Карвинг: техника катания подготовленные склоны, вешки, фанкарвинг |
12.12.2008, 21:50
|
#1 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
Техника катания (история)
Прекрасный труд Skippera со ski.ru
Разглядев со всех сторон историю лыж, было бы странно не поинтересоваться: а как на них катались? О технике, применявшейся лыжниками до 18 века, не известно ровным счетом ничего, наскальные рисунки древности тоже мало информативны. Придется напрячь фантазию, вспомнить материальную историю лыж и постараться представить - как оно было или, вернее, как оно могло быть.
Начну с того, что таежные охотники до сих пор пользуются такими же лыжами и теми же примитивными креплениями, что и их далекие предки. Если учесть, что за тысячи лет основные занятия народов Сибири и Севера не особо изменились, то почему не предположить, что и лыжная техника осталась той же?
Как-то давно я видел документальный фильм о весеннем якутском празднике. Помимо прочего, в программу входил самый настоящий ски-кросс с групповым стартом - на местных охотничьих лыжах и с полной охотничьей выкладкой. Техника использовалась такая: перед поворотом лыжник садится на внутреннюю лыжу, внешнюю выдвигает вперед-вбок в положение упора, и одновременно опускает шест с внутренней стороны. Полагаю, что точно так же поворачивали тысячи лет назад.
Этот поворот похож одновременно на плуг и телемарк, и безусловно относится к "рулящим" поворотам. Низкая посадка обеспечивает отличную устойчивость, но главное тут, по-моему, в другом. Посмотрите: выдвинутая вперед и в сторону рулящая лыжа очень сильно закантована и погружена в снег (он в тех краях мягкий), в результате давление направлено практически перпендикулярно к скользящей поверхности, и хилые крепления из ремешков или плетеных корней не испытывают ни боковых, ни крутящих усилий.
Попробуйте представить, как бы вы спускались по глубокому мягкому снегу в расстегнутых ботинках? Думаю, что примерно таким же способом! Вот если бы снег был поплотнее, а ботинки хоть чуть-чуть застегнуть... Да, тогда можно было бы ехать стоя и не выдвигать лыжу вперед - получился бы самый обыкновенный плуг.
С другой стороны, вот якутский лыжник поворачивает влево - он сидит на левой лыже и рулит выдвинутой правой. А как ему начать поворот вправо? Нужно быстро встать, сесть на правую лыжу, а левую выдвинуть в упор, т.е. сделать что-то вроде шага... Получается, что если часто сопрягать повороты и не так низко садиться на лыжу, то выйдет самый, что ни на есть норвежский телемарк! Конечно, крепления для этого нужны понадежнее, а лыжи поуже, чем 20-сантиметровые якутские.
Как-то на Северном Урале мне довелось видеть совсем другой поворот в исполнении хоть и не сына коренного народа, но все же местного охотника. Делается он так: без какой-либо загрузки-разгрузки или центровки-балансировки лыжник просто наваливается на шест, опущенный с внутренней стороны в полуметре от лыж. Против лома, как известно, нет приема, и хоть оно требует большой физической силы, но еще сравнительно недавно так катались повсеместно.
В основе этой техники лежит совсем другой механизм: в начале маневра происходит разгрузка за счет резкой опоры на шест со смещением центра тяжести внутрь поворота и назад, носки всплывают, и лыжи в результате начинают поворачиваться вокруг задников. Конечно, на мягком снегу ничего не получится (шест просто утонет), зато на более или менее плотном насте лыжи развернутся, а затем начнут соскальзывать задниками - как при классическом повороте.
Вспомним, откуда взялась "христиания": помимо весьма спорной легенды об изобретении "христиании" все тем же С.Норхеймом, имеется и более правдоподобная версия. В конце 19 века некий прыгун с трамплина хотел затормозить при помощи разворота, а шеста у него, понятно, не было. Лыжник резко присел и нагнулся вбок, чтобы опереться о снег рукой, но не успел - получилась самая настоящая "разгрузка вниз", и на утоптанном снегу под трамплином лыжи начали соскальзывать сразу же, как только центр тяжести сместился внутрь поворота.
Смотрите: чтобы якутский поворот превратился в плуг или в телемарк, а уральский прием стал христианией, не хватает двух деталей - плотного ровного снега и надежных креплений. И как раз с креплениями связана самая интригующая загадка в истории горных лыж: почему крепления оставались такими примитивными до самого конца 19 века?
Посмотрите на конскую сбрую или воинскую амуницию 10-12 веков: множество стальных пряжек, зажимов, хитроумных приспособлений... А лыжные крепления еще 800 лет оставались теми же, что в каменном веке...
Между прочим, безусловно уважаемый мною С.Норхейм был очень искусным столяром и кузнецом, а какие у него были крепления? Да точно такие же, как у древних викингов!
Лыжи, конечно, были уже получше, кожу и березовые корешки для креплений стали пропитывать жиром и воском - поэтому плуг, телемарк и христиания все-таки рано или поздно родились. Но технический прогресс еще долго обходил эту область стороной. Почему?
Не думаю, чтобы кто-то знал ответ на этот вопрос, однако давайте посмотрим, что было дальше. В конце 19 века появились крепления Шустера с пряжкой на пяточном ремне, а затем и Эриксона, в которых носок ботинка ставился в стальную скобу, а вместо пряжки была уже настоящая клипса. Вообще-то, такие прибамбасы использовали еще древние римляне, но для лыж это действительно стало революцией. Если задумчивые северные народы вполне обходились своими ремешками, оленьими жилами и плетенками из корней и лыка, то пряжки и клипсы открыли лыжи для нежных европейцев.
Почти одновременно на альпийском лыжном фронте появились две фигуры - Матиас Здарский и Ханнес Шнейдер, работавшие независимо друг от друга, но в одном направлении: оба стремились сделать спуски с гор доступными для всех.
Х.Шнейдер, начав с плуга, изобрел упор, названный впоследствии "арлбергским поворотом". Напомню, что в начале поворота лыжник отводит внешнюю лыжу под углом к внутренней, затем переносит на нее вес и приставляет разгруженную внутреннюю лыжу параллельно к внешней. В конце поворота загруженная внешняя лыжа может соскальзывать задником, или же, если снег слишком тяжел для соскальзывания, лыжник может снова перенести вес на внутреннюю лыжу и повторить все движения снова - как бы перешагивая вокруг носков лыж.
М.Здарский начал с лыж и креплений: укоротил снаряд до 2 метров и впервые заменил ремешок стальным тросом. И возник "лилиенфельдский поворот". Лыжник поворачивает, руля разгруженной внешней лыжей, выдвинутой в упор. Однако, в отличие от арлбергского приема, вес на нее не переносится. Наоборот, в течение всего поворота загруженная внутренняя лыжа плоско поворачивается вокруг своего центра скольжения. Как ни удивительно, но этот прием имеет много общего с поворотом якутских охотников, описанным в начале. Замечу, что в процессе усовершенствования техники Здарский, а затем и Шнейдер пришли к пониманию фундаментального принципа любительского катания - спуску "змейкой", т.е. непрерывными сопряженными поворотами, не только обеспечивающими эффективный контроль над скоростью и курсом, но и дающими то самое чувство полета, которое ищут в лыжах миллионы людей (в т.ч. и мы с вами).
Арлбергский и лилиенфельдский повороты, наряду с плугом и телемарком, оставались основой горнолыжной техники до конца первой четверти 20 века. К тому времени в арсенале лыжников были еще повороты прыжком (тросовые крепления это уже позволяли) и "веер" - тот же прыжок, но вокруг задников.
Ну и наконец, "чистая христиания" - вершина техники тех лет: сгибание, укол палкой, разгибание в сторону поворота (это уже разгрузка вверх) и затем соскальзывание задников. От классического поворота 60-х этот прием отличался лишь несколькими деталями: отсутствовал начальный плоский разворотик лыж, лыжи загружались почти одинаково, а укол мог делаться не только внутренней палкой, но и внешней, и даже двумя сразу. К тому же, в процессе поворота лыжник неизбежно сваливался назад - тяжелое наследие шеста.
К началу 30-х христиания превратилась в "глиттбоген", в котором разгибание при разгрузке сопровождалось наклоном вперед, а ведение лыж стало гораздо уже (вплоть до "склеенных" лыж").
Владели этим приемом только самые техничные лыжники - чтобы проделать его на тяжеленных, плохо гнущихся лыжах и в мягких кожаных ботинках, требовалась очень тонкая координация, а массовый катальщик (как и в наше время) не был склонен к усердным тренировкам. Однако, когда в конце 20-х молодой австриец А.Зеелос стал раз за разом выигрывать соревнования с преимуществом в 5-6 секунд, поворотами на параллельных лыжах заинтересовались всерьез. Вот с этого времени и ведет свою историю современная техника - как классическая, так и резаная.
|
|
|
12.12.2008, 21:56
|
#2 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
В первой части мы дошли до "глиттбогена", в котором имеются почти все элементы поворота, называемого сегодня "классическим", но вместо начального вращения использовалось выталкивание лыж вбок. Чтобы усилить это движение, австрийцы А.Зеелос, Х.Рейнль и А.Дуча стали использовать контрвращение - то самое, которое называют и "торсионной стойкой", и "винтоугловым положением", и даже "спиной вперед".
Заметим, что А.Дуча уже тогда обратил внимание на естественный поворот закантованных лыж, вот что он писал в 1937: "Если лыжи закантованы, то расширенные носки сами поведут их, без усилий лыжника". Знакомая фраза? Да, речь о резаном ведении. Но в конце 30-х этот прием не имел практического значения - слишком жесткими и длинными были лыжи.
В 1932 г. Парижский Лыжный Клуб пригласил Зеелоса преподавать горные лыжи во Франции, среди его учеников оказался и Эмиль Аллэ, уже размышлявший об усовершенствовании техники. Освоив приемы австрийца, он заменил выталкивание лыж вращением - теперь классический поворот был почти готов. Тонкое чувство снега позволяло французу "отпускать лыжи на свободу" и вести их плоско везде, где только возможно - трассы ведь были мягкими, закантованные лыжи глубоко врезались и тормозили. Не удивительно, что на Чемпионате Мира в 1937 Аллэ стал абсолютным чемпионом, причем в скоростном спуске финишировал с отрывом в 12 секунд - даже по тем временам это было фантастикой.
Но Аллэ не удовлетворился триумфом, он задумал приобщить к своей технике всех - не только сильных и тренированных спортсменов, но и любителей. В 1938 вместе с П.Жиньо они сформулировали принцип школы, названной ими "новым скольжением" ("nouvelles glisses"): свобода для лыж (плоское ведение без лишних усилий) и для лыжника (высокая стойка без вынужденных и утрированных движений). Вот как выглядел вход в поворот: сгибание, укол палкой, разгибание в сторону поворота и вперед ("нырок") с закручиванием корпуса, увлекавшего в поворот плоские лыжи (задники при этом могли отрываться от снега). В отличие от Зеелоса, давившего на носок до самого выхода из поворота, француз сразу же возвращался в центральную стойку и отпускал лыжи скользить по дуге, слегка меняя закантовку.
Однако, несмотря на приверженность плоскому ведению, Аллэ был знаком и с резаным поворотом, он отмечал: "Освобожденные лыжи сами находят путь, если их плавно закантовать".
Неизвестно, как бы дальше развивалась техника, если бы не война. Европе стало не до лыж, поэтому следующий шаг был сделан в Америке.
При подготовке вторжения в Италию, американские генералы поняли, что война станет долгой и тяжелой, а на севере наступающие упрутся в горы. Отказаться от операции было нельзя - тогда в Италию и Грецию неизбежно придет Красная Армия...
Была нужна, как минимум, дивизия, способная действовать в горах летом и зимой, но где взять столько альпинистов и лыжников? Генералы вспомнили про горнострелковый полк, единственную часть армии США, прошедшую специальную подготовку, почему-то отправленную на тихоокеанские острова. Солдат вернули на родину и поставили задачу: в кратчайшие сроки научить несколько тысяч новобранцев всему, что умели сами. На помощь пришла Национальная Лыжная Ассоциация, и началось самое массовое в истории ускоренное обучение фрирайду.
За основу взяли плоскую технику Аллэ, но в смещенной назад стойке, с широким ведением лыж на мягком снегу и узким на жестком. Солдаты изучали и телемарк, и боковое соскальзывание и, конечно, прыжки с трамплина.
Насколько хороша была техника и методика обучения? Думаю, хороша: ведь 10-я горная дивизия два года провела в Альпах и выбила оттуда опытнейших немецких горных егерей. Те солдаты, которые вернулись домой, уже не расставались с горами и лыжами. Видимо поэтому фрирайд в США получил популярность гораздо раньше, чем в Европе - вспомните Миллера и Аткесона, пахавших целину еще в начале 50-х.
Когда Европа отдышалась, борьба французской и австрийской школ возобновилась с новой силой (и продолжалась еще 30 лет). В спорте разница не была особо заметна, поскольку спортсмены - молодые тренированные ребята - легко перенимали друг у друга новые эффективные приемы. Но в любительстве дело обстояло наоборот, и австрийский вёдельн разительно отличался от французского годиля.
Вёдельн: центральная или передняя стойка, предельно узкое ведение, большая разножка (на длину ботинка), руки выдвинуты вперед, как у боксера. Все движения в вёдельне делались четко и коротко, вход в поворот получался резким, с совсем короткой фазой плоского ведения или даже без нее.
Годиль: высокая стойка от центральной до задней, все более широкое ведение (в 80-е откровенно широкое) почти без разножки, руки разведены в стороны. Движения в годиле делались с большей амплитудой, но гораздо медленнее и мягче, вход в поворот получался плавным, а плоское ведение использовалось везде, где только можно.
Если на спортивных трассах борьба австрийцев и французов протекала с переменным успехом, а то и без успеха (всех делали какие-нибудь американцы или даже шведы), то на любительском фронте французы победили. В середине 70-х эталоном любительской техники стал годиль, превращавшийся на мягких пологих склонах в "трепещущий", на плоских лыжах, с почти незаметными движениями.
Современные молодые катальщики при упоминании годиля обычно презрительно морщатся. Они просто никогда не видели, что это такое, и уже, возможно, не увидят. А это красиво, очень красиво, когда лыжники как будто парят над склоном без единого движения. Ах, 70-е - время рока, поэзии, холодных войн и сексуальных революций...
Впрочем, любители не ограничивались расслабухой - те из них, кто хотел и мог, демонстрировали весьма агрессивную технику. Думаю, многим читателям знакомы эти фотографии начала 60-х, обошедшие журналы и сайты?
|
|
|
12.12.2008, 22:05
|
#3 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
Однако вернемся в 40-е. К этому времени имелось огромное количество разновидностей христиании, спортсмены и любители выжимали из разгрузки и проскальзывания задников все, что возможно - посмотрите на Миггс и Ричарда Дюрранс.
Миггс Дюрранс
Ричард Дюрранс
Но скорости росли, а трассы становились все жестче. Рано или поздно соскальзывание стало мешать: в закрытых слаломных комбинациях лыжи спортсменов временами разворачивались поперек склона. Надо было что-то менять...
Андреа Мид Лоуренс
В спорт пришел конек - никто, думаю, не знает, кто первым применил его, но к началу 50-х "поворот с конька" и "выход на конек" стали обычными приемами слалома. Посмотрите, как это делала олимпийская чемпионка Андреа Мид Лоуренс. Обратите внимание на прогиб негнущейся двухметровой деревяшки и представьте себе усилие спортсменки.
Любители не спешили перенимать это движение - слишком тяжело, да и зачем? Лишь через 20-25 лет, когда лыжи стали легкими и гибкими, конек пришел и на туристические склоны - а вместе с ним и травмоопасная, но эффективная ангуляция колена. Но в спорте конек стал уже совсем другим: в 80-е это был конек Стенмарка, вернее даже и не конек... Не знаю, как назвать такое движение...
Ингемар Стенмарк
Однако слалом - это не только закрытые шпильки, а в коротких пологих поворотах плоское ведение по-прежнему приносило сотые и даже десятые. Вот только если бы задники не проскальзывали при резком уходе вбок...
Тони Зайлер
В 1949 Ф.Харпер написал книгу о "естественной" (natural) технике поворота, при которой лыжник движется по "магическим дугам", описываемым закантованными лыжами без проскальзывания... Да-да, речь снова идет о резаном повороте по радиусу лыж, как раз и определявшему "магические дуги". Бывший чемпион США Джерри Хиатт пошел дальше и в том же 1949 сделал из обычных горных лыж самые настоящие карвы, сузив их талию на 15 мм. Результат превзошел ожидания: по словам Хиатта, лыжи не только необычайно легко входили в поворот, но и "не желали из него выходить". На этом дело и кончилось - обструганные лыжи оказались слишком непрочными, а когда Хиатт попробовал увеличить толщину средней части, они лишились необходимой гибкости. Время карвов еще не пришло.
Книга Харпера и эксперименты Хиатта были уже забыты, когда на Олимпиаде 1956 Тони Зайлер показал, как все это делается на обычных прямых лыжах. Вот что рассказывает Ю.Преображенский: "Зайлер же сделал на крутом спаде два следующих друг за другом сопряженных, резаных поворота и этим удержал скорость на нужном ему уровне. ... Отпечатки кантов, как тонкие ниточки четко выделялись в этих двух поворотах. А выполнено это все было на деревянных лыжах "Kastle", которые были не только много жестче современных горных лыж, но к тому же еще и скручивались. Ботинки кожаные, низкие, мягкие..."
Да, лыжи были не те, что сейчас, но великий лыжник почувствовал, что скорость уменьшила радиус "магической дуги" так, как ему было нужно. Так на то он и Зайлер...
Пока в споре "скользить или резать" скольжение побеждало, потому что было легко управляемо. Как же, все-таки, удержать задники от резкого срыва? Вот мы входим в поворот: разгрузка, легкий разворот лыж, теперь загружаем носок... И тут под тонким слоем снега оказывается лед - лыжи мгновенно разворачиваются поперек.
Авальман веер
В начале 60-х была распространена методика начального обучения, при которой начинающего лыжника выкатывали по склону с небольшими буграми, а он плоско разворачивал лыжи на каждом из них то в одну, то в другую сторону. А если разворачивать их на задниках, по типу техники "веера", но мягче? Примерно так: резко садимся назад, носки поднимаются в воздух... поворачиваем лыжи на задниках и тащим корпус внутрь поворота, возвращаясь одновременно в центральную стойку. За это время дуга подойдет к линии ската, а лыжи-то уже закантованы, и инерция корпуса удерживает их от разворота. Авальман, все просто!
Авальман Густаво Тони
Откуда он взялся? Одни говорят, что от бугров, другие - что это придумал то ли О.Боннэ, то ли Ж.Жубер. Думаю, всего понемногу: кто-то сделал, другой заметил, стал учить третьего... Вот он, авальман в исполнении Г.Тони. Как видите, это вовсе не "разгрузка вниз" и не синоним "езды на горшке". Важным достоинством авальмана было то, что он легко комбинировался с коньком, если нужно было "закрутить" поворот.
Из книги Пфайфера, 1970
А если конек сделать порезче? Помните согнутую лыжу олимпийской чемпионки? Металл или пластик 70-х гнулся легче и почти не скручивался, толчок - и лыжа врезается в лед, послушно изгибаясь в "магическую" дугу, но уже вполне управляемую. Вот картинка из книги Д.Пфайфера "Кататься проще" (1970). Знакомо? Хотя нарисовать можно всякое...
Хорошо, а вот фотография из книги В.Визерела "Как ездят спортсмены" (1972). Ну как? Чистая дуга рулит?
Из книги Визерела, 1972
К концу 70-х резаное ведение вовсю использовалось не только в скоростном спуске, а и в слаломе. Вот как выглядел прием, ставший фактическим стандартом короткого слаломного поворота: слабо выраженный конек на выходе, быстрый уход на внутреннюю лыжу, мгновенная перекантовка и сразу же выход - опять на конек, с прокатыванием лыжи с носка на задник.
Густаво Тони
Типичный слаломный след стал похож на узкую букву У, в пару сантиметров глубиной в том месте, где расходятся ее ножки.
В 80-е этот прием распространился и среди любителей, катальщики с легкостью уходили на конек, загибая "магические дуги" иногда вдвое против собственного радиуса лыж. Общественность стала выбираться на лед - стихию опасную и не прощающую ошибок, и началось... Длинные прямые лыжи, послушно гнувшиеся на среднем и плотном снегу, хоть убей, не желали врезаться в твердую прозрачную поверхность. Слабо тренированным любителям не хватало координации и точности, лыжи брыкались и проскальзывали, проскальзывали, проскальзывали... А ведь решение-то было давно известно...
Так и началась новейшая история лыж и лыжной техники.
Что тут рассказать? В рекламных буклетах уважаемых лыжных фирм все уже складно изложено: "В 198Х году наша фирма, взяв за основу сноуборд, изобрела, наконец, лыжи, впервые позволившие людям спускаться с гор, не прилагая никаких усилий..." Ну и так далее. Не стану спорить, хотя всё было не так и не тогда...
Лучше остановлюсь на 80-х. Еще нет ни коротких приталенных карвов, ни широченных "лопат", лыжники стройны и элегантны, они еще обходятся без шлемов и не боятся друг друга - столкновений на склонах пока не бывает.
Использованы материалы:
Aftonbladet: Sveriges nyhetsportal
Amazon.com: Online Shopping for Electronics, Apparel, Computers, Books, DVDs & more
Hotel Bella Vista - 3 Sterne Hotel Bella Vista in Trafoi am Ortler / S?dtirolhome
britanicz.com
Skilegende Karl Schranz
Index
Nevasport.com - Estaciones de esqu? en el mundo, actualidad sobre la nieve, foros, reportajes y mucho m?s...
Skiing Heritage
Ski Story - Le ski, les stations de ski, les transports en montagne et les remontees mecaniques
Die "H?hepunkte des Tiroler Sports" im Internet
Vintage Ski World Sells Vintage Ski Equipment, Skiing Posters, Photos, 10th Mountain Division Collectibles and Antiques
В процессе подготовки мне удалось посмотреть много клипов разных лет, но вот эти понравились больше всего:
Зеелос, 1928:
http://p4009.typo3server.info/upload...los_150_01.wmv
Аллэ, 194?:
Любители, 1946:
Эриксон, 1952:
http://www.v1sports.com/SwingStore/Models/55037B5F.avi
Зайлер, 1956:
http://www.v1sports.com/SwingStore/Models/44232DFF.avi
Слалом, любители, 1958:
Слалом, 1960:
Килли, 1966:
Килли, 1968:
Любители, 1969:
Слалом, любители, 1974:
Стенмарк, 1983:
Марэ, 1983:
http://www.v1sports.com/SwingStore/Models/F0FE536E.avi
Цурбриген, 1985:
http://www.v1sports.com/SwingStore/Models/70226602.avi
Томба, 1988:
|
|
|
Тут присутні: 1 (учасників - 0 , гостей - 1)
|
|
Ваші права у розділі
|
Ви не можете створювати теми
Ви не можете писати коментарі
Ви не можете долучати файли
Ви не можете редагувати коментарі
HTML код Вимк.
|
|
|
При цитуванні гірськолижного форуму на інших ресурсах, активне посилання на extreme.com.ua обов'язкове.
|
| | New Users | New Posts | Visits | Pageviews | Search Engines | Direct Traffic | Referring Sites |
---|
Today | 0 | 5 | 6 | 18 | 5 (71%) | 2 (29%) | 3 (4%) |
---|
Yesterday | 0 | 5 | 189 | 532 | 95 (50%) | 88 (47%) | 6 (3%) |
---|
Month | 3 | 119 | 5009 | 16283 | 2641 (53%) | 2245 (45%) | 123 (2%) |
---|
|
|
|