Преамбула.
Просмотрел отчёты тута. И я со своим получаюсь, как со свиным рылом — в калашный ряд. Но пусть будет. Все когда-то были такими.
Я ни фига не лыжник. Так, катался где-то когда-то. И не телемаркер.
Первое моё лыжное снаряжение выбиралось вдумчиво и неспешно по принципу: один набор для всего на свете — от охоты на тюленей до погони за теннисным мячиком с вершины Эльбруса.
И когда захотелось покататься — назад ходу не было. Бачили очі, що купували.
Я положил в машину нехитрый комплект, названный мною же Телекитом и двинул в такой себе развлекательный комплекс с трассой впридачу. Называется Мигово.
Приехали в субботу в полдень. Накануне я спрашивал на форуме extreme, не будет ли кто из телемаркеров в Мигово в те же дни.
И чудо! Утром мне позвонили и благородный голос произнёс в трубку: — «Спасибо, что оставили номер телефона. Сегодня в Мигово телемарк-фестиваль и школа от лучших теле-райдеров Европы! Примете участие?»
Не... Вру... Не было этого.
Поэтому, начало не предвещало ничего хорошего.
Минут сорок я подгонял себя к снаряжению. Регулировал крепления, надевал лыжи, брал в руки палки, и палки выпрыгивали. Снимал перчатки, опять одевал палки, снимал лыжи, прятал перчатки в карманы, после чего терялся магнитный пропуск. Я находил пропуск и перепихивал перчатки в карман с шапкой... И опять регулировал крепления.
Периодически подходили катальщики. Доставалось и креплениям и ботинкам, но, в основном, комментировали лыжи (в мой рост — 185 см), с которыми я, и вправду чувствовал себя неловко на фоне окружающих щепок. Я дружески улыбался в ответ, но невольно вздрагивал, когда произносили «фрирайд».
На единственной трассе в Мигово три станции. Я вышел на первой. Всё, что выше — казалось практически вертикальным, а лыжники — выпущенными из рогатки.
Осторожно доехал траверсом до правого борта трассы, где наблюдалась огромная дыра в сетке и стал раздумывать, что делать дальше.
Через пять минут громкоговоритель щёлкнул и оповестил всех в округе, что какой-то идиот в оранжевой куртке подошел к дырке в сетке и собирается валить наружу. Примите меры, типа.
«Да, дружище. Таким неправым ты не был ещё никогда!» - восторженно ответил я громкоговорителю и достал из кармана оранжевой куртки большой комок листочков — распечатанную, но ни разу доселе ни открывавшуюся книгу «Telemark tips». И развернул первый листочек.
На нём было изображено следующее:
… К вечеру субботы я готов был проводить мастер-класс для себя утреннего.
Теперь, собственно мастер-класс и другие комментарии.
1. Альпийский стиль, называемый также Христиания, и Телемарк имеют общие корни. Некоторые движения в них идентичны. Возьмём, к примеру, сильнейший приём ploog (древненорвежск. plugg). Если Вы знатно мочили ploog-ом в альпийском стиле, поверьте: повторить то же самое в телемарке Вам не составит никакого труда.
2. На старте карьеры райдера поворачивать безопасней из положения сидя на снегу. Более быстрый способ — поворот в падении — не настолько эффективен. Точнее, упасть ты сумеешь. Но что повернёшь — не факт.
3. Бордерши симпатичные.
4. Когда ты научился поворачивать не в падении, а лыжами, при поиске места для поворота избегай участков, отполированных до льда бордерами, даже если они пологие. Выбирай участки, распаханные до целины лыжниками, даже, когда они круче.
5. Ты научился стоять на месте в потрясной стойке. Но едешь всё равно, как получается. Поэтому, иногда, с чистой совестью можешь прижать обе пятки к лыжам плотнее, и испытать сладкое чувство полного контроля над лыжами на скорости шесть, а то и семь километров в час.
6. До этого момента корова на льду была для тебя безличной абстракцией. Bingo! Теперь ты знаешь, как она выглядит!
Инструктора в Мигово благожелательны. Сразу оповестили, что телемарку тут никто не учит, поскольку и слова-то такого не знают. И на протяжении двух дней провожали меня доброжелательными и ироничными взглядами, как на прикольного и неопасного городского сумашедшего. И давали советы.
Все советы встречались в книге, и начинались двумя диаметрально противоположными фразами:
1. «...подобно альпийскому стилю...»
2. «... в отличие от альпийского стиля...»
Я не следовал ни тем, ни другим: не до того было...
И да... Об инструкторах: их работа со стороны выглядела исключительно профессионально. Не могу не отметить.
Просветлённые телемаркеры катаются по трассам, спускающимся по спирали с правильной формы конусовидных гор. Мне же, чтобы не ехать по линии спуска воды до логического завершения, нужно было разучить поворот.
Поворот, по моему тогдашнему мнению, являл собой квантовый переход из траверса в одном направлении к траверсу в противоположном. Что делать, для того, чтобы перейти из одного состояния в другое, я не знал. Поэтому садился, отдыхал, и спокойно переставлял лыжи. Ну, или падал.
Поворачивать, я полагал, нужно так:
А так поворот выглядит по инструкции:
Инструкция слабо отражала действительность. Для того, чтобы перекатиться на противоположный траверс, говорит она, нужно направить лыжи вниз. А вниз, как ни крути — беда. Здесь живут корни неуправляемости, неконтролируемой скорости и, в конечном итоге, падения носом в снег. Инструкция про это умалчивает.
Но делать нечего, и я решил попробовать.
По учебнику, у телемаркера должно быть шесть ног: внешняя, внутренняя, передняя, задняя, верхняя и нижняя. В некоторых случаях вырастают две вспомогательные — загруженная и незагруженная. Верхнюю и нижнюю ноги я нашел сразу. Для поворота по инструкции былы нужны ещё четыре.
Я решил обойтись двумя ногами, и сделал как в книжке. Повернул корпус вниз. Затем колени. Чуть-чуть. И лыжи повернули сами. И ещё чуть-чуть. И они развернулись. Все восемь ног встали на свои места.
К концу первого дня я понял: если ехать со скоростью чуть выше упомянутой — геройские лыжи иногда могут поворачивать сами почти без усилий, а частота падений парадоксально уменьшается.
Вначале меня направляла исключительно сила тяжести. Но, научившись почти не падать в повороте, я начал обращать внимания на контроль лыж.
Лыжи контролировались никак. Болтались, как два пропеллера. А на леденистых участках залегания бордеров - намного хуже, чем никак. Поперёк они ехали с той же скоростью, что и вдоль, и я всем телом наваливался на канты. И катил в постоянном заносе. По словам приятеля, во время коротких промежутков между падениями и остановками, за мной наблюдался перманентный фонтан снежной пыли. Мне нравится думать, что это выглядело здорово. Как в кино. Это было до того, как я увидел видео. Такого п...ца в кино не показывают.
В воскресенье, часа в три, когда всеобщее веселье достигло кульминации, пришлось закругляться.
Три признака кульминации катания.
1. Освежитель воздуха с запахом перегара, рядом с очередью на бугель, включают на полную мощность.
2. Большая часть катающихся начинает верить: если потрёшь своей волшебной лыжей о волшебную лыжу впереди стоящего, то есть мою — скорость бугеля возрастёт и очередь двинется быстрее.
3. В большом количестве появляются ОНИ. Они летят. Напрямик, плугом, в раскоряку, в невообразимых позах. Они преодолевают звуковой барьер и звук от полощущихся на ветру, распахнутых кожаных курток остаётся далеко позади. Отъехать на лыжах пару шагов от бугеля для них невообразимый труд. Они падают, будто вчера научились ходить, и пытаются переставить лыжи в нужном направлении — вниз. Как только направление задано, они начинают лететь.
Всё. Вдохновение закончилось. Баиньки.