Прорайдер-Классик
Зараз: поза форумом
Звідки: Киев
Снаряга: Nordica Next 9,
Rossi 9S Oversize,
Head BigEasy,
Nordica HotRod Modified,
Nordica Dobermann RC P
|
Крутые склоны - техника катания
Как-то еще год назад я скачал четыре how-to статьи Уоррена Смита из SkiAcademy - Carving, Mogul, Powder, Steeps. По мотивам этих статей и тема здесь была - Правильно кататься ;-) Одну из статей - Steeps -я тогда начал переводить, можно сказать - мой первый опыт перевода г/лыжного материала. Тогда я не закончил, а вот на эти выходные удалось к ней вернуться. Так что вот... замечания, комментарии, обсуждения - все велкам.
P.S. Отмазка. Этот перевод отражает то, как я понял автора. Поскольку глоссария английских горнолыжных терминов у меня нет, а может он и вовсе не существует, и попробывать все это на склоне сейчас тоже не представляется возможным, то я акцентирую внимание читателя - могут быть варианты в терминах. По спорным местам я буду цитировать оригинал, и возможно вместе мы найдем правильную трактовку.
P.P.S. Я кое-где вставлял комментарий от себя - это обозначено как "US:..."
------------------
Крутые склоны
How to ski - Steeps, by Warren Smith
Катание на крутых склонах - увлекательнейшие ощущения, но для этого нужны как уверенность лыжника, так и умение контролировать лыжи. Возможность эффективно управлять скоростью при катании по крутым и узким участкам требует многих новых навыков сверх того, что еффективно на подготовленных склонах.
1. Уверенность - не акцентированное завершение поворота
Уверенность при катании на крутизне обеспечивается освоением элементов, которые делают поворот более предсказуемым и комфортабельным. Одна из проблем, с которыми сталкиваются лыжники на крутом склоне - неожиданное увеличение скорости и, как результат, паника лыжника. Уверенность и азарт улетучиваются если нет 100% уверенности в завершении следующего поворота и в возможности контролировать скорость в процессе поворота.
Для создания предсказуемости и управляемости в таких ситуациях необходимо обратить внимание на закантовку лыж. На среднем склоне, в процессе поворота лыжник обычно увеличивает закантовку - это увеличивает опору и создает площадку, с которой начнется следующий поворот. Это то самое движение, на освоение и шлифовку которого были потрачены годы катания. К сожалению, если это типичное движение увеличения закантовки выполнить на крутом склоне, то (не рассматривая опытных лыжников, которые умеют это делать правильно) сильная закантовка может оказаться слишком резкой, что приведет к ускорению в процессе поворота.
Для преодоления этой неприятной ситуации попробуйте НЕ акцентировать окончание поворота. Старайтесь переходить от поворота к повороту поддерживая равномерное давление под ногами, а не мягкий нажим в начале поворота, увеличивающееся к концу.
Начните на обычном склоне. Необходимо научиться следить за своими движениями по звуку, который издают лыжи в процессе поворота. Если звук значительно увеличивается к концу поворота - значит и закантовка значительно увеличивается. Для получения предсказуемого поворота стремитесь к более монотонному звучанию. Также будет заметно немного более плоское, чем обычно, ведение лыж
После изрядной тренировки такого поворота на простом и комфортном склоне возвращайтесь на "крутяк". Обратите внимание на то, что теперь процесс катания стал более расслабленным (менее зажатым) и предсказуемым. Помните - не всегда обязательно кантоваться. Умение раскантовывать лыжи и выполнять управляемое соскальзывание является очень важным элементов для становления "вседорожного" лыжника.
2. Больше руления на крутых склонах
Многие лыжники испытывают затруднения при поворотах на крутом из-за недостаточного умения рулить. Причины этого следует искать в пробелах, которые могли возникнуть при освоении параллельного поворота.
Многие затруднения вызваны незнанием того, как должны работать суставы и как выполнять руление. Многие думают, что они сгибаются правильно, поскольку чувствуют красивые движения вверх-вниз в процессе поворота. Для большинства же реальность такова, что их колени и бедра работают, но голеностоп работает недостаточно, или не работает совсем. Эта проблема не столь существенна на поготовленном склоне и в комфортных условиях, но проявляется на крутых участках.
Общие проблемы, затрудняющие подвижность суставов
- С первого дня мы катаемся в жестких ботинках, которые недостаточно эластичны на изгиб и не дают правильного ощущения.
- Катание на лыжах как спорт может пугать некоторых людей - истинктивно они опускают бедра (садятся в заднюю стойку), что приводит к невозможности согнуть голеностоп
- Ошибочное впечатление от плакатов с динамичными лыжниками о том что низкая стойка - это хорошо. Начинающие пытаются ее освоить, не понимая что продольное перемещение центра тяжести (передняя- задняя стойки) хорошего лыжника определяется скоростью движения и другими параметрами поворота. В результате многие начинающие низко сгибаются, выставляя попу назад - не очень эстетичное зредище!
Работаем над гибкостью
Поняв работу суставов - возможно самое важное для успеха - можно пристувать к упражнениям по одновременному сгибанию голеностопов, коленей и таза.
Для начала расстегните средние (около голеностопа) клипсы и попробуйте сделать несколько поворотов на пологом склоне. Крайние клипсы оставте застегнутыми. Вы можете почуствовать больше свободы в голеностопах. Также обратите внимание на угол наклона бедра. Лыжники с недостаточной подвижностью голеностопа (по сранению с подвижностью в коленях и в тазу) держат бедра под таким углом, что тазобедренные суставы оказываются позади плюсны (это то место, откуда растут пальцы). В идеале таз должен располагаться над плюснами. Когда таз находиться над плюсной - голеностоп становится более подвижным.
Также следует обратить внимание на движение коленей вперед. Попробуйте это - стоя слегка присядьте, как бы "обмякните" во всех суставах, от бедер до плюсны, чтобы колени оказались над передним креплением.
Повторение этих упражнений в комфортабельных условиях поможет добиться большего сгибания голеностопа, и всех 3-х суставов (голеностоп-колено-таз) вместе.
Попробуйте новую степень сгибания и дополнительный рычаг поворачивания лыжи на крутом склоне и постарайтесь уловить различие - увеличившуюся способность плоского вращения лыжи и, соответственно, большие возможности в начальной фазе поворота.
3. Контроль скорости на крутом склоне
Умение мастерски использовать канты на крутом склоне позволяет значительно лучше контролировать направление движения, дает ощущение энергичности поворота и четкости его завершения.
Сперва попробуйте замедление проскальзаванием на пологом склоне. Начните поворот, и ближе к его окончанию разверните лыжи поперек склона и закантуйте их сильнее; звук лыж усилится. Приблизьте таз и колени к склону - это и позволяет управлять углом закантовки.
Потренируйте замедление проскальзыванием в каждую стороны, привыкая к звуку закантовки и четкому завершению поворота. Делайте сопряженные повороты.
Со временем звук торможения станет громким и коротким - это говорит об овладении умением кантовать лыжи для динамичного замедления проскальзыванием.
Чем более динамичным становится замедление, тем больший "толчек" испытывает лыжник. Чтобы не потерять равновесие не закрепощайте ноги, держите их "мягкими", готовыми поглотить возрастающее давление. Старайтесь не перелететь кубарем через голову - поддерживайте копрус в полунапряженном состоянии, что предотвращает "складывание" корпуса и потерю равновесия от толчка при резком торможении.
После отработки базовых движений переходите более крутым склонам, постепенно увеличивая крутизну, на которой Вы чувствуете себя комфортно.
На этой стадии необходимо начать обращать внимание на работу паками и на эффективность уколов. Укол палкой выполняется в конце предыдущего поворота, а именно в последней фазе замедления и является "спусковым крючком" начала нового поворота. Правильная работа палок придает больше уверенности и истабильности при выполнении поворотов.
4. Еще круче, еще Уже!
По мере того, как Ваши склоны становятся круче и уже, небходимо научиться двигаться более эффективно и рулить в большей степени для управления скоростью и поддержания равновесия.
Руление
Для компенсации ускорения и поддержания умеренной скорости необходим больший диапазон руления. В идеале нужно уметь поворачивать на 180 град от начала до конца поворота - это даст полный контроль на крутом склоне.
Однако действительное мастерство - это научиться поворачивать ноги и лыжи без необходимости вращения таза. Это и есть истинное значение хорошего диамазона руления. Большинство лыжников могут рулить, но для достижения крайних положение обычно помогают себе вращением таза. К сожалению вращение таза, особенно на крутом склоне, приводит к вращению всего корпуса, что в свою очередь ведет в раскантовыванию. В результате - падение.
Для обучения рулению, практикуйтесь в рулении поперек склона. Постепенно увеличивайте диапазон. Со временем Вы сможете рулить на 180 град. не вращаясь в тазобедренном суставе. Не жалейте времени на разучивание этого движения на склоне комфортабельной крутизны, и затем постепенно увеличивайте ее. Это легче тренировать на на твердом, паковом, снегу; избегайте пуха и тяжелого снега.
Этот новый увеличенный диапазон возможностей по рулению позволит Вам преодолевать более крутые склоны, сохраняя при этом контроль, поскольку Вы всегда сможете остановиться при необходимости.
Акцентированное разгибание
Чтобы стать более динамичным на крутых склонах, необходимо выработать навык акцентированного разгибания вместе с нырком в долину при инициации поворота. При этом лыжи могут слегка отрываться от склона.
Усилия, необходимые для поворота на достаточно крутом склоне, диктуют необходимость инициировать поворот резко и динамично. Необходим энергичный укол палкой, который поможет начать поворот.
В повороте, сделайте явно выраженный укол и в этот момент бросьте таз и плечи вперед и вниз по склону (сделайте нырок в долину). делайте бросок отталкиваясь от плюсны. Лыжи станут легкими и хорошо маневренными.
Тренеруйте это бросок, и со временем лыжи начнут отрываться от снега. Умение выполнять такой поворот (US: я встречал название джет-поворот) очень помогает при плохом состоянии снега. (US: А весной поутру на замерзшей каше - может оказаться единственно возможным для безопасного спуска)
Узкие места
По мере того, как склоны становятся более крутыми и узкими, нужно снова возвращаться на умеренные склоны - нужно научиться делать повороты внутри узкого коридора, моделирующего те узкости, на которых Вы планируете кататься.
Представьте себе, что на склоне Вы можете использовать коридор шириной 2 метра, вместо обычных 4-6 метров. О чем подумает большинство - повороты малого радиуса на кантах.
Однако, если такие повороты в новом или трудном месте, могут привести к ускорению и потере контроля. Как и ранее, мы должны вначале думать о стратегии контролируемого спука, и потом мы сможем добавить динамичности.
В начале, спускайтесь по коридору поворотами, не делая выраженную закантовку. Применяйте Ваши новые силу и диапазон руления для медленного поворачивания лыж. Это подготовит Вас к уверенному прохождению узких крутых мест с предсказуемым контролем скорости. Когда же захотите привнести динамику, сфокусируйтесь на акцентированном разгибании и нырке в долину для взрывной смены кантов на действително крутом и узком. Помогает умение выполнять short swing turns - короткие повороты на параллельных лыжах. (US: Ученики Актив-Спорта лекго догадаются, что речь идет о шмиге)
И здесь используйте укол палкой для инициирования поворота, разгрузите лыжи (разгибанием) для отпускания кантов. Ведите поворот как обычно и амортизируйте приземление ногами и прессом. По мере освоения поворота, старайтесь делать его ритмично. И понемногу увеличивайте крутизну склона. Освоив этот поворот, Вы начнете ощущать себя значительно более комфортабельно на крутых узких участках.
___
(С) Перевод на русский язык, UncleStas, 2006.
Использование данного перевода иначе, чем для личных целей и обсуждения на данном форуме - только по согласованию с автором перевода.
Востаннє редагував waterboy: 19.09.2009 о 23:05.
|