Раньше я печатал фотографии . Аккуратными стопками они теснятся в шкафу , ярким глянцем и насыщенными красками вызывают улыбку . Они тактильны , каждое прикосновение к небольшому листу фотобумаги дает ощущение тепла в душе , отличная память , история наяву . На печатных носителях я еще щекастый , в смешном лыжном комбинезоне с отвисшим задом , на изящных лыжах , с распарованными палками . Это первые поездки , первые шаги , первые падения … Многоснежные зимы , безвизовая Словакия , прямой ковбойский Харьков – Ужгород .
Ровно 15 лет назад , осенью 1998 –го , на первенстве Европы по водным видам спорта среди ветеранов в Австрии я получил предложение от которого не смог отказаться . И нисколечко не жалею , наоборот , считаю судьбоносным . Мы заняли второе место в эстафете и опьяненные успехом , заразительно хохоча шлялись по венским улочкам , поставили на уши парк Пратер , сорвав парочку кушей в разных конкурсах . Мой друг Роберт , душа компании прямо спросил меня « Как ты можешь не стоять на лыжах ? «
Честно говоря , я не был готов к разговору о горных лыжах , всю жизнь в спорте , чего я только не видел , поэтому я принял информацию и не более того . Я не выделял лыжи из большого перечня видов , которыми занимался . Горы были далеко , примеров из жизни было мало . В школе со мной учился Алик Орлов , который ежегодно пропускал часть третьей четверти , уезжая с родителями на какие –то далекие Домбай и Чегет . Алик постоянно облазил , розовые щеки сползали кусками , почерневшие губы – что с ними там делают , таскают лицом по снегу что ли … Таких слов как склон , трасса , бугры я еще не знал . Но фейс Алика настораживал .
Роберт , хвала ему , был настойчив . И в ноябре на семейном совете мы приняли решение . Новый Год встречаем в Словакии , пытаемся приобщиться к лыжам , посещаем термалы .
Сейчас на вебке я не могу смотреть без смеха на свою первую трассу . Jamy в Татранской Ломнице , бугель , казавшийся верхом совершенства , учебный замасленный трос , страшнючий уклон . А самые первые шаги – это вообще содрогание , трехметровый уклон возле прыжковых трамплинов , отработка стойки , первый поворот . Я умудрился один раз упасть даже здесь .
Но день на третий я смог выполнить целый спуск без остановки , судорожно , по –пингвиньи перебирая скованными лапками по бокам трассы , чтобы не заехать на черепашьей скорости в смереки . На пологом выкате можно было слегка пофорсить .
Мой учитель сейчас мне кажется гуру терпеливости , идолом педагогики . как же это нелегко , владея в совершенстве техникой , закусив губу стопятьдесятпятый раз обьяснять неуклюжему адепту куда и зачем колоть , что и когда нагружать , как правильно падать , плуг , полуплуг . О , я был мастером железного плуга , мои мощные ноги могли уверенно держать меня на отвесном склоне , пока не сводило бедра . В плуге я был силен !
Робичек интуитивно понял как меня надо учить , в Смоковце он не сказал мне ни слова , просто потащил за собой . Я не мог отстать от своего учителя , падал ,вставал , боролся , рисковал , чувствовал свист ветра , закусив губу ощущал солоноватый привкус скорости . Выстоял .
В следующем году мы уже теребили Роберта – когда же поездка , есть ли жилье , что нового ты нам покажешь , а вот чем мы можем похвастаться . Так и пошло , поехало , завертело , мир стал вращаться быстрей . Калейдоскоп стран , Европа , родные украинские елки , отчаянный Кавказ .
15 лет – период , как ни крути . Если я без чего-то представляю свою жизнь , то только не без лыж . Это не лыжи теперь вписываются в жизненный уклад , а жизнь строится вокруг горных лыж . Это новые лица , новые города , новые знания и познания . Уверенность в самом себе , удивительное ощущение своего мышечного совершенства , захватывающий дух приключений , легкое головокружение от панорамы , эйфория владения лыжами и телом , упоение скоростью и выверенностью линий .
За эти 15 лет низкий поклон моему первому учителю , человеку , открывшему для меня горные лыжи , мир зимних увлечений . Без преувеличения – подарившему еще одну жизнь . На Востоке говорят « Когда созрел ученик – приходит учитель « . Я был хорошим учеником . По –моему , что –то из меня получилось
Добавлено через 1 минуту
Меньше всего я ожидал увидеть в своей биографии привязанность к каким-то знакам , символизм и нумерологичность . Однако поставив галочку на отметке « 15 лет на лыжах « , тут же под карандаш подвернулась другая дата . Оказывается прошло пять сезонов , почти пять лет …
В феврале 2009 Чегет был ослепительно ярок . Казалось , что солнце зависло в зените . То и дело брызги расплавленного снега взрывались на одежде , на лыжах , на кое-где показавшихся рыжеватых камнях . Громадина Донгузорун улыбался в седые усы , глядя на наши шалости . Бугры центра , прохлада южного склона , прикрытого горой , выкатанный до состояния свежевыбритого прапорщицкого подбородка Доллар , леденящий холод Баксана . Огромное количество снега , кванты счастья , веселый смех .
Этот щенячий восторг от радости пребывания в Горах не могли смазать даже постоянно проваливающиеся лыжи . Вроде бы отличные слаломки , но что –то здесь было не так . Меня постоянно тянуло за обочину , туда где по пояс и больше , на запретные севера , по бескрайним полям Эльбруса .
Горнолыжный ступор накрывал меня после каждой поездки . Это легкий флер воспоминаний , кликанье по самым удачным фотографиям , постепенно уходящая бронза кавказского загара , молчание наряду с легкой улыбкой , бродящей по лицу .
Будучи любознательным я накачал кучу фильмов про горы , кучу планов , карт-схем , описаний . За ними стоял чей –то напряженный труд , чей-то героизм ,а иногда и жизнь .
А потом я посмотрел STEEP и пропал . Как всегда , проверяя качество записи , я кликнул мышкой где –то посредине синей строчки . Стремительный парень в красной куртке катился , нет , что я говорю , летел по склону . Это же свободное падение , бросок , это за гранью реальности и понимания . Это совершенство , хотя как может совершенство быть таким легомысленным , лишенным всякого видимого физического усилия . Так не бывает , где бугристые мышцы , где атлетизм , где выверенные траектории …
Парень в красной куртке был просто дьяволом . Он ломал все представления и стереотипы , он делал бэк флип ( о , я теперь знал это страшное словосочетание ) почти касаясь головой склона , он вместо S – образной кривой , напоминающей лекало , писал слегка изогнутую прямую , перемежая ее гигантскими прыжками .Через несколько секунд я уже знал его имя . МакКонки . Шейн МакКонки . Сорви –голова , выдумщик , отчаяный рубака , просто босяк . Он запал мне в душу . Я взахлеб смотрел его фильмы – Yearbook , , Ski Movie 1 ,2 ,3 , In Deep , Freeskier .
Я научился ходить на руках как он , я тут же побежал за своими первыми широкими лыжами . Конечно же это были К 2 , вернее мне символично хотелось потрогать рукой , попробовать Spatulа , да где же ее взять . Я затаил дыхание рядом с Pontoon , но мне они казались подобными борду . Ок , значит SETH .
И на Драгобрате я уже был на новеньких фэтах , пылил задниками на трассе , резал заструги , экспериментировал со стойками , прыгал , хрустел коркой наста . Я подсматривал у него стойки , смены ритма , работу корпусом , великолепные сносы в поворотах .
Только Шейн , великий Шейн , человек , опередивший время , за мгновение прошедший путь десятилетий в горных лыжах , разбился в Доломитах , выполняя сумасшедший по красоте Sky – dive с вингсьютом ….
В следующем году я попал в Гудаури . Это был рай для парней на широких лыжах , эти океаны снега , где можно бесконечно плыть то погружаясь до колена , то весело резвясь на ходах , почти не касаясь склона . Выходы на перемычку , прыжки с больших камней , первая лавина , прогрохотавшая рядом . Понимание того , что скорость и контроль – две половинки одного целого . Непонятная твердость трассы , случайно на пятый день оказавшейся под ногами .
Я тогда был податлив как пластилин , молчал , слушал , читал , смотрел . Осторожно гладил инопланетные поверхности новенькой Армады . Дэн сказал свое слово , оно попало на благодатную почву . Новые лыжи влюбили в себя бесповоротно , а когда я попробовал их на Боржаве ... Даже не могу сказать , что было сильнее – первый поцелуй великолепной Армады после отчаянного трипа по третьему отрогу или оглушение и легкое головокружение от знакомства с таинственной , романтичной , загадочной , непредсказуемой как настоящая леди Боржавой .
Пять лет вдали от трасс , пять лет на широких , иногда строгих , иногда забавных всегда дружелюбных лыжах , пять сезонов новой лыжной философии – свободного катания , естественных рельефов , парения , монотонной ходьбы с яркой вспышкой вкусного спуска .
И теперь я по-спортивному зол и заряжен . Я хочу вернуться к истокам , со своей командой обладателей причудливо загнутых лыж , облегающих рюкзаков , позвякивающих снарягой , ярких мешковатых одежд . Я хочу на Кавказ . Я хочу запивать солоноватый вкус чегетских бугров железистым нарзаном , хочу почувствовать на лице прохладу в тени серой громадины , заслоняющей полмира , выписать полукилометровую дугу , разогнавшись от Приюта , дать волю застоявшимся коням , первым расписывая парочку нетронутых полей чуть пониже Мира , аккуратно пройти узкий кулуар от Слоновьих задов .
А когда –то я просто мельком увидел МакКонки … Спасибо , Шейн !!