снегоходы

Salseros 13.11.2008 13:12

Цитата:

Коментар від Sheridan (Коментар 1110)
Специальные крепления типа ELD 12 Railflex от Тиролии или ESP 13 от Элан дают такую возможность. Опытным путём всё крепление сдвигается назад по сантиметру до достижения оптимальной средней стойки в целине. Проверено. Работает. На бэккантри лыжах, конечно.

Вопрос: не пойму, зачем сдвигать крепление?
Ведь по сути лыжник степенью своего наклона определяет нагрузку на лыжи. И сдвиг крепления, по-моему, выполняет ту же функцию.

Или я в чём-то заблуждаюсь?

Sheridan 13.11.2008 13:15

Цитата:

Коментар від igorb (Коментар 8028)
Люди подскажите, где можно купить камуса :pleasantry:

Фанкарвер ответит, как вернётся онлайн.

Цитата:

Коментар від Salseros (Коментар 8029)
Вопрос: не пойму, зачем сдвигать крепление?
Ведь по сути лыжник степенью своего наклона определяет нагрузку на лыжи. И сдвиг крепления, по-моему, выполняет ту же функцию.

Или я в чём-то заблуждаюсь?

http://elansports.com.ua/images/skis...ogo_Sticks.jpg

Зачем катать в задней стойке в целяке, если можно просто правильно поставить/сдвинуть крепы и катать в средней?

Salseros 13.11.2008 13:30

Согласен. Но это при условии, что целяк имеет неизменную плотность. А иначе смысл теряется, ведь тогда всё равно прийдётся менять наклон.
"Я так думаю!":)


Часовий пояс GMT +2. Поточний час: 13:29.