МТБ территория двухколёсный адреналин |
28.04.2010, 19:37
|
#1 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
Контакты vs Топталки
Сперва немного истории: сперва ничего не было, а педали были обычными. Потом стали туклипсы (toeclips), которые в какой–то мере присутствуют и сейчас, потом стали контактные педали, на чём об истории хватит.
Итак, давайте разберёмся с преимуществами и недостатками контактных педалей.
В первую очередь недостатки:
1. Их нужно купить. Если бюджет простеньких педалей, справляющихся со своей работой, может не превышать 20$, то стоимость обуви, обеспечивающей нормальное их применение, начинается от 80$, что является не самым "дешёвым" апгрейдом.
2. На них нужно научиться ездить. В большинстве случаев первый опыт с контактными педалями заканчивается падением и лёгкими травмами.
3. Обувь для использования с контактными педалями имеет низкое соотношение "универсальность–удобство/эффективность", т.е. чем лучше ботинки для езды, тем хуже они для ходьбы.
4. Не все контактные педали одинаково хороши, но об этом позже.
А теперь достоинства, каждое из которых повышает эффективность использования велосипеда на порядок.
1. КПД педалирования возрастает. Даже не обладая навыком кругового педалирования, крутить педали становится существенно проще.
2. Появляется ещё одна точка приложения силы для управления байком, существенно повышается управляемость.
3. Это может звучать парадоксально, но существенно повышается безопасность катания, как пассивная, за счёт удержания ног на педалях и предотвращения их соскока в непредвиденный момент, так и активная, за счёт дополнительных возможностей контроля скорости и положения велосипеда.
4. Появляется возможность использовать спортивные методики езды — катание с высоким каденсом (частотой педалирования), использование кругового педалирования, что позволяет сохранить в целости и сохранности коленные суставы.
Сразу же хочется развенчать некоторые мифы, сложившиеся о контактных педалях.
— при падении через руль велосипедист не выстёгивается и его добивает велосипедом: если вы часто падаете через руль, то имеет в первую очередь повысить навыки езды на велосипеде и научиться правильно работать передним тормозом, освоить преодоление отвесных препятствий. По статистике, падение через руль — самое редкое падение с велосипеда, а касательно сути мифа — в первую очередь, выстёгивание скорее всего произойдет до падения, во вторую — шанс получить велосипедом по голове практически одинаков в обоих случаях.
— из контактов нужно ещё выстегнуться — можно про это забыть и упасть набок: безусловно, первое падение на контактах произойдёт именно по этому сценарию. В дальнейшем, в кратчайшие сроки будет приобретён рефлекс, выстёгивающий педаль при снятии ноги с неё. Для бывалого пользователя контактов подобное предположение так–же нелепо, как нелепо забыть убрать ногу с обычной педали.
— педаль может заклинить и не выстегнуться: крайне редкий случай, на моём веку таких единицы, да и те скорее всего вымысел. Неестественных положений ноги, при которых возможна травма, в состоянии "педаль пристёгнута" не существует, во всех подобных положениях педаль отстёгивается.
— обувь для контактных педалей не позволяет в ней ходить: все ботинки для использования с "горными" контактами предполагают ходьбу в них как неотъемлемый элемент конструкции. Другое дело, что с возрастанием коэффициента "профессиональности" обувки, "ходовые" качества снижаются в сторону эффективного использования непосредственно на велосипеде.
Конструкция контактных педалей.
Все контактные педали, без исключения, представляют из себя две параллельно расположенные железные рамки, минимум одна из которых подпружинена. Между ними "защёлкивается" так называемый шип — особой формы кусок железа, прикрученный к ботинку. Шип имеет крестообразную форму, и в результате его диагонального смещения, смещается подпружиненная часть рамки, части шипа, зацепляющиеся за рамку выходят из зацепления и шип освобождается из педали.
Дальнейшие детали влияют на эксплуатационные характеристики педали, но принцип остаётся одинаков.
Детали:
— Механизм натяжения пружины: тут всё просто, регулируется усилие, с которым нужно повернуть ногу на педали, чтобы она отстегнулась. Новичкам лучше снизить усилие почти до упора, истинное же назначение регулировки — обеспечить необходимую жёсткость в диагональном смещении шипа.
— Рамка/платформа: эта деталь никаким образом не относится к возможности использования педалей без специальной обуви. Подобное использование контактов — опасное заблуждение. Истинное назначение рамки — увеличить пятно контакта ботинка и педали, что важно в экстремальных дисциплинах, где не редкость жёсткие приземления и очень существенные неровности под колёсами. Также, рамка в некоторой степени защищает механизм педали от повреждений и загрязнения.
— Некоторые педали комплектуются пластиковой платформой, вставляющейся вместо шипа. Это так называемая "докатка" — способ преодолеть расстояние от магазина до дома, не более. Ни в коем случае не используйте пластиковые "докатки" для регулярного катания: их прочность и способность удерживать ногу на педали стремиться к нулю.
|
|
|
28.04.2010, 19:54
|
#2 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
Теперь непосредственно о педалях, точнее больше об их производителях и характерных особенностях, отличающих каждого.
Shimano.
Практически классика в любой дисциплине. Shimano задаёт толк, остальные пытаются конкурировать.
На данный момент представлены два варианта системы SPD.
Старый вариант славился посредственной грязеустойчивостью и глюками в работе.
Новый вариант этих недостатков лишён.
Различие между вариантами – на старых педалях рамки представляли из себя «монопрофильные» гнутые детали, в новом – «трёхмерная» штамповка.
На данный момент, самые недорогие педали в сравнении с конкуретнами.
Имеется два вида шипов – для начинающих, с маленьким углом выстёгивания, позволяющие выстегнуться наклоном подошвы ботинка, и для опытных, где угол выстёгивания существенно больше.
Система SPD – имеет «открытый код» — педали, совместимые с шипами Shimano и использующие основные детали механизма Shimano может изготавливать любой производитель, чем в частности активно пользуется «педальный» бренд Wellgo, вся продукция которого SPD–совместимая.
Time.
Не столь распространённый бренд, продукция существенно дороже Shimano, за что в своё время был нелюбим начинающими. В момент, когда новой грязеустойчивой системы SPD ещё не существовало, таймовские педали славились своей абсолютной грязеустойчивостью – застегнуться и выстегнуться можно было в любом гавне.
Конструкция педалей Time также претерпела изменения – в двухтысячных годах была добавлена возможность регулировки натяжения пружины, но на фоне появления новой системы SPD бренд стал потихонечку затихать.
В отличии от стальных шипов Shimano, шипы Time сделаны из латуни, вследствие чего имеют достаточно ограниченный срок службы. Также, на таймах нет возможности регулировки шипа в поперечной плоскости, что делает таймовские педали несовместимыми с некоторыми профессиональными моделями велообуви.
Crank Brothers.
В своё время «крэнки» стали революционным открытием в мире контактов. Если педали Shimano и Time подразумевают лишь две «рабочие» поверхности, то в педалях Crank Brothers их четыре. Новинка должна была увеличить скорость встёгивания в педаль, но на практике, эффективного прироста скорости застёгивания не случилось. Педали не настраиваются никак, угол выстёгивания выбирается положением шипа. Несмотря на очень высокую грязеустойчивость, педали славятся достаточно невысокой надёжностью (уровень брака в разы выше чем у тайм и шимано вместе взятых). На мой субъективный взгляд, педали обладают существенным недостатком, ввиду которого я отказался от их использования: угол выстёгивания разнится в зависимости от положения рамки педали: когда спереди оказывается узкая часть, угол выстёгивания немного снижается относительно широкой части. В принцие, ничего страшного и можно привыкнуть, но никаких других бонусов за исключением веса и экзотического внешнего вида, продукция CB для меня не имеет, а вот важная интуитивность работы теряется. Также, особой надёжностью не славятся и шипы – конструктивно повторяя шимановские, вместо стали они изготовлены из латуни, как и тайм. Вследствие чего убиваются даже быстрее таймовских.
Иные производители.
Существует ещё много разных систем, но в большинстве случаев представлены они одной–двумя моделями, коммерческого успеха не имевшими и, как следствие, внимания не достойными. Потихоньку набирает обороты продукция Speedplay, но её использование лично мне кажется сомнительным в силу громоздкости и посредственной грязеустойчивости.
Обувь для контактных педалей.
Отдельной строкой нужно остановиться на обуви.
Существуют два типа обувки: для горного велосипеда, где для установки шипа предусмотрены две рядом расположенные дырки. Второй тип – шоссейные туфли, где основной «интерфейс» установки шипа – три дырки «треугольником». Несмотря на то, что большинство шоссейных туфель имеет дополнительно отверстия для установки «горных» шипов, покупать шоссейные туфли не стоит, ибо ходить в них очень проблематично.
Основной «параметр», влияющий на комфорт при кручении педалей в велоботинках – жёсткость подошвы. Чем жёстче подошва, тем больше временны можно провести в седле, тем меньше будут уставать ноги. Но ходить в гоночных туфлях, где жёсткость подошвы стремиться к абсолютной, достаточно тяжело, поэтому следует искать компромисс. В любом случае, выбирая из двух туфель, выбирайте те, где подошва будет жёстче – в конце концов, обувь приобретается для катания, а не для повседневной ходьбы. Многие хорошие туфли оборудованы баклями – застёжками на зубчатых ремешках. Подобных застёжек я рекомендовал бы сторониться – их надёжность невелика, а запасные части доступны только для пары марок. Также, при наличии выбора, не стоит останавливаться на шнурках – регулировать зоны затяжки в долгих поездках будет затруднительно. Идеальный вариант на мой взгляд – классические три липучки, дающие как надёжную фиксацию, так и лёгкость в подгонке «на лету».
Экзотика вроде BOA и других аналогичных систем на совести тех, кто их придумал – готовьтесь к тому, что в самый ответственный момент всё это счастье может немножко сломаться.
Заключительная часть: нужно или нет?
Итак, в качестве резюме:
1) контактные педали вам абсолютно точно нужны, если:
Вы долго и помногу ездите, ваш стиль езды энергичный, вы не чужды спринтам и вас не пугают затяжные подъёмы.
Вы катаетесь часто по пересечённой местности, любите скоростную езду по бездорожью, думаете о выездах в горы.
Вы хотите улучшить свои показатели – ездить быстрее, лучше контролировать байк, научиться правильно крутить педали, повысить свою выносливость.
2) контактные педали не нужны, если.
Ваши выезды эпизодические, катание для вас скорее отдых, чем спорт.
Ваши навыки управления велосипедом далеки от идеальных, вы катаетесь на горном велосипеде первый или второй сезон.
Вы исповедуете экстремальные дисциплины – стрит, дёртджампинг, триал, фрирайд. (к даунхиллу, трейлу, эндуро и олл–маунтин это не относится)
Спорным остаются несколько вопросов:
Катание зимой – тут мнение разделились, опытные юзеры контактов ищут себе подходящую обувь или закупаются бахилами, противники контактов называют их сторонников самоубийцами. Лично мне без контактных педалей на байке попросту некомфортно вне зависимости от погоды и качества дороги.
Катание в горах: противники контактов отчасти правы, бывают ситуации, когда быстро и чётко встегнуться достаточно проблематично. Но с появлением навыка, проблема уходит. Слетевшая же на большой скорости с педали нога – дорога к серьёзной уборке, равно как и нога не вовремя выставленная. Так что контакты в горах на совести их юзеров, как бы то ни было.
|
|
|
28.04.2010, 19:55
|
#3 (посилання)
|
Адепт Харбариума
Зараз:
на форумі
Звідки: Default City
Снаряга: Yamaha Tracer 9, YT Jeffsy Pro Race. Blizzard: SRC WC 165, WRC WC 180, Rustler 11 188
|
Статья не моя. Источник указать не могу, т.к. это закрытый блог.
Скажу от себя. Всю жизнь, начиная с порванной на лыжах связки, катаю только в контактах. Когда закончилось кросскантри, контакты просто стали шире. Сначала Азоник с Шимановской системой, а теперь Crank Brothers. Вот такие:
Ничего плохого сказать не могу. Катал везде, прыгал всё, даже дёрты(!)... Проблем с выстёгиванием не встречал в своей жизни. Единственная трабла - множественные крутые повороты, в которых нужно выставлять ногу. Встегнуться сложноватенько
Но этот минус полностью покрывается плюсами контроля в воздухе и на расколбасах.
P.S. В воскресенье на Lemberg Inline пытался прыгнуть банник на байке Рэйна и круто получил шипами топталок по ноге. Куча кровищи, невозможность катать на роликах и т.п. Останусь на контактах
|
|
|
29.04.2010, 09:18
|
#4 (посилання)
|
extreme.com.ua
Зараз: поза форумом
Звідки: extreme.com.ua
Снаряга: вдома
|
На моих педалях кровь Шеридана...жесть...не буду их мыть (продам за дорого!)
Сам когда-то зацепил ногой эту же топталку (нога соскользнула при попытке прыгнуть банник, точь-в-точь, как Шеридан). Шрамы красивые остаются.
Но на контакты не променяю, так как не любитель я долгого педалирования (пока что).
п.с. а шипы на топталках реально злые. Где-то так...
|
|
|
29.04.2010, 10:49
|
#5 (посилання)
|
English Deutsch Italiano 日本語
Зараз: поза форумом
Звідки: Kiev
Снаряга: Elan Mag Spice 2008,
БОРД!!!!!!!!! Armada Cantica 2012, Specialized Rockhooper 2008
|
+1 к Рейну
мне Сера тоже педали с такими же жестокими шипами поставил
за счет хорошего сцепления с подошвой-скорость вкручивания резко возрасла, чего от меня и добивались
контакты, конечно, еще больше придадут ускорения, но я пока не готова променять царапины на голени от шипов на синяки на бедре от резкого торможения в контактах))
|
|
|
29.04.2010, 10:54
|
#6 (посилання)
|
Всегда на форуме
Зараз: поза форумом
Звідки: Kiev
Снаряга: ARMADA AR7, ARMADA TST, SEBA FR2, NORCO SHORE ONE + 888sl ata
|
у меня эти педальки (что на фото), это VP 559, поставил недавно на замену штатным пластиковым топталкам веллгоу, шипы на них и вправду злые (мелкие с резьбой наружу, под маленький шестигранник), фиксирует ногу очень хорошо, но даже при ведении вела рядом с собой может оставить царапину при задевании педали ногой.
|
|
|
29.04.2010, 11:04
|
#7 (посилання)
|
extreme.com.ua
Зараз: поза форумом
Звідки: extreme.com.ua
Снаряга: вдома
|
Цитата:
Коментар від Katastrofa
за счет хорошего сцепления с подошвой-скорость вкручивания резко возрасла, чего от меня и добивались
|
думаю, такие шипы больше для фиксирования ноги при динамичной езде (чтобы с педальки не слетала), а на скорость "вкручивания" не особо влияют. Хотя...смотря какая длинна шипов на педальке - если около 1,5-2 см, то может и влияет
п.с. или я не прав?
|
|
|
29.04.2010, 11:06
|
#8 (посилання)
|
Всегда на форуме
Зараз: поза форумом
Звідки: Kiev
Снаряга: ARMADA AR7, ARMADA TST, SEBA FR2, NORCO SHORE ONE + 888sl ata
|
прав
|
|
|
29.04.2010, 22:24
|
#9 (посилання)
|
Давно на форуме
Зараз: поза форумом
Звідки: киев
Снаряга: Race SL Fusion Pro The Green Ski
|
после того, как кто то попробует катать на контактах, обратно не вернется.
я во всяком случае, знаю одного чела, который ооочень долго и крайне болезненно
переходит с контактов на топталки. Причину, кстати, не спросил.
Контакты рулят однозначно.
- удобно
- безопасней
- комфортней
- красивее
При том, что это касаемо и жесткой езды...
Добавлено через 9 минут
Цитата:
Коментар від Rain
думаю, такие шипы больше для фиксирования ноги при динамичной езде (чтобы с педальки не слетала), а на скорость "вкручивания" не особо влияют. Хотя...смотря какая длинна шипов на педальке - если около 1,5-2 см, то может и влияет
п.с. или я не прав?
|
не прав, имхо
такие шипы для удерживания байка /БМХ-а, напр./ при исполнении фишек,
это касается и спусковых дисциплин для любителей топталок
при динамичной езде /высоком каденсе/ ноги слетают со всех педалей, кроме
контактов. Это и опасно. Ибо когда ноги "привязаны", это создает больше вариантов управления/владения байком и в экстремальных ситуациях тем более.
Именно "привязанные ноги" многих пугают, но это глубокое заблуждение
|
|
|
30.04.2010, 09:03
|
#10 (посилання)
|
extreme.com.ua
Зараз: поза форумом
Звідки: extreme.com.ua
Снаряга: вдома
|
Цитата:
Коментар від Maximilian
после того, как кто то попробует катать на контактах, обратно не вернется.
я во всяком случае, знаю одного чела, который ооочень долго и крайне болезненно
переходит с контактов на топталки. Причину, кстати, не спросил.
Контакты рулят однозначно.
- удобно
- безопасней
- комфортней
- красивее
При том, что это касаемо и жесткой езды...
Добавлено через 9 минут
не прав, имхо
такие шипы для удерживания байка /БМХ-а, напр./ при исполнении фишек,
это касается и спусковых дисциплин для любителей топталок
при динамичной езде /высоком каденсе/ ноги слетают со всех педалей, кроме
контактов. Это и опасно. Ибо когда ноги "привязаны", это создает больше вариантов управления/владения байком и в экстремальных ситуациях тем более.
Именно "привязанные ноги" многих пугают, но это глубокое заблуждение
|
я имел в виду именно то, что "динамичная езда" - это и есть выделывание всяких там фишек, прыжков и т.д. Про высокий каденс не говорил вобще, про это говорила Катастрофа (если внимательно посты читать)...
а вобще, на вкус и цвет все фломастеры разные...Мне, например, больше нравятся по виду топталки, считаю что они "красивее".
Добавлено через 2 минуты
Цитата:
Коментар від Rain
думаю, такие шипы больше для фиксирования ноги при динамичной езде (чтобы с педальки не слетала), а на скорость "вкручивания" не особо влияют.
|
я ж чётко написал. Максимилиан, в чём я не прав?
Добавлено через 2 минуты
п.с. если есть и топталки и контакты - значит это кому-нибудь и нужно? Значит и у топталок есть какие-то плюсы, правда? :wink:
|
|
|
Тут присутні: 1 (учасників - 0 , гостей - 1)
|
|
Ваші права у розділі
|
Ви не можете створювати теми
Ви не можете писати коментарі
Ви не можете долучати файли
Ви не можете редагувати коментарі
HTML код Вимк.
|
|
|
При цитуванні гірськолижного форуму на інших ресурсах, активне посилання на extreme.com.ua обов'язкове.
|
| | New Users | New Posts | Visits | Pageviews | Search Engines | Direct Traffic | Referring Sites |
---|
Today | 0 | 1 | 7 | 14 | 7 (78%) | 1 (11%) | 1 (11%) |
---|
Yesterday | 0 | 3 | 150 | 491 | 78 (52%) | 68 (45%) | 4 (3%) |
---|
Month | 7 | 96 | 3828 | 12188 | 2359 (62%) | 1414 (37%) | 58 (2%) |
---|
|
|
|