Джей-джей vs Мэджик-джей
Вокруг лыж Armada в последнее время так много разговоров, что возникло желание их потестить самому (в частности, Armada AK JJ)... Более того, в Пилипце (под кресельной канаткой) расположился тест-центр Армады.. Я три года не был в Пилипце, а сейчас, как раз, везу туда группу лыжников-новичков... Неужели и в самом деле эти "бананы" с креплениями посередине настолько универсальны и совершают сейчас революцию в лыжном катании? Или они нужны только профессиональным бк-фристайлерам...? Нет, я хочу потестить их сам!!!
Сколько раз я себе говорил: "Успокойся, хватит тестировать все подряд! Лыжные технологии достигли совершенства и остались лишь маркетинговые ходы.. Дома уже стоит коллекция, которую не успеваешь обкатывать..." Теперь идет война "рокеров", и парни на смешно загнутых лыжах "мочат" по нереальным каскадам среди деревьев и скал...
Я из той категории лыжников, которая осталась в прошлом веке.. Иных уж нет, а лыжи все короче...
С тех пор, как горнолыжный спорт из элитного стал массовым, все приобрело массовый налет... Новое поколение, возможно, уже и не знает многих кумиров тех лет, которые катались на длинных и прямых лыжах (смотрите фильмы Уоррена Миллера).. Несмотря на морально устаревшую конструкцию, я катаюсь еще достаточно быстро, а иногда и агрессивно.. Правда, рискую уже меньше.. (Кстати, наблюдая в пятницу за прибывшей на соревнования братией "банановых райдеров" на широких лыжах, я поразился их низкой квалификации, а то и полному отсутствию техники катания..).. Только отдельные ребята выглядели профессионально.. Что поделаешь, сегодня мода на фрирайд...
Вокруг Armada JJ так много пафоса, что я просто захотел потестить их сам! Зашел в тест-центр, познакомился с ребятами.. Договорились, что зайду через пару дней и возьму часа на четыре Magic J и AK JJ... И вот, сбежав от группы, выхожу к подъемнику с лопатами Magic J-190!!! Мои "параметры": возраст - senior, рост - 176см, вес - 64кг, крепы еще стоят на 9.. Когда-то, в древности, я катался на лыжах 203см, и ростовкой 190 меня не испугать!
Вщелкиваюсь в крепления Magic J.. Поехали.. Первое впечатление - лыжи абсолютно не катят! (скользяк густо покрыт парафином)... Возвращаться неохота... А так, как моя главная цель - Armada AK JJ, решил не заморачиваться на скользяке.. Magic J - это чисто паудерные лыжи и сегодня их потестить негде! Поднимаюсь наверх и ныряю в ближайший лесок...
Снега много, но паудером и не пахнет, его я прошляпил неделю назад... Ну и ладно.. В паудере на лопатах каждая корова сможет, а вот на этой замороженной "падле", которая сейчас кругом (рядом с трассой) - не каждая... Колеи, бугры, замерзшие ледяные комки, жестяк, крутые повороты и узкие траверсы в кустах и среди елок... Все повороты со сбросом пяток.. Удовольствия мало, но ехать можно.. Лыжи очень маневренные, но довольно массивные, ощущаются на ногах как широкие блейды.. Дискомфорт вызывает только ширина лыж при торможениях-соскальзываниях на расколбасе - неприятно бьют по ногам голенища плотно затянутых "Криптонов".. Останавливаюсь и затягиваю ботинки еще туже! Резать при радиусе 22 негде... Это место явно не для Magic J.. Им нужен простор...
Ладно, поищем что-то помягче.. На общественной трассе Мэджики бревноподобны, но очень вертки и кажутся немного короткими, но о карвинге забудьте... Попробовать, конечно, можете (при радиусе 22 метра..), но последствия не гарантируются... (Мне однажды удалось сделать боди-карвинг на Elan 1111, но на этих монстрах, без привычки, разгоняться по жесткому и не очень ровному реально страшно...!)..
Ухожу с канатки траверсом в сторону Шипота, в поисках нераскатанного снега... Нахожу немного в лесу... Снег тяжелый, но Мэджикам "по барабану"... Это уже почти их стихия, и я наконец получаю фан от плавных поворотов без ударов по ногам! Можно смело нагружать носки! Лыжи достаточно легкие в управлении на невысоких скоростях, хотя и требуют некоторых усилий в тяжелом снегу.. Они кажутся немного короткими и не очень стабильными, если ехать быстро на плоских.. лучше их все время держать немного на кантах (на жестком это требует хороших усилий)...
Кажется, что крепления немного перецентрованы вперед (возможно, из-за тормозящего парафина на скользяке..), но лыжи маневренны и отлично вписываются в узкие просветы между деревьями! Отпустить их полностью и расслабиться ни разу не получилось! Приходится все время сохранять контроль чуть напряженными ногами... Как на Magic J реально мочат крутые райдеры Армады, для меня загадка...? Чувствуется мощный потенциал этой машины, но на жестком и горбатом дать полный джаз на Мэджиках мне было страшно... Очень хочется потестить их на больших снежных полях.. Возникло чувство легкой неполноценности себя...
То, что рокерные лыжи не заныривают в паудере, сомнений не вызывает.. Но проверить это сегодня негде! (Помню, как "подшучивали" надо мной старые (не рокерные) Сеты, неожиданно ныряя в кавказский снег, пока я не поставил на них центруемые крепы и не "отъехал" чуть назад, потеряв в маневренности ..)..
Ну а теперь - звучат фанфары! С чувством некоторой неудовлетворености собой отдаю Мэджики и беру AK JJ-195!!!
На скользяке JJ вижу толстый слой парафина и прошу ребят полирнуть.. Пять минут работы дрелью со щеткой и у меня на ногах банановидная ракета с турбоускорителем! Поехали...
Скажу честно - подходил к знакомству с JJ (после Мэджиков) с небольшой долей скепсиса.. но произошло то, чего сам не ожидал... Первый спуск по трассе, и я чувствую, что лыжи мне, как родные! Не нужно никакой прикатки! О том, что они 195 см, напоминает только их масса, а по управлению - на ногах лыжи длиной чуть больше метра!
Аккуратно катнул по общей трассе, прислушиваясь к реакциям этих банановых "монстров".. Трасса жесткая и немного разбитая, покрыта небольшими буграми. Первое ощущение - лыжи абсолютно гармоничны, отлично сбалансированны, цепки и очень маневренны! Можно резать на скорости большими дугами с носка на пятку.. Центральная часть лыжи очень жесткая... Отличная хватка кантов и легкое управление.. Лыжи относительно легкие по весу, при таких габаритах! Особой "слаломной" живости от широких внедорожных лыж ждать не стоит.. Попробовал пройти в могульном стиле по небольшим жестким буграм в средней части горки.. Напряжно, но в принципе можно.. На разбитом нужно держать строже ноги (как на коротких лыжах)...
При стандартной установке креплений (по фабричной метке), лыжи управляются идеально в равновесной стойке! Нет чувства коротких носков или длинных пяток! Длинные пятки абсолютно не мешают, разве что выглядят странно, когда смотришь сбоку, и немного неудобны при разворотах елочкой... Контактная длина примерно такая же, как и на Magic J, но на JJ можно отлично карвить на скорости по жесткому и ровному склону (именно по ровному, если он жесткий!)!!! Нет, это далеко не слаломки или спортивный карвер! Но если очень хочется, то можно нарезать вельвет вполне эстетично...
Однозначно, трасса - это не их стихия.. и я ныряю в лесок.. Вау!!! Вот это да!!! Вот это вездеход! Скоростной карвер-внедорожник!!! Дуги большие, но если немного дожимать, никаких проблем вообще!!! Маневренность при такой ростовке поражает!!! Еще один приятный момент - если какое-то шальное дерево выпрыгивает прямо перед вами и вы не успеваете разгрузиться, просто ткните коленками в нужную сторону.. и лыжи легко повернут туда, куда вам надо!
На мягком снегу лыжи очень стабильны и предсказуемы! Никакой задней стойки! Никаких напряженных бедер! Можно смело грузить передок! Супер!!!
Вторая половина дня, над Боржавой солнце, заснеженные отроги манят искрящейся белизной.. Хочу успеть катнуть сверху.. Поднимаюсь на креселке и бегу пешком на Гембу...
Я давно и хорошо знаю Боржаву, много катался здесь один.. Катание в одиночку требует наличия здравого смысла и аккуратности.. а в группе - провоцирует на "выпендреж" и доставляет больше удовольствия и адреналина... Я решил, что найду кого-нибудь для совместной покатушки по дороге наверх.. Вверх шли еще трое ребят - мальчик и девочка с бордами и парень с узкими лыжами. Все оказались неопытными и поехали вниз по ратрачному следу.. Ну что ж, катнусь один.. не впервой... Меньше драйва - больше кайфа... Поднимаюсь на отрог, немного отхекиваюсь, быстро любуюсь пейзажем и.. гоу-вниз!
Снег по маршруту спуска довольно разнородный... Сверху на солнце - проваливающаяся корочка с небольшими ледяными застругами, ниже - тяжелый, вязкий наст, местами исписанный промерзшими колеями от лыж и бордов.. В лесочке - несколько нераскатанных полянок с мягким снегом.. Ниже, в тени - жесткий, слежавшийся пак с горбатинами.. и выкат...
Хей-я-а-а!!! Жаль, что я здесь один и не с кем разделить этот кайф!!! Это был реальный фан-карвинг ("фан" - не в смысле укладки на склон, а в смысле удовольствия!)!!! Лыжи резали по всему, что залетало под них, и я испытал короткий, но нереальный восторг от управления шикарным драйверским аппаратом!!! Эх жаль, склон быстро закончился.. и жена с сыном и видеокамерой остались внизу! А я так красиво нарезал на "банановых" AK JJ!
) Тест был коротким, но Джей-джей-ки меня покорили безоговорочно! Моя оценка - десять баллов с жирным плюсом и желание их иметь!!!
Это была АК-ашка длиной 195.. 185-ку решил уже не брать, и так все понятно с ними.. )))
Катнул еще разок по краю леса, и еще несколько раз съехал по общей трассе, сопровождая малыша на сноуборде.. Джей-джей-ки игривы, легко вращаются и отлично едут в свиче.. Катались с сынулей до закрытия канатки.. Лыжи настолько мне полюбились, что не хотелось возвращать их обратно в тест-центр...
Неужели все так "шоколадно" в этих широких бананах? Практически все, и даже больше!!! Не верь глазам своим (крепы посередине!) - эти доски отлично едут и управляются классической лыжной техникой и техникой карвинга.. (и даже отсутствием техники!).. Лыжи изумительно гармоничны при фабричной установке креплений! Никаких особых стоек, навыков или долгого привыкания... Взял и поехал (в отличие от прямых, жестких и длинных "мочильных" досок для фрирайда..)! Я бы даже высказал крамольную мысль - это вещь для райдеров, которые очень хотят, но не очень умеют... Я не могу оценить эти лыжи с точки зрения крутых фристайлеров (пусть они скажут свое честное слово сами), но для агрессивного внетрассового катания - это ПРЕВОСХОДНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ для всех!
Немного о специализации... Самое худшее место для JJ-ек - жесткий, леденистый расколбас.. Это вообще худшее место для большинства лыжников и лыж.. В таких местах нужно только резать.. Чтобы резать нужна скорость.. Скорости нужно не бояться.. Резать по расколбасу нужно уметь.. Падать на скорости в таких местах больно и опасно.. Всегда встает вопрос - где и чем тормозить... Комфортно резать на лопатах по жесткому насту можно до момента первого срыва с кантов .. дальше - как повезет.. На расколбасе кант постоянно срывает! По моим ощущениям, ширина талии, при которой еще можно более или менее уверенно резать на жестком - не более 120 мм, при радиусе - не более 20 м.. Дальше - все очень плохо...
Чем длиннее лыжа, тем стабильнее она идет по расколбасу...
И здесь, неоспоримое преимущество JJ-ек - их маневренность проявляет оборотную сторону медали - нестабильность на жестком расколбасе... Против законов природы (или физики) не попрешь.. Длинный передний рокер, задевая неровности, как рычагом, с легкостью сбивает с траектории короткий центральный конек JJ-ек... Ощущение не из приятных!!! Нервы и ноги на пределе! Постоянно приходится ловить, стремящиеся к свободе и независимости лыжи.. Лыжи норовят стрельнуть куда-то в сторону и нужен непрерывный контроль за ними...
Но здесь, как говорил Василий Иванович, есть один нюанс..
)
Почти у каждого случалось, когда лыжи резко разъезжались на хороших ходах... ((( На обычных лыжах результат практически предсказуем - "приятная" уборка, иногда с красивым хайсайдом..
... У меня это обычно бывает примерно раз в три года... А на JJ-ках я катался один день, и лыжи разъехались трижды (на небольших жестких комках)!!!... Но вот какое чудо!!! Все три раза я их поймал!!!!! Нервы это изрядно потрепало, но фейсом об лед было бы хуже! Ура Armada AK JJ!!! Их можно быстро поймать!
Ответ простой - не катайтесь на JJ-ках по ледяному расколбасу!!! Сколько обычных "райдеров" из ста могут валить по ледяному расколбасу, в принципе, на любых лыжах? Эти доски сделаны для мягкого снега и на нем они просто фантастические, там и катайтесь! Но если надо доехать по расколбасу или жесткой трассе, они это сделают с отличной хваткой кантов...
Я в Джей-джей-ки влюбился за один день! Правда, я не совсем понял, что на них изображено (мне не очень нравится техно-дизайн..)...
Но эта вещь отлично работает!!!
ps. Кто хочет больше маневренности в лесу и у кого меньше опыта, возьмите 185-ку - ее вполне достаточно в Карпатах для всего.. А Акашку оставьте большим мальчикам и для больших гор... А Мэджик Джей..? Ребята.. сядьте поудобней в кресло, зайдите на YouTube и наберите Tanner Hall (если вы не Таннер Холл..).. Это совершенно разные лыжи.. Удачи!