Для тех, у кого уже хватает уверенности и коней в моторе. Русская озвучка intermediate level от самого Кэйта Коуд. Подача материала, конечно, рассчитана на пиндосов, но вычленить полезности легко. Маст си!
Выжимка:
1) Чтобы прокачаться, занимайся на 75% от своих предельных возможностей, чтобы не доходить до инстинкта самосохранения.
2) Контрруление — На средней и большой скорости для того чтобы повернуть мотоцикл, действуют другие принципы управления. Для смещения траектории налево — надо толкать левую ручку руля, на право – правую. В повороте, с помощью контрруления можно довернуть и наоборот выпрямить мотоцикл.
3) Что не надо делать в повороте:
1. Рулить только телом.
2. Закрывать газ(в повороте байк выпрямляется). Нельзя добавлять газ, чтоб стабилизировать его и потом резко закрывать газ.
3. Отклонение тела в противоположную сторону(увеличивает угол наклона байка не уменьшая радиус поворота, а увеличивая его).
4. Хвататься за руль.
5. Зрительная паника(не смотреть на выход из поворота. В панике мы едем туда, куда смотрим, т.е. на препятствие).
6. Тормозить передним тормозом. Не смог повернуть, поэтому тормозит прямо в повороте.
4) Плавно добавляй газ в повороте (Большинство байков имеют развесовку 50/50 и пятно контакта заднего колеса больше переднего).
5) Если в повороте песок или вода, то газ надо держать ровным.
6) Если в повороте тормозить передним тормозом, то байк распрямляется и его начинает выносить.
7) Открывай газ в повороте как только закончил руление(можно не дожидаться апекса поворота)
8) Не надо чарджить в повороте(из за большой скорости перед поворотом, заставляет сбрасывать скорость сильнее чем нужно).
9) Контроль над газом улучшает:
Работу подвески
Сглаживает неровности
Помогает держать траекторию
Улучшает держак
10) Нужно быть расслабленным:
Чем крепче держишь руль, тем больше неровностей передаются на тебя.
Руль сам ищет положение, чтобы стабилизировать байк, постоянно поддерживая правильное направление переднего и заднего колеса. (Поэтому руль может маленько болтаться).
Если пилот сильно держит руль, он только увеличивает колебания руля и заднее колесо иможет начать ходить по сторонам от сил исходящих от руля и байкера.
11) На гоночных треках руление будет еще эффективнее, если отсесть назад, прижаться к мотоциклу и рулить(толкать ручки руля от себя) в прямой плоскости с рулем.
12) С напряженной спиной, байкер будет подскакивать на седле.
Держитесь на байке с помощью ног и слегка расслабьте спину.
13) Если порывы ветра большие(например от проезжающих фур) нужно тоже быть расслабленным, тогда воздействие ветра уменьшится.
14) Свешивание в повороте:
Свешиваясь в повороте можно заходить в поворот под меньшим градусом наклона.
Не стоит свешиваться прямо перед началом поворота(байк будет покачиваться).
Следует начинать свешивание перед закрытием газа, это уменьшает нагрузки на руль.
Не стоит свешиваться слишком сильно.
Сдвигайся лишь на одну полужопицу.
15) Особенности спортов и туристов:
1. Упор в заднее сиденье позволяет райдеру закрепиться надежнее, уменьшая необходимость висеть на руле и держать его слишком крепко.
2. На большой бак можно опираться локтями или предплечиями, так же можно лечь грудью. Вырезки под колени в баке позволяют держаться крепче.
3. Подножки позволяют упираться в них при повороте.
16) Используй позднюю точку входа:
Заходишь в поворот широко и далее максимально приближайся к апексу.
Точка входа в поворот влияет на:
1. Начало торможения
2. Конец торможения
3. Где начинается открытие
4. Куда направлен байк после завершения руления
5. Где вы завершите поворот, как широко вы из него выйдете
6. Где вы переключитесь вниз
7. Насколько сильно вы наклоните байк
8. Сколько подруливаней(если они вообще будут) вы сделаете
9. Быстро или медленно вы будете рулить
10. На какой скорости вы подойдете к повороту
11. На сколько быстро или медленно можно открываться
17) Быстрое руление — это быстрое перекладывание байка, оно позволяет быстрее и в меньшем пространстве проходить повороты. Оно помогает не выходить из поворота слишком широко, избежать позднего открытия газа и избыточного угла наклона.
18) Не стоит быстро заваливать байк на: низкой скорости, мокром покрытии, на не прогретом асфальте и резине, на сильно изношенной или совсем новой резине, при оттормажевании передним тормозом.
19) Пока не прогреешь покрышки, не закладывай сильно байк.
20) В повороте дави на внешнюю подножку и упирайся внешней ногой в бак.
21) Тормозить перед поворотом лучше всего постепенно снижая давление на тормоз подгадывая идеальную скорость входа в поворот.
22) Подруливание в повороте дистабилизирует байк и может вызывать пробуксовку.
23) Когда тормозишь двигателем, делай небольшую, но быструю перегазовку!
Не правильно:
1) Переключать скорость, а потом тормозить.
2) Тормозить только двигателем.
3) Плавно отжимать сцепление при понижении передачи(это лишняя нагрузка на ходовую и сцепление).
4) Слишком сильная перегазовка(заставляет прыгать байк)
Правильно: постоянный контроль тормоза(постоянное давление) и переключение вниз с перегазовкой при этом пальцы проскальзывают по рычагу тормоза.
Ниже приведу советы, которые я не увидел в этих обучающих фильмах:
Про повороты:
1) Если в повороте появилось препятствие или поворот стал слишком резким и ты не вписываешься, то не стоит тормозить или закрывать газ, выровняй мотоцикл и тормози или закладывай мотоцикл жестче и добавляй газ.
Про торможение:
1) В начале торможениия поджимаем задний тормоз до момента легкого просаживания мотоцикла, а потом плавно и прогрессивно нажимаем на передний. (При этом можно немного смещать назад свою пятую точку).
2) Усилие на рычаг должно быть быстрое и сильное, при этом дозированное и плавное.
Прежде чем начать торможение, выровняйте мотоцикл и руль, при этом никаких маневров(если надо сманеврировать, отпускаем тормоза).
3) Плавный и осторожный задний тормоз при торможении в повороте помогает затянуть линию и притормозить, без особой тяги к выпрямлению байка.
4) Нельзя тормозить передним тормозом и начать маневрировать — будет срыв колеса.
5) При чрезмерном и слишком резком нажатии на рычаг переднего тормоза, происходит слишком быстрая загрузка передний вилки, что приводит либо к стоппи и вылету через байк, либо к срыву переднего колеса.
6) Чем более скользкое покрытие у вас под колесами тем больше задействуйте задний тормоз, пропорционально уменьшая общую тормозную силу.
Выровняйте мотоцикл и оттормаживайтесь на грани блокировки колес.
7) Если заблокировался задний тормоз при экстренном торможении не надо его отпускать для разблокировки, может быть хуже.
8) Мотоциклу на колесах надо намного меньше расстояния для торможения, чем мотоциклу лежащему на боку.
Тормозной путь упавшего мотоцикла гораздо длиннее(примерно в 2.5 раза) мотоцикла на колесах(никаких закладываний!)
Про сцепление:
1) Мотоцикл с выжатым сцеплением ведет себя как кусок дерьма в повороте, у него нет стабилизации.
2) С выжатым сцеплением при торможении, мотоцикл менее стабилен и может легко заблокироваться заднее колесо.
Про нажопников:
1) Садиться на мотоцикл и слазить с него только с разрешения байкера(Когда он готов к этому) положив уму руку на плечо.
2) Крепко держаться ногами за байк(Прижимать байк своими ногами и не болтать их по сторонам) и упереться в подножки.
3) Ноги с подножек не убирать никогда, даже когда мотоцикл остановился.
4) Держаться руками лучше всего за бак.
5) Не отклонять тело в противоположную сторону от поворота(Сидеть ровно и наклоняться только в ту сторону, в которую наклоняется байкер).
6) В идеале, если будет смотреть за дорогой и привставать на кочках.