17 мгновений уходящего лета
Тарас подходит ко мне, держа в руках натуральный кусок земли. Передавая его мне, он сказал, что это земля со всей Украины, взятая по не многу со всех семнадцати меридианов вдоль нашей 49 параллели. У меня не было слов. Тяжело было прощаться с экспедицией, трудно было расставаться с командой ребят, с которыми ты прожил последние две недели жизни. Абсолютно прекрасная и светлая идея. Чудесное путешествие. Масса эмоций.
Опус 1. История.
49-я! Вроде ни чего особенного, но она в нашей стране самая длинная. Почему бы не проехать вдоль нее, как это сделали наши родители в далеком 66-м году. Нам надо проложить свой, новый маршрут. Пройти свою 49-ю параллель. Было принято решение ехать на своих джипах. И это определило формат путешествия. Изначально, глядя на карту, было понятно, что маршрут проляжет по пересеченной местности. Все точки пересечения меридианов с «нашей» параллелью находятся рядом с какими то селами, городами и т.п. Но главное было, двигаться вдоль самой параллели, стараясь, по возможности, минимально отклоняться он нее. В этом была вся соль затеи. И на самом деле так все и получилось.
Старт был взят в Луганской области. Закончили маршрут фактически на границе с Польшей и Словакией, в Закарпаье.
На луганщине нет границы как таковой. Пограничники указывая нам на поле, говорили, что мол за ним уже Россия. Вот в такой месте, была заложена первая капсула с печатью нашей экспедиции. И началось наше путешествие.
Пару километров по асфальту и все, на поля. Грунтовыми дорогами, болотами, грязью, брусчаткой и, увы, местами, асфальтом.
Опус 2. География.
Маршрута изначально проложили по топографическим картам генштаба, придерживаясь все той же идеи, минимально отклоняться от параллели. Все они, карты, в электронном виде были залиты в ноутбук и с помощью GPS-модуля мы понимали свое местонахождения на маршруте. Работа эта достаточно серьезная, и как выяснилось, ответственная. И фактически только с помощью этих устройств мы и определяли места
пересечения меридианов с параллелью. Прохождение маршрута переросло в увлекательнейшее GPS-ориентирование.
Подобные устройства были в каждом из экипажей. У кого в виде нетбука, у кого в виде встроенного головного устройства в торпедо авто. Это ко всему остальному, помогало уточнять данные. По рациям экипажи постоянно связывались и уточняли показания. Случалось, что указанные места пересечения находились в полях с подсолнухами, кукурузой.
Просто посередине перепаханного поля или на каком то огороде. Куда можно было, мы конечно пробирались уже пешком, и там фотографировали показания координат GPS-а для отчета. В некоторых случаях, когда нельзя было подойти точно на необходимое место, мы фиксировали показания, которые не совпадали на секунды или минуты, что откровенно говоря, было уже не принципиально. Умение ориентироваться по картам с помощью современных технологий, сильно облегчит прохождение не только этого, но и других интересных маршрутов.
В случае передвижения на автомобилях, это просто необходимо. Были места, когда карта нас вела просто через поле, где когда то была дорога. По абсолютно заросшему участку леса или вдоль пересыхающей речушки. Случалась езда чуть ли не по частным огородам. Когда то и тут проходили дороги. А теперь их практически нет. Т.е. в каких то местах угадывались ёё силуэты. Но по ним явно уже много десятков лет ни кто не ходил и уж тем более, не ездил.
Опус 3. Автомобильная составляющая.
В экспедиции участвовали три джипа Митсубиши L200 и одна полноприводная Шкода «Скаут”. Экипаж последней, особенно на финальных карпатских этапах, конечно же объезжал некоторые «внедорожные» участки по асфальтированным дорогам. Но большую часть маршрута, Шкода честно прошла со всей командой вместе. Несколько раз ее вытягивали лебедкой, иногда приходилось аккуратно медленно проходить сложные участки. Высокий клиренс, подключаемый задний мост, здорово помогали Шкоде на бездорожье. А вот джипы были прекрасно подготовлены для самых трудных условий.
Мощные передние бампера с лебедками, очень серьезная защита днища, элементов подвески, двигателя. Специальные диски и соответствующая грязевая резина. Домкраты, сентраки.
Нами было использовано все. Дизельные турбированные двигатели в сочетании с понижающим рядом передач, позволяли медленно, но уверенно, пробираться по очень серьезному бездорожью. Подготовка автомобилей особенно сказалась на тяжелых карпатских этапах. Конечно же, надо отдать должное высокому профессионализму самой команды. Экипажи уже брали неоднократное участие в «офроудерных» покатушках. Посему не понаслышке были знакомы со всеми трудностями, которые могут встречаться на маршрутах.
Были случаи "закипания". Сказывалась езда по полям. Пушок с растений забивал соты радиатора и температура ДВС повышалась до критической. Приходилось все очищать вручную. Пару раз меняли воздушные фильтры. Пыльные дороги давали о себе знать. Один экипаж заменил передние тормозные колодки.
Опус 4. Геокешинг.
Процесс закладки капсул был простым. Находилось собственно место пересечения очередного меридиана /цельноградусного, напр. 25 г.в.д./ с нашей, 49-той параллелью. Это определялось по координатам GPS-навигатора. Его показания фиксировались.
После этого, определялось некое реально место для закладки капсулы с печатью. Это могло быть отдельно стоящее дерево, бетонный столбик или опора ЛЭП.
Все эти места находились в логичном месте на минимальном удалении от собственно самого пересечения. В некоторых местах, закладка капсулы практически совпадала с самим местом пересечения меридиана с параллелью. На нашей карте, закладываемой печатью ставился оттиск, после чего печать клалась в капсулу и закапывалась.
Яма готовилась не большой глубины, буквально сантиметров 20-ть…
Вот и все. Мы выдвигались на следующую точку. Таких точек было 17. Именно такое количество меридианов пересекает 49-ю параллель на территории нашей страны. Еще по одной капсуле, было заложено на границе с Россией, где стартовала наша экспедиция, и практически на границе с Польшей и Словакией, где мы финишировали. Информация про места закладок печатей будет доступна всем желающим проехать этим маршрутом. Дабы подтвердить его прохождение, новые участники должны будут привезти свою карту с оттисками всех заложенными нами печатей.
Опус 5. Культурологическая составляющая.
Эта поездка дала возможность нам лично убедиться в красоте нашей страны. Она потрясающе богата на природные ресурсы. Безумно красивые ландшафты, пересеченный рельеф, потрясающие реки. 49-я параллель проходит по тринадцати областям Украины. Стоит отметить, и мы в этом убедились, что каждый кусочек страны богат на так называемые парарекреационные ресурсы – природные объекты, явления, проявления материальной культуры /социально-экономические, историко-культурные объекты/, биосоциальные /человеческие/ ресурсы, которые ни юридически ни фактически не вовлечены в рекреационно-туристическую сферу, но характеризуются определенным потенциалом.
Таким напр. является старинное имение в с. Маливцы, Хмельницкой области, потрясающий древний костел, остатки крепостных и др. инженерных сооружений «Красного города» около села Нырков, Тернопольской области. Пороги Южного Буга в Винницкой области, место слияния Северского Донца и Оскола в Харьковской. Или напр. памятник Остапу Бендеру на вокзале в г.Жмеринка.
Потрясли «Меловые» горы в Луганской и Ужанский национальний природный парк в Закарпатской области. Прекрасно читающиеся террасы древнего левобережного русла Днепра в Полтавской области в районе Кременчуга. Национальный природный парк «Святые Горы» в Донецкой области. Увы, но сроки экспедиции не позволяли нам посмотреть больше, чем мы могли. Это будет отличным стимулом для повторения маршрута.
Даже в глухих селах ощущалась гармония человека с природой. Старые хаты, обнесенные низеньким редким забором, случайно выглянувшее из-за пригорка голубое озерцо, бесконечные поля подсолнуха. Люди, встречавшие нас хоть и с некой опаской, но все же были дружелюбны. Расспрашивали про цель нашего приезда. К середине маршрута многие нас уже узнавали. Не обошлось и без курьезов. Например, в селе «Красное» Харьковской области местная бабушка меня спрашивает, шо шукаете хлопци… Отвечаю – счастье. Она в ответ, увы, обреченно: Да тут його нема.
Вот так. И смешно и грустно. Там же, в селе, было крайне сложно закопать капсулу из-за постоянно следивших за нами местной ребятни. В другом месте, наша точка пересечения находилась около какого то частного дома. Мы не успели выйти из авто, как очень сильно пьяные и крайне не цензурно выражающиеся «хозяева», без какой либо боязни прогнали нас. Это была еще та сцена.
В селе «Соль» помогали вытянуть трактор из реки… Получилось однако…
Ночевки в полевых условиях доставляли массу удовольствия. Для этого старались выбирать красивые места. Останавливались берегах Северского Донца, Днепра, Южного Буга. Ставили палатки, разводили костёр, готовили вкусную еду. Борщ, плов, шашлыки. На свежем воздухе отлично спалось. Аппетит был просто завидный.
Опус 6. Словарь экспедиции.
- «желтый асфальт» - езда по стерне. На скошенном поле остались высохшие коротенькие стебельки желтого цвета. Газ в пол и полетели.
- «черный асфальт» - езда по полю, на котором выжгли стерню.
- «просто асфальт» - укатанная грунтовая дорога, идущая как правило, вдоль лесополос или по полям
- «муд» - буквально грязь. Большой или очень большой участок дороги, проходящий по жуткой грязи или болоту. Проехать мимо или просто объехать – не спортивно.
- «жесть» - откровенно трудный участок пути, проходящий по серьезному бездорожью.
- «шкода-бэби» - неофициальное название экипажа «Скаута».
- «шноркель» - неофициальное название головного экипажа Л200
- «Люся» и «Буцефал» - официальные названия двух остальных Л200.
- «ненавижу подсолнухи» - условная боязнь того, что очередная точка пересечения
будет находиться посередине поля с подсолнухами. Тоже относиться и к кукурузе.
- «прокурор» - новый ник Сергея – рулевого «Буцефала», получившего его в следствии
прокурорского расследования дела о злостном употреблении алкоголя.
Максимилиан Параллельный
ПС оч сложно было передать в двух словах то, что мне пришлось пережить
уверен, что будет еще подродный отчет по дням, так просто, для памяти....