Может кому интересно будет.
Я заморочился выбором двухподвеса и оказалось, что не всё так просто. То, что все двухподвесы имеют разный тип подвески, было ясно сразу, но чтоб вот прям так аж настолько разные - не знал.
Началось всё с того, что я хотел разузнать про Scott Gambler dh
Оказалось, что такой тип подвески - не очень, так как при торможении, если блокируется колесо, то и блокируется вся подвеска, двухподвес становится хардтейлом. Облом. Решается это установкой плавающего крепления калипера тормоза, чего в данной модели нету.
Порыл немного тырнет, есть несколько статей про типы подвески (правда немного старые):
Обзор видов подвесок двухподвесов | spbvelo.ru - Все о вело
Вкратце о двухподвесах*-*ВелоТур - велосипеды, велоэкипировка, турснаряжение, палатки, спальники, термобелье, мембранная одежда, треккинговая обувь, альпинизм.
Обзор видов подвесок двухподвесов
Опубликовано Александр Дудкин в Чт, 09/07/2009 - 00:38
Думаю, что твое двухподвес, никому объяснять не надо.
Но байки такого класса сильно отличаются друг от друга по конструкции их подвесок.
Одно-рычажная (одношарнирная) подвеска
Свингарм отделен от переднего треугольника рамы одним основным шарниром или набором линков, передающих усилие на амортизатор, а колесо при срабатывании подвески движется по окружности. Классический пример одношарнирной подвески Santa Cruz S8
Достоинства: Простота конструкции и обслуживания. Хорошая торсионная жесткость, для увеличения которой добавляют дополнительные линки между свингармом и амортизатором. Например, Yeti AS-X.
Недостатки: Раскачивание при педалировании вследствие чего необходимость использования амортизаторов со стабильной платформой, препятствующей раскачке подвески. Например, Progressive Suspension 5element.
При использовании заднего тормоза подвеска блокируется (перестает работать), для предотвращения чего используют плавающее крепление калипера заднего тормоза. Возможное проявление эффекта удара по педалям из-за изменения натяжения цепи при работе подвески. Это не касается байков, имеющих шарнир вокруг каретки, например: Arrow DS3.
или конструкцию с двумя цепями как на BMW и еще паре байков других фирм или система I-drive от GT.
Каретка находится в эксцентрике, который меняет свое положение в зависимости от положения подвески, компенсируя тем самым изменение натяжения цепи.
Вариации на тему одношарнирной подвески
Вариации - это добавление линков, передающих усилие на амортизатор.
Псевдо-четырехрычажная подвеска.
Шарнир, расположеный у задних дропаутов находится на верхнем пере, которое служит для передачи усилия на амортизатор, траектория движения колеса – окружность. Например, Kona Stab Primo или вышеупомянутый Arrow DS3.
Добавление линков по образцу мотоподвески. Например, вышеупомянутый BMW или Rocky Mountain RM9
Достоинства: как у классической одношарнирки + возможность за счет изменения длины и формы линков а также их вариаций изменять характеристики работы подвески.
Недостатки: как у классической одношарнирки.
Четырехрычажные подвески
Классическая четырехрычажная подвеска ( FSR / VPS и т.д.)
Разработка инженера компании Specialized (владелец патента на Хорст-Линк).
В отличии от псевдочетырехрычажной подвески шарнир расположенный возле дропаутов перемещается на нижнее перо. Траектория движения колеса постоянно изменяется и в большей степени направлена вертикально вверх.
Например, классический байк, ставший символом четырехрычажной подвески Specialized Big Hit.
Вариант четырехрычажной подвески – видоизмененная до неузнаваемости FSR (по сути лицензия Спеша в этом случае не требуется). Например, Ellsworth Dare.
На фото хорошо видно отличительную особенность четырехрычажных подвесок – расположение шарнира около дропаута на нижнем пере.
Паралелограмные подвески
Внешне очень похожи на подвеску Ellsworth Dare, но отличаются от них по геометрии и поэтому их выделяют в отдельную подгруппу. Например, Yeti DH9
Достоинства: Высокая чуствительность подвески, работа подвески не влияет на натяжение цепи, а работа заднего тормоза на работу подвески.
Недостатки: Низкая торсионная жесткость подвески, большое количество подвижных соединений, требующих обслуживания, небольшая раскачка при педалировании.
Подвеска с виртуальной точкой вращения (VPP)
Рама, имеющая подвеску VPP, состоит из двух жестких треугольников соединенных между собой системой линков. Основной секрет подвески заключается именно в расположении линков подвески и их геометрии. При работе подвески колесо в каждый момент меняет свою точку вращения и движется по сложной криволинейной траектории. VPP по сути представляет собой видоизмененную FSR. Например Santa Cruz V-10.
Еще один вариант дизайна VPP. Например, Canfield Bros. Fatty Fat
Достоинства: как и у всех предыдущих типов подвески.
Недостатки: необходимость использования высококачественных подшипников и материалов для линков, очень низкая торсионная жесткость подвески, сильное влияние торможения задним тормозом на работу подвески.
Софттейлы
Байки, в конструкции которых вместо шарнира и частично амортизатора используется естественная гибкость и упругость материала рамы, или специальной вставки в перья, которая может быть изготовлена из титановой пластины или карбонового волокна как на Cannondale Scalpel (утоньшение нижних перьев является шарниром). Подвески такого типа используются только в Кросс - Кантри и имеют ход до 100мм.