От хорошего человека получил рекомендации по обучению детей повороту на параллельных лыжах
Данная прогрессия может быть полезна многим взрослым и даже хорошо катающимся
Поделюсь текстом без изменений
Тут конечно трудно подобрать что-то одно что работает для всех; шестилетние в среднем еще не доросли до того что сознательно учиться горным лыжам, они хоть и обезьянничают и повторяют все что видят, с технически трудными и непривычными движениями им может быть трудно. Дочь у вас конечно в другом положении так как она уже почти знает как сделать параллельный поворот.
В принципе есть последовательность для тех кто упорно и постоянно использует плуг, и последовательность для тех кто никогда не ездил на лыжах или не обязательно применяет плуг. И конечно для тех кто имеет больше опыта упражнения назначаются индивидуально в зависимости от их слабостей (которые есть у всех, на любом уровне и при любом стаже).
Я бы предложил следующую последовательность. Она как бы попадает посредине между детьми. Младшему может быть будет трудно, старшей может быть будет немного скучно. Но попробуйте потому что она отрабатывает много полезных компонентов (и для нее тоже):
• Узкая стойка
• Перенос веса на внешнюю ногу
• Закантовка стопой внутренней ноги
• Передняя стойка
• Использование внешнего канта внутренней ноги и перенос веса на закантованную на внешнем канте ногу
• Основы counterbalancing.
Это очень простая и очень эффективная последовательность. Вам наверное придется проработать ее сначала самому чтобы уверенно и со “знающим видом” показывать детишкам (всем или тем кому это надо). Вам вероятно будет интересно найти в ней ассоциации с тем над чем Вы работаете сейчас, а некоторые навыки может быть помогут подойти к вашим собственным упражнениям немного с другого угла, так сказать.
Закончив писать все это, я должен признать что Вам видимо придется самому над этим поработать чтобы все более менее запомнить и прочувствовать – а то дети скажут что ты папа сам ничего не знаешь и по бумажке смотришь, а нас тут учить берешься. Но вреда в этом нет. Это хорошие упражнения и для детей и для взрослых. Они не содержат никаких элементов которые бы не использовались в технике экспертного уровня.
Первое упражнение в последовательности – это подняться лесенкой вверх по склону. Для этого вам понадобиться пологий склон рядом с выкатом. При этом научите детей напрячь стопу в ботинках, чтобы помочь ей удерживаться на ребре, особенно на внешнем канте верхней по склону лыжи. Может быть устройте соревнование кто сможет закантовать лыжи больше, шагая лесенкой боком вверх. Скажите им что у каждой лыжи есть два канта, внутренний и внешний. Нижняя по склону лыжа стоит на внутреннем канте, верхняя по склону – на наружном канте. Чтобы было легче запомнить, скажите им что у них на ноге есть пять пальцев, есть большой палец и с другой стороны маленький. Спросите на канте со стороны какого пальца они стоят. Пусть проделают это упражнение в обе стороны, так чтобы сначала задействовать внутренний кант левой ноги и внешний правой, а потом, повернувшись на том же склоне на 180 градусов, задействовать внутренний кант правой ноги и внешний левой.
Я думаю что все знают как подниматься лесенкой. Картинка не нужна. Главное – это обратить внимание на каких кантах лыжи, создать ощущение напряжения внутри ботинка чтобы не дать лыже сойти с канта, и особенно понять что есть внутренний и внешний кант и на внешнем канте може можно стоять. Если дети когда-либо учились плугу, они привыкли использовать только внутренние канты.
Цель этого упражнения – не научиться подниматься лесенкой а научиться сознательно использовать канты и сознательно задействывать стопу в ботинке чтобы лыжа держалась на канте.
Второе упражнение – перенос равновесия с ноги на ногу на плоском месте. Пусть дети встанут на совсем плоском месте, так чтобы их лыжи никуда не ехали. Пусть они приподнимут пятку одной лыжи так чтобы носок оставался на снегу. Если у них поднимается и отрывается от снега вся лыжа, им надо немного оттянуть эту ногу назад. Отрываться должен только хвост. Ноги должны быть рядом с друг другом. Высоко поднимать ногу не надо, только чуть чуть , может быть так чтобы оторвать хвост сантиметров на 5-10, не больше. Потом пусть они опустят эту лыжу на снег и так же оторвут от снега другую ногу.
Цель упражнения – научиться стоять на лыжах на одной ноге и переносить вес с ноги на ногу. Также цель научиться держать вес впереди. Если у лыжи отрывается только хвост, это признак передней стойки. Лучший способ перейти в переднюю стойку – это оттянуть свободную поднятую ногу назад по себя.
Третье упражнение – то же самое что второе, но в движении вниз по склону на выкате.
Найдите очень пологий склон где-нибудь на выкате где лыжи еле еле едут сами по себе. Пусть дети направят лыжи вниз по склону (не поперек а строго вниз) и когда лыжи поедут попереступают с ноги на ногу в движении.
Цель этого упражнения – не бояться переносить вес и ехать на одной ноге когда лыжи движутся на снегу. Также научиться держать ноги вместе и не позволять им разъезжаться.
Очень пологий склон очень важен. Иначе дети начнут тормозить и могут оказаться в плуге или широкой стойке. В широкой стойке невозможно переносить вес с ноги на ногу без больших движений корпуса.
Обратите внимание на следующее:
• Подниматься (отрываться от снега) должны только хвосты лыжи, не носок и не вся лыжа. Если этого не получается, посоветуйте детям оттянуть поднимаемую ногу назад под себя. Если отрывается хвост лыжи – это признак передней стойки. Если отрывается носок – это признак задней стойки. Если поднимается вся лыжа – это признак нейтральной стойки. Вы хотите чтобы дети были в передней стойке, и лучший способ этого добиться – оттянуть оторванную от снега ногу назад по себя.
• Лыжа опускается назад на снег в плоском положении, так же как она была когда ее оторвали от снега.
• Ноги находятся близко друг к другу и не расползаются в стороны или упаси бог в плуг.
Четвертое упражнение. То же самое поперек склона.
Здесь вы можете использовать немного более крутой, скажем зеленый склон. Пусть они встанут поперек склона, направив лыжи чуть вниз. Они могут использовать палки чтобы лыжи сразу не поехали. Напомните им про упражнение подъема лесенкой. Напомните им про то что они должны напрять ступни внутри ботинок чтобы не дать лыжам выпрямиться на снегу. Обе лыжи должны быть закантованными, нижнияя на внутреннем канте (сторона большого пальца ноги), верхняя по склону на внешнем канте (сторона маленького пальца ноги). Пусть они теперь позволят лыжам поехать поперек склона (внимательно смотрите за едущим вниз народом и выберете момент когда это безопастно делать). В движении, пусть они начнуть поднимать то одну то другую ногу.
Наиболее вероятная ошибка здесь – это поставить верхнюю по склону ногу плоско на снег. Признак что это случилось – верхнее по склону колено ушло внутрь и колени оказались вместе.
Так не надо делать потому что приземление (перенос веса) на плоскую ногу тут же приведет к плугу. Они должны помнить что верхняя по склону нога находится на внешнем канте и она должна опуститься опять на внешний кант.
Если у них плохо получается делать это на обоих ногах, или есть тенденция опускать на склон верхнюю по склону лыжу в плоском состоянии, пусть они сначала поднимают и опускают только верхнюю по склону лыжу. Умение использовать наружный кант лыжи – это очень важное умение в горных лыжах, ему надо учить с первых шагов. Неумение это делать приводит к появлению плуга в начале поворота.
Так что, подняли, опустили, ноги вместе, лыжи вместе.
Пока что это все движение по прямой. Критерий успеха – уверенное удержание лыжи на канте в движении. Каждую лыжу достаточно оторвать на одну – полторы секунды. Не надо суетиться и дергать ногами туда-сюда, но и ехать поперек всего склона на одной ноге тоже не надо. Главное – не скорость а четкость.
Если лыжа не будет удерживаться на канте, она начнет проскальзывать и это будет очевидно. Помните ваше упражнение по боковому проскальзыванию?
Пятое упражнение в последовательности. Закантовка оторванной лыжи.
Здесь начинается то что большинству катающихся на вашей местной горе скорее всего неизвестно, и что может оказаться сюрпризом для вас. Вам будет интересно с этим поэкспериментировать. В горных лыжах, поворот создается движением разгруженной внутренней ноги (даже оторванной от снега внутренней ноги). Достаточно только ее закантовать. Это может звучать как волшебство и это выглядит и работает как волшебство, но на самом деле это всего навсего еще один пример кинетической цепочки в действии.
Но сначала стационарное упражнение на плоском месте (или почти плоском, лыжи поперек склона).
Попросите детей привычным для них образом приподнять хвост одной из лыж и оторвать его от снега. После этого, не опуская его вниз, попросите их закантовать эту лыжу, наклонить ее таким образом чтобы ее основание смотрело на ботинок ноги на которой они стоят. Это движение начинается от стопы, команда дается стопе, но конечно же в конечном счете автоматически задействуется колено. Но дети не должны думать о колене. Колено сместиться само по себе.
Обратите внимание что на правой картинке внешний кант лыжи касается снега и лыжа наклонена относительно снега. Ноги должны быть близко друг к другу и закантованная лыжа может касаться ботинка опорной ноги.
То же самое сзади. Обратите что поднятая лыжа закантована а между коленями образовалось пространство.
В силу нашей анатомии, когда мы это делаем, хвосты лыж могут почти пересечься или почти пересечься а носки скорее всего разойдуться. Это нормально.
Это движение по закантовке оторванной лыжи очень неестественно для нас. Мы не делаем этого в каждодневных движениях вне лыж. Над этим надо работать и к этому надо привыкать.
Пусть дети поделают это обоими ногами достаточно много чтобы отработать это движение и его запомнить. Обращайте внимание чтобы они не просто поднимали лыжу вверх. Ее нужно поднять и закантовать. Чем сильнее тем лучше. Повторите им много раз что это движение начинается внутри ботинка, пусть они думают что у них на ноге тапочек и его нужно повернуть чтобы показать его подошву другой ноге.
Шестое движение. То же самое в движении.
Это то где становится по настоящему интересно. Выберете очень пологий склон, так чтобы лыжи не могли сильно разогнаться вниз по склону и детям не потребовалось начать поворачивать привычным им способом. Скажите им что они должны направить лыжу вниз по склону, поднять и закантовать правую ногу, и спокойно ехать на левой ноге. Устройте соревнование кто сильнее закантует оторванную ногу.
Дети будут ожидать что лыжа поедет прямо. Но как только они оторвут и закантуют свободную ногу, лыжа начнет поворачивать.
Скажите им что это волшебство. Скажите им что лыжа сама знает куда поворачивать. Пусть они теперь сделают то же самое в другую сторону, а потом – cвязанные повороты совмещением переноса веса с ноги на ноги и поочередной подъемом и закантовкой то левой то правой ноги, так что пусть едут нбольшими дугами. Очень важно чтобы они опускали ногу на снег в закантованном состоянии, не пытались опустить ее плоской. Пространство между коленями должно оставаться пока они не перенесут вес. Завершать дугу поворота на этом этапе не обязательно, небольшие повороты достаточны.
Еще раз про критерии успеха. Склон должен быть очень пологим чтобы они не пытались cознательно повернуть или направить в нужную сторону опорную ногу путем отталкивания или прокручивания тела. Опорная нога должна быть полностью пассивной.
При отрыве “внутренней” ноги только хвост лыжи должен отрываться от снега. Носок должен оставаться на снегу. Если это не получается, значит они в задней стойке, пусть оттянут ту ногу которую они поднимают (или обе ноги) назад под себя чтобы придти в переднюю стойку. Это делается мышцами задней части бедра.
Просто подъема ноги недостаточно, надо ее закантовать. Это непривычное движение над которым надо работать. Вы сможете увидеть делают они это или нет по движению колена и по появлению пространства между коленями.
Лыжи и ноги должны быть как можно ближе друг к другу. Широкая стойка здесь не работает.
Опорная нога должна оставаться полностью пассивной.
Если поворот не получается, они или все еще в задней стойке, или недостаточно закантовывают оторванную ногу.
Это самая простая версия параллельного поворота. Его механизм – проскальзывание опорной лыжи (как то что Вы обсуждали с Виктором) но вращательный момент создается в момент закантовки свободной ноги. Опорная лыжа чуть встает на кант и проскальзывает в результате чего возникает поворот.
Продолжайте делать это на очень пологом склоне (в лягушатние – учебном склоне?) пока это не начнет работать автоматически. К этому понадобится добавить еще несколько компонентов (упражнений) чтобы это превратилось в полноценный поворот.
Седьмое упражнение. Оно отрабатывает привычку держать ноги вместе. Или скорее ее укрепляет. Также она укрепляет привычку удерживать равновесие на внешнем канте верхней по склону лыжи. И вносит чуть разнообразия.
Пусть дети едут поперек склона в узкой стойке и то поднимают то опускают нижнюю по склону ногу. Закантовывать ее не нужно, только оторвать хвост. Но зато теперь нужно ботинком поднятой ноги дотронуться до ботинка опорной ноги. Пусть они поцелуются, или погладят друг другу.
Пусть они сделают это упражнение в обоих направлениях поперек склона. Цель – узкая стойка. Чем уже стойка, тем легче переносить равновесие с ноги на ногу.
Главные возможная ошибка – это то что дети забудут о том что они должны напрягать ногу в ботинке чтобы удержать опорную лыжу на канте (на канте с той стороны где у них маленький пальчик ноги). В этом случае лыжа начнет проскальзывать вниз. Вы можете опять же устроить соревнование кто сможет закантовать верхнюю лыжу сильнее и по прежнему делать упражнение. Вы уже делали это в самом первом упражнении, я имею ввиду кто лучше закантует верхнюю по склону лыжу.
Восьмое упражнение. Оно основано на седьмом… но включает в себя поворот. Пусть они начнут двигаться поперек склона, поднимут нижнюю по склону ногу не зкакнтовывая ее, дотронуться до ботинка опорной ноги, опустят ее, потом опять поднимут не закантовывая, опять опустят, потом поднимут и – вниматие – закантуют в оторванном состоянии как они делали в шестом упражнении и позволят лыже завернуть вниз и потом поперек склона.
После некоторой практики, на широком пологом склоне, они смогут делать это упражнение в виде связанных поворотов. Дуга поворота – опора на внешний кант – поднять-опустить-поднять-опустить нижнюю по склону ногу – потом поднять и закантовать ее чтобы сделать следующий полу-поворот.
Цель этого упражнения – выработать привычку завершать поворот после переноса веса на внешнемканте. Это то что блокирует формирование плуга при входе в поворот. Расхождение лыж в плуг происходит из-за переноса веса на плоскую лыжу которая в этом положении может без усилия проскользнуть в любом направлении. Обычно происходит выталкивание хвоста. 80% людей на любой средней горе (не только дети) делают это.
Девятое упражнение. Чтобы завернуть по более короткой дуге, надо сильнее закантовать внутреннюю в повороте, оторванную от снега лыжу. Но это трудно сделать – если мы начинаем закантовывать поднятую лыжу, мы начинаем терять равновесие. Чтобы его сохранить, надо наклонить тело в сторону опорной ноги. Мои тренеры называют это движение “counterbalancing”. Вы знаете что это такое. Его можно немного попрактиковать на ровном месте, сначала само по себе а потом с отрывом и закантовкой опорной ноги.
А потом применить это в движении, с амплитудой достаточной для того чтобы не терять равновесие. По началу, достаточно только обозначить это движение. Оно придет позже и на него есть упражнения.
И это уже можно закатывать. Это вполне реальные повороты которые можно использывать в свободной езде.
Подъем свободной лыжи служит двум целям – чтобы дать четкий сигнал (видимый для ученика и учителя) о переносе веса (и увидеть что это произошло) и чтобы видеть что вес находится впереди (иначе оторвется носок лыжи а не хвост).
Для поворота как такового, отрыв лыжи от снега не важен. Важна закантовка внутренней лыжи. По мере выработки автоматизма, можно прекратить отрывать ногу от снега.
Расхождение коленей происходит из за “дифференциального типпинга” в котором закантовывается в основном только внутренняя нога. Это постепенно уйдет, по мере того как тело научиться принимать правильно положение и опорная нога станет закантовываться вслед за внутренней. Расхождение между коленями исчезнет, хотя внутренняя нога будет продолжать вести закантовку. Всегда.
Пока что, наличие этого просвета между коленями – это признак для родителей что дети делают то что им было сказано, то есть закантовывают оторванную от снега лыжу.
Уфф…
Как видите, одна простая последовательность которую можно освоить за два часа учит узкой стойке, переносу веса на внешюю ногу, закантовке от стопы, и управлению поворотом внутренней ногой. В принципе это большая часть последовательности “Direct Parallel” которая учит начинающих параллельному повороту без плуга. Обычно цель – научить параллельному повороту за 1-2 двухчасовых занятия с нулевого уровня.
Я конечно не придумал эту прогрессию. Она описана в книгах которые можно заказать и показана в коммерческих видео. Кадры выше взяты из видео которое можно купить в электронном виде по моему всего за 10 долларов. Но оно на английском а у вас с ним плохо. Я могу сказать вам где его купить в электронном виде если для вас увидеть своими глазами один раз лучше чем сто раз услышать. Я знаю что у вас там с экономикой не очень, не знаю существенные ли для вас деньги эти 10 долларов или нет. Может быть Вы сначала попробуйте пройти всю последовательность сами, может быть все и так понятно. Если у вас получиться, вы сможете ее объяснить детям.
Short Quick Turns eVideo | Harb Ski Systems