Кончита Вурст, выиграв Евровидение, конечно, разорвала шаблон, но совершенно не в том месте, где все подумали. Телевизионные наши и фейсбучные комментаторы брызгали ядовитой слюной так, словно женщина с бородой — это из ряда вон выходящее явление, красноречиво свидетельствующее о безоговорочной победе гей-лобби, окончательном растлении Европы и вообще приближении Страшного Суда, отсрочить который может только Россия с ее духовными скрепами.
Чего так разорались, на первый взгляд не понятно. На телевидении, где каждый уикенд у нас — мужики переодетые бабками и где во всех праздничных концертах — травести-дива Монро, Верка Сердючка. Женщины с бородой никогда не видели?
Между тем, феномен женщины с бородой широко известен как мировой культуре, так и российской.
Известен, например, портрет бородатой женщины Маддалены Вентуры кисти Хусепе Риберы. На картине бородатая женщина кормит грудью младенца. Эта Маддалена была шутихой при дворе неаполитанского вице-короля Фернандо Афана. То есть если бородатая женщина — одна из придворных шутов, это никого не шокирует, а даже занимает.
Некоторые бородатые женщины были даже весьма знамениты. Например, Присцилла Лаутер, цирковая артистка, «девушка-обезьянка», которая, к слову сказать, кроме того, что сделала успешную цирковую карьеру, всю жизнь прожила в счастливом браке с не менее известным цирковым артистом Эммитом Бежано, «мужчиной с крокодиловой кожей». То есть в цирке, во фрик-шоу бородатая женщина никого не смущает — запомним это.
Встречается бородатая женщина и в опере Игоря Стравинского «Похождения повесы». Меццо-сопрано, между прочим. А либретто оперы написал, между прочим, Уистан Оден. Но в опере Стравинского бородатая баба турчанка — персонаж лондонского дна, куда герой погружается, вероломно оставив возлюбленную с говорящим именем Энн Трулав. То есть бородатая женщина кажется уместной, если она персонаж социального дна — запомним и это.
В словаре Даля встречается слово «бородуля», то есть женщина с бородой. И приводится ругательная простонародная пословица «Бородуля — не мужик». То есть опять же, бородатая женщина никого не смущает, если она часть простонародной брани — и это запомним.
Наконец, всякий, кто бывал, скажем, в Гамбурге и гулял по Рипербану, знает, что женщин с бородой там едва ли не больше, чем женщин без бороды. И никого это не смущает, включая русских туристов. Иными словами, никто не смутится, встретив женщину с бородою в квартале красных фонарей.
Но на телевидении?! На респектабельном телевизионном канале?! В эфире важного международного музыкального шоу?! Вот тут появление женщины с бородой вызвало негодование у других телевизионных персонажей.
Оно и понятно. Следите за логикой. Из вышеприведенных примеров следует, что бородатая женщина традиционно может существовать:
- в компании придворных шутов
- в цирке
- на социальном дне
- среди бранных слов
- в квартале красных фонарей
И вот мы видим бородатую женщину на телевидении. Следовательно телевидение — это:
- компания придворных шутов
- цирк
- социальное дно
- среда бранных слов
- квартал красных фонарей
Понятно, почему телевизионные персонажи возмущаются столь явному разоблачению их среды обитания. by
dear.editor@snob.ru (Валерий Панюшкин)