Преамбула:
Для того, чтобы получить максимальное удовольствие от катания хорошо катать нужно в меньшей степени, чем правильно (правильно для себя) организовывать каталку, учитывая разные мелочи. Даже, самые мелкие-приничтожные мелочи. То есть, желательно наличие катательной стратегии, если можно так выразиться.
Это был мой первый полноценный сезон, за который несколько правил и заметок на полях я для себя сформировал. Хочу поделиться. Надеюсь, в следующем сезоне что-нибудь дополнится. А что-то, конечно, исчезнет, или изменится.
Написано, в основном, имея в виду Бук. Какая-то часть правил, правда, зависит от того, что катаюсь телемарком, да ещё и опыта мало – и это очень затратно физически.
И ещё, написанное – это личное мнение, и оно пока что никуда не убудет, вне зависимости от того, что некоторые вещи могут вызвать неоднозначную, или отрицательную реакцию.
Собственно каталка
1. Время приезда лучше организовать так, чтобы успеть поселиться до 16-17.00. Это для того, чтобы была вечерняя вкатка. В особенности, полезно при открытии сезона, и после длительного перерыва. Это и для подгонки снаряжения и одежды, и для восстановления мышечной памяти. И не нужно гнать себя успеть покататься. Два-четыре раза, не больше. Каталка и вкатка – две принципиально разные вещи. Вкатка – элемент подготовки к следующим нескольким дням катания.
2. Утром нужно пару-тройку раз спуститься по самой лёгкой из ближайших трасс. После этого минут десять перерыв на какой-нибудь скамеечке. Расслабить застёжки, вытянуть ноги, хорошенько пошевелить пальцами, выпить кофе, перестегнуть, поехать кататься. Этот пункт обусловлен тем, что у меня жёсткие и тонкие вкладыши, да ещё и не совсем в размер. После нескольких спусков ноги как-то «устаканиваются», но вначале просто болят и немеют от застёжек. Даже если те не перетянуты, ощущение есть. Нужно расслабить, затем по новой застегнуть.
3. Не завтракаю перед началом катания, только кофе. Завтракать приятней с заработанным аппетитом. Соответственно, в одиннадцать с мелочью ныряю в ближайший Фильварок, чтобы успеть закрыть чек до 11.30 – с тридцатипроцентной скидкой. Завтрак занимает минут двадцать, затем снова вперёд.
4. В половине второго-два вниз, и в гостиницу. Бросить быстро что-нибудь питательное внутрь и принять минут на сорок-час горизонтальное положение. Спать совсем необязательно, но чаще само получается полчаса подремать. После чего, где-то с трёх-половины четвёртого, продолжать кататься. Таким образом, катаешься с открытия подъёмника, и до закрытия. Получая при этом перманентное удовольствие. Психологически даже иногда ощущается, как два дня каталки, и никогда нет желания закончить на несколько часов раньше. В итоге, день заполнен от и до... А если без перерыва, то к трём я укатываюсь. Это правило подразумевает ещё и то, что, кроме Поляницы, окрестные сёла для проживания неприемлемы.
5. Рюкзачок рулит, поскольку всегда с собой горячий чай и шоколадка, телефоны туда же. И ещё, если погода переменчива, или катать наверху (не Бук), где может задувать, туда же запасные рукавицы. Так же рулит и термос. Однозначно. Лучше – литр, или больше. И не китайский. И с двумя крышечками-чашками. Лишние полкило роли не сыграют, но если кому-то из друзей захочется приложиться – без чая не останешься.
... И ещё один плюс рюкзачка и термоса – теперь знаю, что буду дарить друзьям в ближайшие два года на дни рождения. Рюкзачки, бля и, сука, термосы.
6. Банька – обязательно. Ещё и потому, что пару часов между окончанием катания и сном нужно куда-то девать. Но, главное, потому, что это та самая вишенка на торт катательного дня.
7. Музыка. На форуме отношение противоречивое. Не вижу ничего плохого. Люди катаются с музыкой на четырехколесных источниках повышенной опасности, и никто не возражает, что в автомобиле нужно слушать музыку двигателя, шуршание шин, развеселый лай собачек и реагировать на рёв приближающихся шашечников. Пуркуа па? Тем более, своя личная музыка для слушателя всяко лучше местной ламцы-дрицы. Тем более, что лишь приобретя плеер, я проникся, почему меломанам недостаточно мобильных гаджетов: специализированное устройство, таки-да, лучше универсального.
8. Обязательные элементы гостиницы и номера: сушилка, баня; в номере диванчик, стол, балкон. Казалось бы, ничего сверхъестественного, но для случайной среднебуковельской гостиницы шансы такой комбинации стремятся к вероятности Роял Флеша. Желательные элементы – чайник или кулер, холодильник. В гостинице “Anet” кошки, собаки такие, сожрали без остатка мою ветчину, положенную на балкон. Ни к сыру, ни к плачиндам с картошкой, даже не прикоснулись.
9. Рация. Полезна в компании, катающейся порознь за рубежом. Только договориться, чтобы по пустякам не трындеть. Тангента – однозначно. Уникальный, непохожий на другие слова, позывной – однозначно. «XXX вызывает YYY», если спросить, или «XXX для YYY» - если коротко что-то сказать – тоже однозначно. Если без Роджер Бип, то «приём» - тоже однозначно. «Конец связи» – очень желательно. «Вася, ты дэ?» - нежелательно.
10. Крепления и лыжи лучше очищаются снежной щёткой из багажника, чем пальцами.
11. Не знаю, по какой причине однажды протекла смазка Toko Mini, но воняло в машине так, что если бы в этот день нужно было ехать, то на любом посту поджидали бы за километр с хлебом и солью. Теперь заворачиваю её в два пакетика.
12. Функция «контроль карманов». Пока что, тьфу-тьфу, терял из незастёгнутых карманов только сигареты и зажигалки. После чего придумал прикрутить к голове кнопку «контроль карманов». Теперь, после любой паузы с доставанием чего-нибудь, включаю её, и, осознанно, проверяю их все, чтобы не полагаться на бессознательное машинальное закрывание молний.
13. Не упускать возможности попросить кого-нибудь заснять тебя на видео раз за несколькодневную каталку. Хотя бы для того, чтобы напомнить себе, что ты, несмотря на какой-то прогресс, совсем не несёшься со свистом, а едешь очень даже задумчиво. Не говоря уж о том что на видео в глаза бросаются именно вопиющие недостатки, тогда как без него ты исправляешь какие-то мелкие, или, вообще, кажущиеся.
Всяческие другие наблюдения:
А) Тема – езжена-переезжена, и даже моветон, но:
Бордеры.
Классифицировал их для себя, чтобы знать, какую дистанцию соблюдать.
1. Бордер третьего разряда.
- Занимает три места на четырёхместной креселке, и четыре-шесть мест на двухместном бугеле. Поскольку садится на бугель со второй или третьей попытки.
- На креселке он бы и рад занять все четыре места, но сокресельник необходим ему а) чтобы было куда опереть доску во время подгонки чего-нибудь и б) чтобы было, перед кем упасть при сходе с подъёмника
- Падает везде и всегда, поэтому абсолютно предсказуем, и не опасен на дистанции больше его роста. Главное – не садиться рядом с ним на креселку.
2. Второго разряда
- Два места на четырёхместной креселке. Уже знает, что опираться можно будет как о правого, так и левого сокресельника.
- Падает реже, но после падения обязательно медитирует.
- Занимает очередь для всех, следующих за ним, бордеров.
- Низкий темп езды компенсируется абсолютной непредсказуемостью манёвра. Поэтому является самой опасной разновидностью.
- Говорит «я катаю на чёрных». Забывает сказать, что выполняет там функцию узкоспециализированного ратрака, соскребающего снег вниз.
3. Первого разряда
- Одно место на креселке, но это не значит, что тебе будет, куда поставить лыжи, или что твои штаны в безопасности от канта его доски.
- Почти не падает, но медитирует на привычных местах. Исключительно для моральной поддержки упавших там же второразрядников.
- Источник наивосхитительнейших, как ему кажется, снежных фонтанов перед подъёмником.
- Не опасен и почти не вреден, поскольку катает неплохо, и находится на стадии окукливания в следующую разновидность, а именно:
4. Золотой бордер. Редкость.
- Ему не нужно быть предсказуемым. Как препятствие он не существует. Ты для него, впрочем, тоже, поскольку он реально крут. Наблюдать за его катанием – захватывающее зрелище. Ни в очереди на подъёмник, ни на самой креселке, он не выделяется ничем.
5. Бордерша
- Бордершам прощается многое. Кроме их основного занятия – пропихивания вне очереди и расталкивания доской окружающих. Впрочем, это касается и лыжниц, у которых отсутствие доски компенсируется избыточным желанием проехать поперёк очереди к понравившемуся турникету.
Предполагаю, что такую картинку в моей голове формируют не больше, чем процентов десять-двадцать доскеров, воспринимающих борд, в основном, как какую-то субкультуру, главным элементом которой является пофигизм.
Б)
Алкоголь на горе:
Если ты взялся за глинтвейн, помни: после третьей автоматически присваивается второй бордерский разряд. Зато после пятой ты разгрузишь очередь на подъёмник.
В)
Окурки:
Кинь, блин, в урну! Кинь, бля, в урну! Кинь, блядь, в урну!
С) Искренне считаю, что греть машину на стоянке – дурной тон. Вот только как бы и других переманить на сторону добра?
Мои ассоциации.
Лыжник/бордер с GoPro на шлеме – телепузик.
Красиво карвящих лыжников мы, между собой, называем стульями. Случайная ассоциация с одним из приёмов обучения карвингу,
о котором я прочитал в случайной статье – «присесть на соседний стул». Мне попробовать не пришлось, но друзья отметили, что лыжа сама кантуется, нижняя сама выдвигается вперёд на один ботинок – и всё само получается, ещё и голень давит на ботинок, и носки лыж загружаются. И теперь, на подъёмнике, вместо «смотри, как идёт», орём – «бля, какой стул!».
Фотография.
По правилам раздела, вроде, нужно разместить фотографию, поэтому расскажу, как я спасал лыжника.
Сижу, в общем, на скамейке, за столиком наверху семёрки, отдыхаю, чай пью. Наблюдаю за чёрной пятёркой на противоположном склоне. Лыжники какие-то редкие валят, валятся, встают и едут дальше. Их единицы. И тут, замечаю, что на краю склона лыжник упал. Упал и лежит. Людей, как назло, нет. Минуту лежит, две, пять. Изредка двигается, судя по всему пытается встать, лыжами двигает. Подождал я для верности ещё минут несколько и рассказал первому попавшемуся инструктору. Инструктор был с учеником, и по моему виду понял, что я этого просто так не оставлю. Поэтому, посоветовал сообщить персоналу креселки. Что я и сделал. Парень позвонил куда-то, долго говорил. Снова куда-то позвонил, долго говорил. И всё время наблюдал за моим лыжником. По той пятёрке уже несколько раз проезжали люди, но рядом с лыжником почему-то не останавливались. Парень продолжал звонить и смотреть. Я подождал для верности ещё минут пять, посчитал свою функцию выполненной, и уехал восвояси.
А теперь, собственно, фото лыжника на большом увеличении: