Штубай. Это слово уже давно вертелось в моей голове и не давало спокойно спать. На протяжении нескольких лет Вадим (aka Goofy) изводил меня рассказами о своих майских поездках.
- Представляешь. В долине весна, птички, цветочки - говорил он мне - а на леднике, в это время, снег. И его много! Отлично подготовленные трассы, внетрассовое катание прямо с подъемников. Разнообразный рельеф. А после каталки: ты в шезлонге, в руке баночка пива и прочая деликатесы. И бла-бла-бла.
Но мне никак не удавалось присоединиться к майским поездкам Вадима, и этот регион катания оставался для меня Террой инкогнито. Это если говорить литературно. Если сказать по-другому, я так хотел там побывать, что Штубайщина для меня была занозой в заднице.
В ноябре у меня была запланирована командировка в столицу Южного Тироля в город Больцано, Италия. Имея возможность присоединить к рабочим дням выходные, стал я задумываться, а как бы извернуться и открыть сезон. В середине ноября, когда в Италии, как и в Украине, снегом и не пахло, нужно было искать ледник. И вот тут снова всплыл регион Штубай. Находясь в Австрии, в 123км от Больцано, имея прямое жд сообщение, это был отличный выход!
Я стал готовиться. Что может быть лучше, чем сбор информации о месте будущей каталки и планирование путешествия!
Регион Штубай – живописная долина, протяженностью 35 км в Альпах Северного Тироля на высоте 950-1000мнум. В долине расположены несколько небольших поселков, наиболее крупные из которых Mieders, Fulpmes и Neustif. В прошлом это наверно были небольшие альпийские деревушки полные коров и пышнотелых доярок, но сейчас эти поселки предлагают то, в чем нуждаются туристы: разнообразное жилье, кафе, ресторанчики и пиццерии, банки и магазины.
Каталку, собственно то, зачем турист зимой и едет, обеспечивают четыре зоны катания (Serles Bahnen, Elfer-Bergbahn, Schlick2000 и Stubaier Gletscher), с горнолыжными трассами общей протяженностью порядка 150км и более 40 подъемниками. Именно самая большая зона катания, расположенная на замыкающем долину леднике, Stubaier Gletscher, меня и интересовала. Почитав в сети информацию и отчеты, посмотрев вебкамеры, глянув на прогнозы, я убедился, что снег есть, и катание в мои даты будет.
Вопрос добирания и передвижения по долине решился быстро. На сайте итальянской железной дороги в расписании движения я выбрал наиболее подходящий для меня поезд. Станцией прибытия был Иннсбрук, красивый городок дважды (1964 и 1976гг) принимавший Зимние Олимпийские игры. Узнал, что при выходе с вокзала, находится конечная остановка шатла, идущего в долину. Добирание же от отеля до места катания обеспечивает ски-бас. Автобус собирает со всей долины туристов и довозит до остановки Mutterberg, нижней станции двойной подвесной канатной дороги Stubaier Gletscher bahn.
Открытым, для меня, оставался вопрос проживания. Я попросил Вадима разослать письмо по базе отелей с датами моей поездки. Но на вежливую просьбу приютить, за скромную сумму, одинокого путешественника никто не откликнулся. Я чуть попереживал и бросил это бесполезное занятие. С Вадиком договорились, что по приезду я явлюсь к Мануэле, хозяйке отеля в котором они стабильно останавливаются на майские. И уже на месте буду разбираться с этим вопросом.
В поездку, я взял с собой только катательную одежду, шлем и маску. Лыжи, палки и ботинки я рассчитывал взять в прокат.
Детальный план поездки сработал на пятерку. Выйдя из здания вокзала в Инсбруке, я сел в шатл. Стоимость проезда от Иннсбрука до необходимой мне остановки в поселке Fulpmes составила 5 с копейками евро. Время поездки, надеясь на австрийскую точность, я знал из расписания (впоследствии я понял, что по шатлам и ски-басам можно сверять часы). Приехав, я увидел красивый отель «Gasthaus Hofer».
Найдя хозяйку отеля Мануэлу, я объяснил ей кто я и поинтересовался, наличием свободных мест. Мануэла посмотрела учетные книги, улыбнулась и выдала мне ключи. Оказалось, что сейчас открытие сезона и все места давно заняты. Но у нее есть незапланированно освободившаяся комната. Правда, комната свободна только на два дня (из трех необходимых). ОК, два так два, не будем раньше времени морочить голову. Впрочем, потом, и эта проблема благодаря Мануэле решилась.
Поселившись, вышел в спортивный магазин, находившийся прямо возле отеля, и договорился о прокате. Затем, пройдя с десяток метров, нашел уютный ресторанчик. Большая порция вкуснейшей пасты и пара бокалов пива обошлись в 12 евро. В дальнейшем в этом ресторанчике я и ужинал.
Утром следующего дня, собравшись, я быстренько пошел в прокат. Выбрал максимально широкие универсалы в свой рост. Сотрудники магазина мне предложили заполнить в компьютере форму, в которой надо было указать параметры лыж, рост, вес, стиль и стаж катания. Результатом был чек, в котором указывалась рекомендуемая величина настройки креплений.
Остановка ски-баса была возле отеля, так что далеко идти с лыжами не пришлось. Автобус пришел точно по расписанию и был практически пуст, хотя позже, не смотря на свои размеры, он забился полностью. В пути ски-бас набирает около 700 метров вертикали и если в долине была красивая ранняя теплая осень, то на конечной остановке Metterberg лежит снег – здесь уже зима.
Путь на ледник начинается парной гондольной дорогой Stubaier Gletscher bahn, которая с высоты 1721 метров забрасывает на промежуточную остановку, здесь уже высота 2302 метра над уровнем моря. Дальше можно продолжить подниматься в кабинках либо пересесть на кресла. Вообще глядя на карту я понял сравнение Вадима Stubaier Gletscher с нашим Драгобратом. Высоты, конечно, побольше (пик Schaufelspitze 3333 метра), масштабность другая, но веером разбегающаяся система канаток, большое количество бугелей, общая, какая то домашняя, атмосфера, быстрота перемещения с одного бока ледника на другой, действительно напомнило Драгобрат.
Глядя на массы людей приехавших на ски-басах и плотно забитую авто стоянку, я ожидал увидеть наверху толпы катающихся. К моему удивлению толп не было. Все как-то аккуратно рассредоточились, трасс хватало на всех. Около трасс катались единицы.
Немного удивило состояние трасс. Не знаю почему, может из-за постоянных снегопадов, но не было классического вельвета. Наблюдались мягкие бугры, легко пробивающиеся лыжами.
Снег был, и его было много. Выпавшие накануне ночью 20 см свежего снега, продолжали оставаться не раскатанными не так уж далеко от трасс. Перед поездкой я попросил Вадима и Яна, неоднократно раскатывавших майский Штубай, отметить наиболее интересные маршруты доступные с подъёмников. С такой картой тратить время на ознакомление с курортом не пришлось. Сделав пару разминочных спусков, я начал потихоньку раскатываться и рядом с трассами. Понравилось полное отсутствие сеток. Вешки, ограничивающие трассы, иногда предупредительные знаки, указатели направлений, а так – полная свобода.
Понятно, что катаясь самостоятельно, я не рвался в ебеня. Выбрав пару интересных маршрутов, я петлял, используя рельеф, удаляясь от трасс на пару метров. Хотя поднимаясь на верхние точки, я видел серьёзных дядек скитуривших далеко за пределами курорта.
Насмешила классическая ситуация, происходящая за границей. Выехав на небольшой гребень, за которым был резкий перепад, остановился осмотреться. Сразу за гребнем сидели два бордиста и обсуждали, на русском, куда ехать. Увидев меня один другому говорит, кивая в мою сторону – ща этот чувак поедет, а мы за ним щеманемся. И говорит так спокойно, не снижая голоса, будучи уверен, что я не понимаю языка. Я улыбнулся, поздоровался с ними и уехал. Каюсь, сам иногда в таких ситуациях бывал.
Понравилось, что на склонах присутствовало большое количество детских школ, от крохотных малявок до подростков. Обратил внимание на людей, катающихся в одинаковых куртках. Как я потом понял это региональные клубы, объединяющие любителей горных лыж и сноуборда в их городах. В Австрии альпийским видам спорта уделяют много внимания.
Так незаметно прошел первый день катания.
Следующий день прошел, в принципе, по той же программе. Сменил в прокате лыжи, интересно было попробовать что-то новое. Немного удивился погоде. Сноуфорекаст обещал солнце, но долина была в легкой туманной дымке. Каково же было мое удивление, когда подъемник «пробил облака» и на леднике уже было чистое небо, видимость на миллион. Обратил внимание, по ски-басу и по стоянке, что людей прибыло еще больше. Но, опять-таки, на загруженность трасс это не отразилось. Каталка, как и в первый день, была замечательная.
Вот такое было у меня открытие сезона
Подытоживая хочу сказать, что от региона Штубай остались самые приятные впечатления. Удобство добирания, уютная атмосфера в долине, наличие ски-баса, три небольших горнолыжных курорта и работающий почти круглый год Stubaier Gletscher, все это предоставляет массу вариантов для отличного отдыха. Очень рекомендую посетить этот замечательный кусочек Австрии.